Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЗахар Тюренков
1 Александр Николаевич Островский Художественный мир писателя 1 Т.Н.Самсонова. Сузун
2 2 «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр». Он, по справедливости, должен называться «Театр Островского». (И.А.Гончаров – А.Н.Островскому. 12 февраля 1882 г.)
3 Начало пути Александр Николаевич Островский родился и вырос на патриархальной окраине Москвы, в Замоскворечье 31 марта (12 апреля) 1823 года. 3 Т.Н.Самсонова. Сузун
4 Б.М.Кустодиев. Купец Б.М.Кустодиев. Купчиха 4 Т.Н.Самсонова. Сузун
5 5 Н.Маковский. Замоскворечье г.
6 Т.Н.Самсонова. Сузун Первая московская гимназия
7 Закончил Первую городскую гимназию. Поступил на юридический факультет Московского университета. До 1851 года служит в судах и сочинительствует. Т.Н.Самсонова. Сузун Первая пьеса, принёсшая известность Островскому, - комедия «Свои люди – сочтёмся» (другое название – «Банкрот», 1849 г.) Была напечатана в 1850 г. в журнале «Москвитянин».
8 «Свои люди – сочтёмся!» В центре комедии «Свои люди - сочтёмся» - богатый хозяин, ловкий приказчик, коварная дочь. Купец Большов затеял ложное банкротство, чтобы обмануть кредиторов, а приказчик Подхалюзин в конце концов обманул его самого - и состояние присвоил, и дочь Липочку "завоевал". Действие развивается по принципу песочных часов: сила Большова постепенно слабеет, власть его "утекает", в какой-то момент часы переворачиваются - и наверху оказывается Подхалюзин... Т.Н.Самсонова. Сузун
9 Особенности поэтики Островского Поэтика – стороны и элементы организации отдельного художественного произведения или произведения отдельного автора. Соотносил своих персонажей с социальными типажами. Речевая характеристика героев. Смещает центр тяжести с интриги на внутренний мир человека. Отсутствует фигура образованного героя-резонёра. На все социальные проблемы смотрит сквозь призму нравственности. Т.Н.Самсонова. Сузун
10 «Бедность не порок» «Бедность не порок» Т.Н.Самсонова. Сузун
11 1855 – «Не так живи, как хочется» 1855 – «Не так живи, как хочется» Т.Н.Самсонова. Сузун
12 Щёлыково Т.Н.Самсонова. Сузун
13 «Москвитянин». Славянофилы Идеи молодых славянофилов во многом разделяли писатели, художники, музыканты, которые объединились в годах вокруг издателя журнала «Москвитянин» Михаила Погодина. А затем фактически взяли выпуск этого издания в свои руки. Они считали, что основу народности, русской самобытности "обеспечивают" не столько крестьяне, сколько патриархальное купечество. Дворянская культура пропитана ядом индивидуализма, а купеческая среда хранит общинную традицию. Молодые "москвитяне" ходили в замоскворецкие трактиры, слушали рассказы народных говорунов, русские песни, до которых Островский был большой охотник. Т.Н.Самсонова. Сузун
14 Т.Н.Самсонова. Сузун В 1859 г. Островский принял деятельное участие в создании и финансировании Литературного фонда. Целью этого фонда была помощь бедствующим и пьющим литераторам. Островский стал инициатором создания и многих драматургических обществ... К 1859 году он успел разочароваться в славянофильстве, перейти на иные культурные позиции.
15 Журнал «Современник» Т.Н.Самсонова. Сузун С 1857-го Островский - постоянный автор «Современника», здесь печатают восторженные статьи о его творчестве, самый популярный критик той поры Николай Добролюбов в статье «Тёмное царство» (1859) интерпретирует пьесы Островского как образцы социального, обвинительного, критического искусства. Постоянные сотрудники журнала "Современник" в сер х гг. Сидят: И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, А.В. Дружинин, А.Н. Островский, стоят Л.Н. Толстой, Д.В. Григорович (1856)
16 Путешествие по Волге Т.Н.Самсонова. Сузун В 1856-м Александр Николаевич принял участие в экспедиции, которую организовало Морское министерство. Он прошёл на пароходе практически всю Волгу, от истока до устья, наблюдал за нравами уездных поволжских городков, с их патриархальностью, которая давно уже обернулась застоем; эта поездка дала ему материал для творчества на долгие-долгие годы.
