Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемАнтонина Шигина
1 Системно - деятельностный подход в образовании: развитие учебной деятельности в основной школе Воронцов А.Б.
2 Знание – «информация, присвоенная человеком». Умение - «подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым точно быстро и сознательно на основе усвоенных знаний и жизненного опыта, которые, совершенствуясь и автоматизируясь, превращается в навыки». Навыки – «действия, выполняемые автоматически». Функциональная грамотность – «присвоенные алгоритмы, позволяющие человеку быть адекватным социальной ситуации».
3 компетентность: а) является интегрированной (см. рис.), б) в отличие от элемента функциональной грамотности позволяет решать целый класс задач, в) в отличие от навыка – осознана, г) в отличие от умения – переносима (связана с целым классом предметов воздействия), совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетентностями: через осознание общей основы деятельности наращивается компетенция, а сам способ действия включается в базу внутренних ресурсов. д) в отличие от знания существует в форме деятельности (реальной или умственной), а не информации о ней.
4 Эффекты развития Результат Функциональный орган Решение задач Продукт Субъективное пространство активности Продуцирование(порождение) Эффект Самостоятельность, Инициатива Инициация новых вызовов
5 Системно- деятельностный подход Требования к образовательным результатам Система оценивания Требования к структуре основной образовательной программе ступени школьного образования
6 Психологическая база деятельностного подхода Культурно-историческая теория Л.С. Выготского Теория деятельности А.Н. Леонтьева Возрастная периодизация Д.Б. Эльконина Теория учебной деятельности и учебного предмета В.В. Давыдова 6
7 В основу теории учебной деятельности положена психологическая модель учебного процесса, намеченная в концепции культурного развития Л.С. Выготского и в трудах его последователей
8 освоение знаковых средствосвоение смыслов Периодизация культурного развития по Д. Б. Эльконину 7 лет 10 лет 15 лет 8
9 Теория культурного развития и ее главная составляющая – периодизация развития, предложенная Д.Б. Элькониным «Культурное развитие» представляется через соотношение двух жизнедеятельностных линий, которые по очереди доминируют по ходу взросления ребенка. Одна из линий (операционно-техническая) отображает динамику рефлексивного освоения средств/способов действия, а другая (смыслообразующая) освоение аффективно-смысловой стороны накопленных возможностей, которая опробуется в инициативном продуктивном действии
10 Ориентиры содержания образования Основная школа – линия смыслообразования. Образовательный процесс должен оказаться созвучен новой доминанте личной инициативе и индивидуализации. Условия: сведение к минимуму учительского контроля за ходом учебной деятельности в рамках дисциплин, которые осваивались с начала школы; организация развернутой практики квазиисследования (т.е. учебной деятельности) на новом материале и с высокой степенью творческой самостоятельности; организация практики инициативного опробования освоенных способов действия в широких задачных контекстах (например, в рамках проектов).
11 Ориентиры содержания образования Основные результаты основной школы: освоение способов действия на «компетентностном» уровне, то есть уровне, позволяющем свободно адаптировать способ действия к различным контекстам; завершение формирования «учебной деятельности» как обобщенного и внутренне мотивированного способа освоения понятийного содержания; формирование начальных форм теоретического мышления (анализ, планирование, рефлексия) как обобщенной мыслительной способности, имеющей широкий перенос
12 Основные образовательные ориентиры Начальная школаОсновная школа Тип образовательного взаимодействия Воспроизводство (в форме «учебной деятельности») обобщенных способов действия Инициативное опробование освоенных способов в полипредметных задачных контекстах. Углубленное и развернутое освоение новой научной предметности в режиме самостоятельного исследования. Качество присвоения способов действия Предметный уровень, освоение с пониманием: ориентация на существенные отношения в основе способа действия Функциональный уровень освоения способа (ориентация на границы способа и поле его осмысленных применений). Сформированность учебной деятельности Принятие задачи на поиск общего способа. Различение учебной и частно- практической задач. Рефлексия на соответствие способа условиям задачи. Свернутая самостоятельная форма учебной деятельности на продолжающейся программе. Развернутая рефлексия на ключевые понятия (модели) в рамках новой предметной области. Сформированность теоретического мышления Ориентация на существенные отношения в задачах, построенных на основе житейски освоенного содержания Преобразование правила (алгоритма) действия в соответствии с изменением условий (формальный прототип рефлексивного мышления). Преобразование содержательных оснований действия (принципа, модели) в соответствии с изменением условий.
