Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемПолина Шестиперова
1 Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания» 2013 год
2 Прогноз – многовариантная гипотеза о возможных результатах и путях развития исследуемого объекта (сферы, отрасли, вида деятельности). Прогнозирование: 1) разработка прогноза в виде формулирования вероятностного суждения о состоянии какого-либо явления в будущем; 2) специальное научное исследование перспектив развития какого-либо явления, преимущественно с количественными оценками и с указанием более или менее определённых сроков изменения этого явления. Социальное прогнозирование – прогнозирование всего общественного, всего связанного с обществом, с общественными отношениями, в центре чего находится человек.
3 1 2 3 изменение общественных отношений изменение всех социальных отношений, вызываемых изменением первых двух базовых элементов изменение самого общества
4 изучение проблемной ситуации в теории и практике; анализ предпрогнозного и прогнозного фона; определение цели и задач; выдвижение гипотез; выбор методов и приемов исследования, обладающих необходимым прогностическим потенциалом; проведение опытно-экспериментальной проверки гипотез и верификации результатов исследования; формулирование выводов и предположений.
5 ВЫБОР ОБЪЕКТА СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ВЫБОР НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОДГОТОВКА И ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ ПО ПРОГНОЗНОЙ БАЗЕ ВЫБОР СПОСОБА ПРОГНОЗА ПРОГНОЗНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ И АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОСТОВЕРНОСТИ ПРОГНОЗА
6 Сущность социального прогнозирования (основные подходы) Подход Бестужева- Лады Подход Шмидта и Смита Подход Шустера Подход Джонсона Подход Лисичкина
7 Подход И.В. Бестужева-Лады: прогноз не предусматривает решения проблем будущего. Его задача в том, чтобы содействовать научному обоснованию планов и программ развития. Подход К. Шустера: прогноз имеет конкретный характер и обязательно связан с «календарем», т.е. с определенными количественными оценками. Подход А. Шмидта и Д. Смита: прогноз – количественное предсказание. Подход Д. Джонсона: прогнозы социальных дисциплин выступают «знаменателями» предсказаний более точных наук. Подход В.А. Лисичкина: выяснение сущности прогнозирования неразрывно связано с необходимостью выработки специфически прогностической системы понятий, в том числе правильного определения самого понятия «прогноз» и отграничения его от таких понятий, как «предвидение», «предсказание», «план», «программа», «проект», «предположение» и «гипотеза».
8 Предвидение социальных явлений и процессов и управление ими тесно связаны. Социальный прогноз отличается от других прогнозов тем, что в социальной сфере проблематично установить эффективность прогноза. Социальный прогноз зависит от ценностных отношений людей. Формулировка цели в социальном прогнозировании носит сравнительно общий и абстрактный характер: она допускает большую степень вероятности. Социальное прогнозирование не обладает директивным характером. Социальное прогнозирование обладает специфическими методами.
9 Особенности социального прогнозирования «Эффект Эдипа» «Эффект Пигмалиона» Изменение объектов исследования на основе решений, учитывающих результаты прогноза. «Эффект Эдипа» появляется там, где предсказанное событие или состояние не достигается не из-за неточности прогноза, а по причине своевременной реакции на точный прогноз, которому не дали осуществиться. Прогнозирование успеха, которое мобилизует людей, им удаётся делать то, что в другом случае было бы невозможно. В этом случае прогноз выступает в качестве стимула, воздействующего на эмоционально-чувствительную, рациональную и волевую сферы человеческой психики, на реализацию творческих способностей людей.
