Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЗинаида Рочегова
1 1 Гарольд Берман Западная традиция права: эпоха формирования Harold J. Berman Law and Revolution The Formation of the Western Legal Tradition
2 2 Основной тезис книги: В XI-XII веках в Европе произошла «Папская революция» - фундаментальные изменения, обозначившие появление «Западной» цивилизации Возникла единая католическая церковь, феодальные отношения, города, университеты Это привело к масштабным переменам – демографическим, политическим, экономическим, религиозным, культурным Все это было связано с изобретением нового способа общественной организации и западной традиции права
3 3 «… неотъемлемой частью христианской веры считалось отрицание всякой ценности попыток коренным образом изменить закон этого мира. Мирской закон считался справедливым и даже священным. Он проигрывал только в сравнении с законом Божьим, который один мог спасти злых людей от адского пламени. Именно такое отношение к праву и к месту церкви в мире и претерпело коренное изменение в конце XI и в XII в. церковь вознамерилась переделать и саму себя, и окружающий мир посредством права. Церковь сделалась юридическим лицом, видимой, корпоративной общностью, не зависящей ни от имперских, ни от королевских, феодальных или городских властей. Были сформулированы автономные своды права, сначала в рамках церковной сферы власти, а затем и в рамках разных областей светской сферы – отчасти чтобы сохранить связность каждой власти, отчасти чтобы произвести реформу каждой из них, а отчасти чтобы уравновесить их все. Эти новые явления стали возможны только потому, что фундамент их был заложен раньше. Именно тогда была создана основа для формирования стабильных сообществ; этой основой cтал единый populus christianus, в котором не было ни отделения церкви от государства, ни отделения права и других средств общественного контроля. С социологической и исторической точек зрения существование такого единого общества было необходимой предпосылкой создания в будущем разнообразных, автономных, соперничающих систем права, как церковного, так и светского. Без этого единения новые правовые системы воспринимались бы как чисто механические и бюрократические, они не смогли бы достичь своих высших целей – связности, реформы и равновесия».
4 4 В результате: Население Европы в гг. выросло в 1,5 – 2 раза В 1050 г. в Европе было 2 города с населением 10 тыс. человек и и около 20 с населением 2 тыс. человек. К 1250 г. некоторые города достигли 100 тыс., десятки городов – 30 тыс., сотни – 10 тыс. Произошли крестовые походы, массовая миграция и колонизация севера и востока Европы, расчистка лесов Возникли университеты, романская и готическая архитектура, литература, философия Резко ускорился технологический и экономический прогресс
5 5 Предыстория и предпосылки: Особенности общественной организации германцев Распространение христианского мировоззрения Переход от племенной организации к королевской власти Латинская традиция и особенности мировоззрения западной церкви Клюнийской движение Личность: Гильдебранд – папа Григорий VII
6 6 Мировоззрение древних германцев (франки, алеманны, готы, бургунды, лангобарды, англы, саксы, вандалы, и др.) Право: святость обычая Логика отношений: судьба и честь Расплата: кровная месть/вира Процедура: переговоры и народное собрание Аргументация: божий суд и присяга
7 7 Христианское мировоззрение и влияние христианства Миром правят не враждебные силы, а единый Бог, создавший мир и пославший своего Сына, чтобы спасти человека Человечество едино, и все люди рождаются равными перед лицом Бога Христианство несло идеал мира и гуманных отношений между людьми Священники и монахи способствовали распространению грамотности и нововведений, они осваивали новые земли
8 8 Переход от племенной организации к королевской власти Карл Великий, империя Возникновение королевств Норманнские завоевания
9 9 Латинская традиция и особенности западного христианства Западноевропейское и византийское христианство различались до XI века гораздо меньше: священники и монастыри были интегрированы в общество - подчинялись светским властям, владели собственностью, имели семьи Имели место мировоззренческие различия: западная церковь мыслила в терминах греха, суда и искупления
10 10 Клюнийское движение В начале X в. был основан монастырь во французском местечке Клюни, который подчинялся не местному сеньеру, а папе римскому Позже монастырь получил привилегию принимать под свое управление другие монастыри, проводившие у себя т.наз. Клюнийскую реформу, суть которой заключалась в возрождении строгой духовной и аскетической жизни К XII в. число таких монастырей, разбросанных в разных местах, дошло до 2 тысяч Клюнийские монастыри стали базой «папской революции» XI-XII вв.
