Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемАнгелина Силичева
1 ПАВЛЮТЕНКОВА МАРИАННА ЮРЬЕВНА К. ПОЛ.Н., ДОЦЕНТ Теоретические основания стратегического анализа политики
2 «Стратегия – это большая работа организации. Когда возникает выбор между жизнью и смертью, это – Дао (путь) выживания или исчезновения. Изучением стратегии нельзя пренебречь» … Сунь-Цзы. «Искусство войны».
3 Что такое стратегия? В самом широком смысле это планирование способов, посредством которых организация или индивид может достичь поставленных целей Термин «стратегия» (от греч. Strategia, stratos – войско, ago – веду) - «военное руководство» Первый трактат о стратегии – труд «Искусство войны» Сунь Цзи (500г. до н.э.)
4 Стратегия и тактика (воен.) Стратегия – общий план по использованию ресурсов для установления благоприятного положения Тактика – схема определенного действия. Тактика занимается маневрами, необходимыми для победы в сражении, в стратегия – вопросами победы в войне.
5 Определения стратегии План, метод или ряд действий, направленных на достижение определенной цели или эффекта (Словарь «Wodsmyth») Определение долгосрочных целей и задач, а также принятие курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей (Альфред Чандлер. Стратегия и структура (Cambridge, MA: MIT Press 1962)). Совокупность целей и задач, а также политика и планы для достижения этих целей и решения задач (Кеннет Эндрюс. Понятие корпоративной стратегии (Homewood, IL, 1971)).
6 1. разделение или расчленение целого на части или основополагающие элементы; 2. детальное изучение любого комплексного объекта с целью понимания или установления его природы либо определения его существенных характеристик; 3. углубленное исследование. (Websters Third International Dictionary) Analysis –
7 Характеристики стратегического решения 1. Оно важно 2. Оно опирается на ресурсы 3. Его очень трудно повернуть назад
8 Принципы военно-политической стратегии Баланс между наступательными и оборонительными стратегиями Преимущества нападения с фланга по сравнению с лобовой атакой Функции постепенного реагирования на агрессивные действия Достоинства неожиданности Потенциал обманных действий, эскалации, истощения противника
9 Роль стратегии заключается в достижении определенных целей Основная цель политической стратегии: обеспечить выживание и процветание государства и его граждан. Со второй половины XX века стратегия все меньше концентрировалась на детальных планах и все больше ориентировалась на достижении поставленной цели, успеха.
10 Общие факторы успешных стратегий Простые, согласованные, долгосрочные цели Глубокое понимание окружающей среды Объективная оценка ресурсов Эффективное применение стратегии Успешная стратегия
11 4 базовых элемента стратегии 1. Простые, согласованные, долгосрочные цели (целеустремленность в достижении одной ясно обозначенной цели, которой надо неуклонно следовать). 2. Глубокое понимание окружающей среды (планирование стратегии на основе всесторонней оценки социокультурной среды и политической обстановки) 3. Объективная оценка ресурсов (эффективное использование сильных сторон и защита слабых) 4. Эффективное выполнение (создание структур, позволяющих эффективно использовать ресурсы и способности и быстро реагировать на изменение окружающей среды)
12 4 элемента успешной стратегии можно разделить на 2 группы: внутренняя среда и окружающая обстановка Стратегия является связующим звеном между этими 2-мя группами
13 Основная схема стратегического анализа Государство Цели и ценности Ресурсы и способности Структура и системы Государство Цели и ценности Ресурсы и способности Структура и системы Стратегия Окружающая среда Группы интересов Негосударственные структуры Внешнее окружение Окружающая среда Группы интересов Негосударственные структуры Внешнее окружение
14 Представление о стратегии как о связующем звене между государством и окружающей средой сходно с широко используемой схемой SWOT–анализа. SWOT – метод стратегического планирования, используемый для оценки факторов и явлений, влияющих на проект SWOT–анализ делит все факторы, влияющие на стратегию, на 4 фактора: 1. Сильные стороны 2. Слабые стороны 3. Возможности 4. Угрозы 1-2 факторы имеют отношение к внутренней среде, 3-4 – к внешней.
15 Урок Р. Гранта Произвольная классификация внешних факторов на возможности и угрозы, а внутренних – на сильные и слабые стороны менее важна, чем тщательная идентификация этих внешних и внутренних факторов с последующей оценкой их использования. При анализе стратегии предпочтительнее классификация на внутренние и внешние факторы, тогда стратегическая оценка станет точным и глубоким анализом этих факторов, а не поверхностной классификацией на сильные и слабые стороны, возможности и угрозы.
16 Государство (внутренняя среда) обладает 3-мя совокупностями основных характеристик: 1. Цели и ценности – простые согласованные долгосрочные цели. 2. Ресурсы и способности – объективная оценка ресурсов. 3. Организационная структура и системы – эффективное применение.
17 Задача государственно-политической стратегии состоит в том, чтобы установить, как государство воспользуется своими ресурсами в пределах окружающей среды, и таким образом достигнет своих долгосрочных целей, и как организует себя, чтобы внедрить эту стратегию.