10 ВРЕМЕННАЯ ГРАДАЦИЯ ПРОГНОЗОВ прогнозы бывают: дальне- срочные (свыше 20 лет) долго- срочные (15–20 лет) средне- срочные (5–10 лет) кратко- срочные (1–5 лет)
11 Методология прогнозирования: 1)общая система принципов и результатов человеческой деятельности, процессов познания и философского обоснования способов и приёмов организации всего многообразия видов человеческой деятельности; 2)учение об этой системе. Основа методологии прогнозирования - диалектика, выполняющая: эвристическую, аксиологическую, мировоззренческую и ориентирующую функции. Методология социального прогнозирования
12 Методика прогнозирования – система методов и способов прогнозирования. Методика прогнозирования включает в себя следующие этапы исследования : предпрогнозная ориентация прогнозный фон исходная модель поисковый прогноз нормативный прогноз оценка и уточнение рекомендации
13 Принципы прогнозирования принцип системности принцип эффективности принцип согласованности принцип вариативности принцип верифицируемости принцип непрерывности
14 Экстраполяция – распространение выводов по одной части какого-либо явления на другую часть, на явление в целом, на будущее Моделирование – исследование объектов познания на их моделях, выступающих как аналоги оригинала Экспертиза – формулирование заключения о свойствах объекта на основании оценки или системы оценок Основные способы социального прогнозирования
15 Экстраполяция – распространение выводов, касающихся одной части какого-либо явления, на другую часть, на явление в целом, на будущее. Экстраполяция применяется при аналитическом и диагностическом прогнозах. Пример: вывод об уровне развития какой-либо социальной группы можно сделать по наблюдениям за отдельными её представителями, а о перспективах культуры – по тенденциям в прошлом. Статистическая экстраполяция – проекция роста населения по данным прошлого.
16 Моделирование – специфическое многофункциональное исследование, задача которого – воспроизвести на основании сходства с существующим объектом другой, заменяющий его объект (модель). Моделирование применяется тогда, когда сам объект исследования не может использоваться непосредственно. Цели социального моделирования: отобразить состояние проблемы на данный момент; выявить наиболее острые «критические» моменты («узлы» противоречий); определить тенденции развития и те факторы, влияние которых может скорректировать нежелательное развитие; активизировать деятельность государственных общественных и иных организаций и лиц в поисках оптимальных вариантов разрешения социальных задач.
17 Модель – это аналог оригинала, который должен иметь сходство с оригиналом, но не повторять его, так как при этом само моделирование теряет смысл. Модель является одновременно и средством, и объектом исследования, заменяющим оригинал. ВИДЫ МОДЕЛЕЙ материальные идеальные познавательные эвристические прогностические (модели будущего)
18 проводимое специалистами (экспертами) исследование, включающее: диагностику состояния социального объекта; установление достоверности информации о нём и окружающей его среде; прогнозирование его последующих изменений и влияния на другие социальные объекты; выработку рекомендаций для принятия управленческих решений и социального проектирования в условиях, когда исследовательская задача трудно формализуема.
19 Цель социальной экспертизы – установление соответствия деятельности органов государственной власти, других социальных институтов социальным интересам граждан и задачам социальной политики, а также формирование предложений по достижению этого соответствия. Предмет экспертизы: экспертиза позволяет оценить социальные последствия для населения принятых и подготовленных к принятию социальных проектов; экспертиза помогает установить соответствие реализованного проекта его первоначальному замыслу и принятому по проекту управленческому решению; экспертиза позволяет выявить адекватность восприятия в общественном сознании принятого или подготовленного проекта. Вывод: предметная область социальной экспертизы направлена на преодоление разрыва нормативно-правового и организационно- управленческого обеспечения социальной политики с реальностями жизни.
20 Диагностическая (освидетельствование состояния социального объекта в момент исследования). Информационно-контрольная (исследование информации о социальном объекте и его окружении с целью установить её достоверность и внести соответствующие коррективы, если информация содержит искажения). Прогностическая (выявление возможных состояний социального объекта в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе и возможных сценариев достижения объектом этих состояний). Проектировочная (выработка рекомендаций по тематике экспертирования социального объекта для социального проектирования и принятия управленческих решений).