17 Творческая история написания драмы «Гроза» Т.Н.Самсонова. Сузун Самая известная из пьес "волжского" цикла - народная драма «Гроза». Место действия - вымышленный городок Калинов на высоком берегу Волги. Время действия - "наши дни". То есть самый конец 1850-х.
18 Т.Н.Самсонова. Сузун «Берег Волги" Эскиз декорации к драме А.Н.Островского "Гроза". 1916
19 Т.Н.Самсонова. Сузун Писать «Грозу» Островский начал в июне-июле 1859 г. и закончил 9 октября того же года. Впервые пьеса была опубликована в журнале «Библиотека для чтения» в январском номере 1860 г. Первое представление «Грозы» на сцене состоялось 16 ноября 1859 года в Малом театре.
20 Через историческую драму к сатирической комедии Т.Н.Самсонова. Сузун Особо интересовала Островского эпоха Смуты, момент краха старой государственности и зарождения новой. Тем кровавым и величественным временам посвящены драматические хроники «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» (1862), «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский»(1867). Народная комедия Народная драма Драма историческая Вернулся к народной комедии, сменив социальные декорации, покинув тесные пределы купеческого дома, перейдя от юмористических картин купеческого быта к сатирическому изображению быта дворянского.
21 Через историческую драму к сатирической комедии Т.Н.Самсонова. Сузун «Волки и овцы» (1875) «На всякого мудреца довольно простоты» (1868) «Бешеные деньги», (1870) «Лес», (1871)
22 Островский в 1870-е годы Т.Н.Самсонова. Сузун «Не всё коту масленица» (1871) «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (1872) «Правда - хорошо, а счастье - лучше» (1877) Вновь появились купцы, а также адвокаты, бюрократы, бедные чиновники, простые обыватели.
23 Островский в 1870-е годы Т.Н.Самсонова. Сузун «Таланты и поклонники» (1881) «Без вины виноватые» (1884) В центре пьес – образ женщины, жертвенно любящей, умеющей прощать, мечтающей о счастье, но этого счастья так и не обретающей.
24 Т.Н.Самсонова. Сузун «Сердце не камень» (1880) «Светит, да не греет» (1880) Вершина этого своеобразного "женского" цикла в поздней драматургии Островского - и настоящим шедевром русского национального театра - драма «Бесприданница» (1878).
25 «Весенняя сказка» «Снегурочка» Т.Н.Самсонова. Сузун Одной из самых ярких и самых загадочных пьес Островского стала музыкальная драма в стихах - "весенняя сказка» «Снегурочка» (1873). В постановке участвовали не только драматические артисты, но и оперная, и балетная труппы; музыку к пьесе написал Пётр Ильич Чайковский. Спустя несколько лет композитор Римский-Корсаков сочинил по её мотивам оперу.
26 Итог многотрудной жизни Т.Н.Самсонова. Сузун В 1881 году Островского пригласили в Комиссию для пересмотра законоположений по всем частям театрального ведомства. Драматург полгода работал над программой перемен; увы, предложения его наткнулись на стену равнодушия. Лишь в 1886 году, уже получая от Государя пожизненную пенсию в 3000 рублей, он был назначен на должность заведующего репертуарной частью московских театров, Малого и Большого, и руководителя театральной школы. Островский был по- настоящему счастлив, артисты ликовали... Но физических сил уже не оставалось. Как горько напишет драматург, "дали белке за её верную службу целый воз орехов, да только тогда, когда у неё уж зубов не стало... Это положение глубоко трагическое".
27 Т.Н.Самсонова. Сузун Островский умер 14 июня 1886 г. прямо за письменным столом, в своём любимом Щелыкове; в тот момент он работал над переводом «Антония и Клеопатры» Шекспира...
28 Использованные ресурсы Т.Н.Самсонова. Сузун
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.