13 Особенность основной школы Итак, согласно периодизации, возраст основной школы приходится на вторую фазу образовательного цикла, когда учебное действие, т.е. действие по распредмечиванию учебного содержания, приобретает черты самостоятельности и инициативности, а осваиваемые способы действия начинают функционализироваться
14 «Педагоги по-другому должны научиться организовывать весь образовательный процесс» «Усвоение школьниками знаний и умений должно происходить в форме учебной деятельности» (В. В. Давыдов) Что такое учебная деятельность? Первостепенная педагогическая задача
15 Деятельность – творческое преобразование людьми окружающего мира, а и а итоге самого человека. Компоненты деятельности по А.Н. Леонтьеву: -Потребности и мотивы: -Цели, условия и средства их достижения; -Действия -Операции -Деятельность всегда носит только предметный характер (т.е. отчетливо себе представлять предметное содержание ее компонентов, содержание ее конечного продукта)
16 1.Создание внутренней потребности и мотивации для усвоения материала в форме учебной деятельности Такая потребность возникает только в условиях реального или мысленного экспериментирования с тем или иным материалом. С целью расчленения в нем существенно-общего и частного, с целью прослеживания их взаимосвязи. Для справки: знания о взаимосвязи существенно-общего и частного называются теоретическими. Потребность ребенка в учении как раз и состоит в его стремлении получить знание об общем в предмете, т.е. теоретические знания о чем-либо посредством экспериментирования с предметом. Условия правильной организации образовательного процесса
17 «…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать – вот основания нетрадиционной педагогики, основанной на психологической теории учебной деятельности…» Г. А. Цукерман,
18 Игровая деятельность Трудовая деятельность Организационная деятельность усвоениеучение Целенаправленное преобразование того или иного материала с помощью экспериментирования Учебная деятельность Для справки: учебное экспериментирование носит всегда творческий характер РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
19 Такого рода ситуации, в которых действие ученика направлено на поиск общего принципа решения задачи принято называть учебными в отличие от конкретно-практических, в которых действие ученика направлено на получение ответа, на результат, а не на способ решения. Учебная задача - ?
20 2. Условия правильной организации образовательного процесса Постановка перед школьниками учебной задачи и ее решение анализ условий происхождения тех или иных теоретических знаний; преобразование школьниками условий задачи, не решаемой известными ему способами. Это действие направлено на поиск и обнаружение общей основы частных особенностей всех однородных задач; моделирование в предметной, графической или знаковой форме уже выделенного отношения в решаемой УЗ (не всякая схема модель, а та, которая фиксирует некоторое общее существенное отношение условий); преобразование модели с целью тщательного изучения свойств выделенного в ней общего отношения; конструирование соответствующих обобщенных способов действий
21 3. Условия правильной организации образовательного процесса Контроль и оценка как учебные действия как компоненты учебной деятельности Контроль обеспечивает школьнику правильное выполнение других учебных действий; Оценка позволяет ему определить, усвоен или не усвоен (и в какой степени) общий способ данной учебной задачи Необходимо различить в образовательном процессе контроль и оценку как учебные действия учебной деятельности от контроля и оценки как педагогические действия педагогической деятельности
22 Учебная деятельность В основе традиционных теорий учения лежат такие понятия: ассоциация, наглядность, сочленение наглядности со словом и упражнение. Основными понятиями теории учебной деятельности являются: действие и задача. Учитель должен втягивать детей не в упражнения, не в повторение того, что было до этого, не в запоминание некоторого готовенького, а втягивать в размышление о том, чего не известно. Учебная деятельность требует, чтобы педагог обучал детей через решение системы учебных задач. А решить учебную задачу - это преобразовывать, действовать с учебным материалом в неопределенной ситуации Учебная деятельность - это преобразование. Преобразование - это ломка предметов или всего того, чему учат школьников или чему хотят научить. Ломка – это прежде всего поиск. Поиск не имеет какой-либо законченной формы, он всегда - движение в неизвестное. Постановка учебной задачи должна быть в руках учителя, понимающего, какие трудности ожидают его в этом движении в неизвестное. Он преодолевает их с помощью учащихся.