11 11 Борьба за инвеституру Борьба пап за право назначать епископов, за независимость епископов и монастырей от светской власти Борьба с симонией и введение целибата Избрание папы собранием кардиналов (конклавом) Григорий VII – «святой дьявол» Вормсский конкордат 1122 г. Результат: возникновение католической церкви как отдельной корпорации
12 12 Институциональные новшества XI-XII веков 1. Вслед за католической церковью возникли корпорации – общности, организованные на основе собственных правовых норм (светские государства, города, гильдии, университеты) Иными словами, возник плюрализм юрисдикций, при котором внутри общества сосуществуют различные правовые системы, осуществляющие власть в сфере своей компетенции 2. Управление корпорациями было доверено специальному корпусу профессионалов, которые проходят специальное обучение 3. Наука права, которой они обучаются, существует в диалектическом отношении к реально существующим правовым учреждениям; «существует напряженность между идеями и реальностью» Право воспринимается как единый развивающийся организм, имеющий внутреннюю логику 4. Право выше политических властей
13 13 «Открытие» римского права В XI в. в Италии была найдена рукопись Кодекса Юстиниана (Corpus juris civilis) Были созданы первые университеты в Болонье, а затем в Париже, Оксфорде и др. Возникла традиция обсуждения и толкования текстов римского права глоссаторами, записывавшими свои комментарии на полях рукописей (глосса – греч. слово) На этой основе возникла схоластическая наука, основанная в первую очередь на толковании смысла текстов Представление о праве, вырабатываемое таким образом в университетах, постепенно распространялось в практику судов
14 14 Католическая церковь Католическая церковь превратилась в обособленную мощную корпорацию Жизнь и деятельность этой корпорация была организована на основе ее собственных законов и правил Церковь имела широкую сферу компетенции и обладала властью выносить решения не только по религиозным делам, но и по вопросам морали, семьи, наследования, собственности и др. Основой церковной юрисдикции стала первая западная правовая система – каноническое право
15 15 Светское государство Отграничение сферы компетенции католической церкви означало и возникновение идеи светского государства «Уменьшение сакральности светской власти было связано с представлением о множественности и разнообразии этих нецерковных политических формирований и их правовых порядков» Параллельно с Папской революцией возникла и идея правового государства – где регулярно издаются законы, создаются судебные системы и происходит управление посредством права.
16 16 Феодальная система Феодальное право регулировало отношения сеньор- вассал; эти отношения имели договорный и взаимный характер До XI в. эти отношения, как и отношения помещика с крестьянами, не регулировались систематически правом; впоследствии возникло регулирование а) отношений покровительства-верности и б) передачи земли в лен; правила поведения стали более четкими и универсальными «Ни один вассал не должен быть наказан или лишен лена иначе как по закону наших предшественников и приговору равных ему»
17 17 Манориальная система По мере упрочения христианства отмирало рабство В XI-XII повинности крестьян стали регулироваться значительно точнее К XII в. все крестьяне в Западной Европе имели охраняемые законом права «Каждый барон суверен в своем баронстве» Суд и управление осуществлялось курией, в которой, как правило, председательствовал стюард (замещавший сеньора) и которая включала всех, «вплоть до последнего серва»
18 18 Города, гильдии и торговое право Города были коммунами, основанными на договорности отношений и личном участии Городское право часто основывалось на писаных хартиях, устанавливавших организацию управления и права Гражданские права включали рациональную судебную процедуру и вынесение решения «равными» Горожане были свободны от феодальных повинностей Внутри коммуны гильдии были братствами, члены которых были связаны клятвой защищать и помогать друг другу Торговое право управляло особым сословием людей (купцами) в особых местах (на ярмарках, рынках, в портах)
19 19 Университеты Разновидностью гильдий были университеты – специализированные ассоциации студентов и преподавателей, чьи коллективные права были обычно гарантированы хартиями, данными князьями, епископами или городами Они были самоуправляемыми корпорациями и сами определяли квалификацию своих членов В основе жизни университетов был положен принцип университетской свободы – право студентов и преподавателей обсуждать любые факты и мнения
20 20 Основные черты западной модели социальной организации Заранее известные «правила игры» … сформулированные в терминах прав Принятие решений по определенным правилам и процедурам … представителями особой профессии … при участии «равных» Понимание права как объективно существующего и развивающегося организма
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.