21 отзыв эксперта на материалы, представленные ему для изучения, который содержит положительные и отрицательные характеристики и общий вывод по этим материалам регулярно повторяющееся исследование одного и того же объекта/явления/процесса по одной и той же методике решение группы смежных задач, где экспертная оценка приобретает инструментальное значение как основа проектирования желаемых общественных состояний и тенденций рецензия мониторинг проект
22 Экспертное заключение письменные ответы на вопросы, которые были согласованы при заключении договора на экспертизу между заказчиком и исполнителем (организатором, экспертом) и являлись содержанием задания на экспертизу Проектная разработка социальный проект с обозначением проблемы, цели и задач проектирования концепции, изложения организационных и экономических вопросов Экспертное наблюдение итоговый документ рекомендательного характера, где основное внимание эксперта сосредоточено на выработке конструктивных предложений, направленных на решение рассматриваемой проблемы Формы представления итогов социальной экспертизы:
23 Ассоциативные методы – процедуры прогнозирования на базе построения специфических аналоговых моделей реальных объектов и процессов. Игры – метод, используемый в непосредственных предплановых исследованиях, а также для верификации прогнозов. Имитирование – построение математических моделей в целях обучения и верификации решений как результатов прогнозного исследования. Историческая аналогия – перенесение во времени или из других областей знания выявленных закономерностей, тенденций развития схожих событий. Каузальное моделирование – установление причинно-следственных связей известных фактов. Метод анализа публикаций – метод, основанный на оценке публикаций об объекте прогнозирования (по принятой системе критериев) и исследовании динамики их опубликования. Методы опережающей информации – группы методов, основанных на свойстве научно-технической информации опережать практическое воплощение достижений науки.
24 Прогнозная экстраполяция – метод, основанный на математической экстраполяции, при котором выбор аппроксимирующей функции осуществляется с учетом условий и ограничений развития объекта прогнозирования. Статический метод прогнозирования – метод, основанный на построении и анализе динамических рядов характеристик объекта прогнозирования и их статистических взаимосвязей. Статистическое моделирование – разработка и анализ моделей, создаваемых на базе статистического материала прошлого и настоящего. Сценарий – разработка и описание вероятного курса событий в исследуемой сфере (среде, системе) и её окружении, начиная с конкретного данного исходного этапа и оканчивая временем упреждения прогноза. Эвристические методы – основываются на анализе исторических и системных детерминирующих связей. Механизм предвидения базируется на экстраполяционных, сценарных, вероятностных прогнозах, статистическом моделировании.
25 Методы обработки данных: контент-анализ; метод «репертуарных решёток» Методы активизации инновационных решений: метод морфологического анализа; мозговая атака; деловая игра Метод «Дельфи» Методы социальной экспертизы Метод экспертной оценки Метод фокус-групп Ситуационный анализ
26 социально-психологические последствия (характер изменений социального благополучия – социальной напряжённости) Последствия проектируемого нововведения социальные последствия (для человека и общества, семей, целевых групп, общностей, институтов, чьи интересы могут быть затронуты; в территориальном аспекте; во временном аспекте) экономические последствия (стоимостные оценки затрат и выгоды; оценка Парето-эффективности; в территориальном аспекте)
27 Бестужев-Лада, И.В., Наместникова, Г.А. Социальное прогнозирование. Курс лекций / И.В. Бестужев-Лада, Г.А. Наместникова. – М. : Педагогическое общество России., – 392 с. Курбатов, В.И. Социальная работа: Учебное пособие / В.И. Курбатов. – М. : «Дашков и Ко»; Ростов н /Д: Наука-Пресс, – С. 436 – 454. Курбатов, В.И., Курбатова, О.В. Социальное проектирование: Учебное пособие / В.И. Курбатов, О.В. Курбатова. – Ростов н /Д: «Феникс», – С. 231 – 249. Луков, В.А. Социальное проектирование / В.А. Луков. – М., – С. 113 – 162. Сафронова, В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.М. Сафронова. – М. : «Академия», – 192 с.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.