23 Принципы учебной деятельности Принцип восхождения от абстрактного к конкретному. Введение в учебный предмет начинается с освоения учениками наиболее общего принципа построения этого предмета, из которого выводится все многообразие конкретных правил и определений. Принцип моделирования. Существенные свойства изучаемого предмета специально выделяются для человека с помощью особых средств - учебных моделей, которые могут быть представлены как в графическо- знаковой, так и в словесной форме. Принцип поиска. Существенные свойства изучаемого предмета не сообщаются обучающимся в готовом виде. Учитель строит учебную ситуацию таким образом, чтобы помочь школьникам самостоятельно их найти и зафиксировать в виде моделей. Необходимость поиска не диктуется требованиями учителя или учебника. Поиск мотивирован для учащихся внутренней логикой содержания обучения. Принцип действия. Дети открывают новые способы действия, осуществляя реальное преобразование объектов и материалов, с которыми они работают. Дискуссии организуются только по поводу результатов реальных практических действий школьников
24 Традиционная учебная программаДеятельностная учебная программа Основа: построены в соответствии с требованиями формально- логических представлений о человеческом мышлении Основа: диалектическое понимание мышления Структура: от наблюдения за многими частными проявлениями какого-либо объекта к выделению в них некоторых одинаковых общих элементов. «Общее знание» как результат сравнения частных явлений Структура: через действия преобразования материала выделение существенного (всеобщего) отношения – «общее знание» через анализ обнаружение многочисленных частных проявлений Итог: каталог, классификация, конгломерация знаний (информационное знание) Итог: целостная система знаний, где решающая роль принадлежит действиям учащихся Теория учебной деятельности лежит в основе разработки учебных программ
25 Рефлексия как способность: Компоненты учебной деятельности, критичные для развития рефлексии: осознавать цели, способы и средства действия и мысли. Понятия как умственная схема (ремейк) действия. Знаки и символы, опосредующие действия и их умственные схемы. понимать точки зрения других людей, видеть вещи с чужой точки зрения. Учебное сотрудничество со сверстниками и младшими учениками. понимать самого себя: знать свои ограничения и возможности самоизменения. Детская самооценка: умение определять критерии оценки, строить оценочные шкалы…
26 Структура образовательного процесса и его организация определяется также теорией учебной деятельности Урок - место постановки и решения учебных задач Практики – место решения частных практических задач Индивидуальные (групповые) занятия (мастерские, консультации, лаборатории) - место решения индивидуальных задач учащихся Образовательные модули - место «компетентностного» использования освоенных знаний, умений Домашняя самостоятельная работа – место индивидуальной образовательной программы
27 Педагогическая технология деятельностного подхода Технология решения системы задач (развивающего обучения) Система учебных задач Система конкретно- практических задач Система проектных задач Общие способы решения большого круга частных задач Отработка отдельных операций входящий в способ Деятельностное содержание Перенос общих способов действия в реальную (модельную) жизнь
28 В основе Стандарта лежит системно - деятельностный подход, согласно которому на всех уровнях организации образования – начиная с программных документов, кончая методическим обеспечением каждого педагогического действия, соблюдаются следующие условия: понятия раскрываются через цели, способы и средства человеческих действий, лежащих за этими понятиями. способы и средства действия не сообщаются в готовом виде – в форме образцов, правил и определений, а задаются в виде ситуаций, обеспечивающих самостоятельный поиск и открытие этих средств и способов. присвоение способов и средств действия обеспечивается не только системой тренировки, но и через разнообразие организационных форм работы, обеспечивающих учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. создаются инструменты, позволяющие соотносить полученный результат действия и намеченную цель, и обеспечивающие непрерывный мониторинг образования для всех его участников. Эти условия в равной степени относятся и к действиям учеников, и к педагогическим действиям, и к действиям тех, кто управляет образованием. 28
29 место «проб и экспериментирования» ритмы в образовательном процессе коллективный субъект учебной деятельности разновозрастное учебное сотрудничество освоение культурных предметных способов действий/средств и их «перенос» в квазиреальные ситуации разнообразие форм и видов деятельности; педагогическое (встроенное) наблюдение и экспертная оценка как ведущие «инструменты» становления личности младшего школьника
30 Признаки деятельностного подхода на группе уроков 1.Наличие задачи (задачный принцип). Для этого набор у учителя предметных, учебно- предметных ситуаций (сценарий блока урока); 2.Поисковая активность детей на уроке; 3.Детские, а не учительское действие (моделирование ведущее учебное действие); 4.Диалоги, обсуждение, комментирование 5.Оценка действий детей, а не личностей. Оценка учителя как одна из возможных на уроке.