18 Стратегическое соответствие Для того, чтобы представить стратегию как связь между государством и окружающей средой необходимо воспользоваться фундаментальным понятием «стратегическое соответствие». Чтобы стратегия была успешной, она должна соответствовать особенностям внешней и внутренней среды государства – целям и ценностям, ресурсам и способностям, организационной структуре и системам Принципы стратегического соответствия соприкасаются с вопросами организационной структуры и представлением о государстве как о системе взаимосвязанных видов деятельности.
19 Как создается стратегия? Стратегический анализ основывается на том, что стратегия является результатом сознательного рационального анализа, проводимого аналитиком. Однако, стратегии могут возникнуть и в результате адаптации к обстоятельствам
20 Генри Минцберг – критик рационального подхода – выделил: планируемые (intended), реализованные (realized) и неожиданные (emergent) стратегии. Планируемая – задуманная руководством (как результат процесса переговоров, торговли, компромисса) Реализованная – осуществленная на практике стратегия, лишь отчасти связанная с планируемой (лишь 10-30% планируемой превращается в реализованную) Основной детерминантой реализованной стратегии является то, что Г. Минцберг называет неожиданной стратегией – решением, возникающим в результате сложных процессов, в ходе которых отдельные лица, принимающие решения (ЛПР), интерпретируют и адаптируют планируемую стратегию к изменяющимся внешним обстоятельствам.
21 Цитата Генри Минцберг: «Представление о том, что стратегия должна рождаться вдали от мелочей повседневного управления процессом, – это одно из величайших заблуждений традиционного стратегического менеджмента» Эмерджентный подход к созданию стратегии «открывает возможности адаптации и обучения за счет постоянного взаимодействия между формулированием стратегии и ее осуществлением на практике, в ходе чего стратегия постоянно корректируется и пересматривается на основании получаемого опыта». ( H. Mintzberg «The Fall and Rise of Strategic Planning», Harvard Business Review (January-February 1994):
22 На практике Создание стратегии почти всегда является комбинацией рациональных централизованных разработок и децентрализованных адаптаций. Аспект планирования стратегии включает в себя некоторое количество организационных процессов, благодаря которым происходит обдумывание и обсуждение стратегии, а также принятие окончательного решения. Стратегическое планирование сочетает в себе четкий план и случайность. Баланс между между этими 2-мя аспектами в большой степени зависит от стабильности и предсказуемости окружающей среды По мере того, как окружающая среда становится все более турбулентной и все менее предсказуемой, при создании стратегии все больший акцент делается на общем направлении и все меньший – на конкретных решениях.
23 Различные роли стратегии 1.Стратегия как подготовленное решение Стратегия предполагает общее направление действий и критерии принятия решений, помогающие позиционированию и созданию возможностей. Стратегия улучшает принятие решений: 1. Упрощает решения, ограничивая диапазон альтернативных решений и сокращая поиск приемлемого решения. 2. Процесс создания стратегии позволяет объединить знания различных людей в единое целое. 3. Процесс создания стратегии облегчает применение аналитических инструментов – схем и техник.
24 2. Стратегия как механизм координации Стратегия облегчает координацию: 1. Стратегия – инструмент коммуникации, для эффективного сотрудничества необходимо привлечь различные структуры, уровни, заинтересованные группы. 2. Создание форума, на котором происходит обмен мнениями и достигается согласие. 3. Осуществление стратегии посредством отслеживания целей и решения задач на протяжении запланированного периода создает механизм, гарантирующий, что организация движется в нужном направлении
25 3. Стратегия как цель Стратегия – взгляд в будущее, решающим компонентом стратегии является «стратегическое намерение» – идея достижения желаемого результата. Стратегия, главным образом, должна отслеживать максимально полное использование ресурсов для получения необходимого результата.
26 Роль анализа в выработке стратегии Систематический анализ вносит жизненно важный вклад в стратегический процесс. В отсутствии анализа стратегические решения становятся жертвой борьбы за власть, интересов отдельных людей и склонности принимать желаемое за действительное. Концепции, теории и аналитические инструменты дополняют, а не подменяют собой опыт и креативность. Их роль заключается в создании общей схемы организованной дискуссии, работы с информацией, учета мнений, помощи в достижении консенсуса
27 Роль анализа в выработке стратегии Роль стратегического анализа в том, чтобы облегчить понимание проблемы. Аналитические методы позволяют идентифицировать, классифицировать и выявлять принципиальные факторы, имеющие отношение к стратегическим решениям. Аналитические схемы и методы позволяют развивать управленческую гибкость
28 Литература 1. Грант Р. Современный стратегический анализ. 7-е изд. – СПб: Питер Ожиганов Э.Н. Стратегический анализ политики М.: Аспект Пресс, Ожиганов Э.Н. Стратегическая культура и национальная безопасность. / Развитие России и мира: наши перспективы в концепциях и сценариях. Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ (293). 4. Панарин А. С. Стратегическая нестабильность в XXI веке. М., Алгоритм, Почепцов Г.Г. Стратегический анализ. Киев Почепцов Г.Г. Стратегия – 2-е изд. – М.: Смарт Бук, Саати Т., Кернс К. Аналитическое планирование. Организация систем. М.: Радио и связь, 1991.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.