31 Для «выращивания» учебной самостоятельности подростков как одного из главных (ведущих) результатов образования в основной школе необходимо: В содержании образовательных областей: усилить поисково-исследовательский, проблемный характер предметного содержания, связанный с опробованием, моделированием, экспериментированием в рамках образовательных областей; повысить роль проектной деятельности учащихся; перейти на вариант Базисного учебного плана, который дает бόльшую свободу школе и учащимся в построении рабочего учебного плана, создает предпосылки для выхода на интегративный, межпредметный характер учения, что будет способствовать разгрузке учащихся и увеличению времени на школьный и ученический компонент; наметить возможные индивидуальные образовательные маршруты (траектории) в рамках образовательных областей, исходя из индивидуальных особенностей и наклонностей учащихся В организации образовательного процесса: перейти от классно-урочной системы обучения к системе концентрированного обучения; создать специальные места (образовательные пространства) – творческие мастерские и творческие лаборатории, библиотека и т.п. – с целью помощи учащимся в освоении индивидуальных средств и способов учения, в выборе индивидуальных образовательных маршрутов в отдельных учебных предметах и областях знаний; сосредоточить контрольно-оценочную деятельность учащихся на анализе и оценке способов и результатов собственной самостоятельной работы; перевести контрольно-оценочную деятельность учителя, во-первых, на помощь в освоении учащимися способов учения, во-вторых, на фиксацию исключительно достижений учащихся; повысить роль и значение разных видов проектов в учебной и внеучебной деятельности учащихся
32 Средняя общеобразовательная школа Общая схема организации учебного процесса (концентрированного обучения) в основной школе 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 1 неделя Вторник Среда Четверг Пятница 8 часов Первичная Диагностическая работа Проверочная работа 1 Тетрадь для самостоятельных работ (обязательная проверка учителем) «Портфолио» ученика с набором творческих работ (урок-презентация) Место встречи учителя и ученика (разрешение проблем и ликвидация трудностей учащихся, помощь в Обязательная работа по самоконтролю за освоением темы Творческая работа по теме (по желанию учащихся) Мастерская для учащихся Проверочная работа 1 урок- презентация Кол лек тив ное ре ше ние уче бно й зад ачи Работа в классе Самостоятельная работа уч-ся Результат
34 Результаты основной школы (по стандарту 2004 года) Понимает и принимает ценность образования : мотивирован к его продолжению в тех или иных формах, независимо от конкретных особенностей выбираемого подростком дальнейшего жизненного пути; Умеет учиться: не только определять границы и дефициты своего знания, но и находить способы и пути преодоления своих трудностей; умеет переносить способы действия из одной предметной области в другую, социальную жизнь; Обладает развитыми формами мышления, способствующими решению большого круга предметных, социально-ориентированных и личностных задач; Обладает социальным опытом, позволяющим ему ориентироваться в быстро меняющемся мире и взаимодействовать с людьми; Готов осуществить индивидуальный ответственный выбор собственной образовательной траектории
35 Нелинейное расписание: максимальное расхождение с экспертными оценками в мониторинге ФГОС Нелинейным (динамическим) называется расписание занятий в том случае, если оно является подвижным – меняется не реже, чем раз в месяц или недели чередуются, есть возможность для педагогов разных учебных предметов объединять и интегрировать свои занятия, используя разновозрастные и разноуровневые учебные группы, для учащихся обеспечена возможность самим выбирать занятия как по интересам, так и возможность посещать разноуровневые занятия для повышения эффективности и качества освоения основных предметов 48% в мониторинге, хотя на курсах ПК этому не учили
36 Принципы конструирования ООП задачный принцип построения программы для освоения общих способов решения управленческих задач; модульный принцип построения содержания программы; проектный принцип освоения содержания программы моделирование как принцип конструирования содержания программы; принцип индивидуализации в ходе освоения программы; командный принцип реализация проектов через кооперацию участников изучения программы; отстрочечный характер оценки выполнения программы; продуктивность как основной принцип результативности освоения программы; публичность и презентационность оценочных процедур по окончании освоения программы; экспертный характер оценки результатов и продуктов реализации образовательной программы
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.