Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемГеннадий Шкурат
1 ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ РЕЧИ Предпосылки к овладению словесной речью
2 язык как средство общения и язык как средство развития сознания. Из этого вытекает необходимость тщательного и квалифицированного рассмотрения всех, даже самых маловыразительных проявлений зачатков речевого поведения детей, тех вводных навыков, с которыми они поступают в условия целенаправленного коррекционного обучения. При этом любые конкретные истоки речевых действий должны рассматриваться в двух аспектах:
3 Временные рамки первоначального этапа Весь первоначальный этап обучения словесной речи глухих и слабослышащих детей раннего возраста (до 3-3,5 лет) примерно совпадает с тем периодом онтогенеза речевого развития слышащего ребенка (до 1-1,5 лет), когда мышление является безречевым (наглядно-действенным)
4 Проявления словесной формы речи у глухих малышей У слышащих детей эта форма речи проявляется как эмоционально окрашенные голосовые реакции на фоне комплекса оживления и неотнесенный или отнесенный лепет при различных манипуляциях с предметами. То, что является самоценным для детей раннего возраста с нормальным слухом, должно быть значащим и для неслышащих детей до начала их специального обучения.
5 Значимость речевых зачатков Поэтому как в период диагностического обследования детей с нарушениями слуха, так и в течение всего первоначального этапа обучения словесной речи необходимо тщательно выявлять те проявления речевого поведения и развития языковой способности, которые выступят в качестве отправных моментов в дальнейшем речевом развитии дошкольников.
6 Задача педагогов в отношении зачатков речи у глухих детей Сурдопедагог совместно с воспитателями и родителями детей непрерывно в разных условиях пребывания каждого ребенка отслеживают и фиксируют как позитивные факторы основные предпосылки к овладению словесной речью. Взрослые обязательно обращают внимание на то, как смеются или плачут дети (с голосом или без голоса).
7 Важно замечать: репертуар настроений в смехе, и в плаче, когда ребенок находится либо в одиночестве, либо в присутствии взрослых, некоторые дети меняют силу голоса в зависимости от того, близко или далеко находится взрослый. Такой фактор безусловно является позитивным в плане оценки возможностей ребенка в дальнейшем речевом развитии. Многие дети ожидают ответной реакции взрослого на свои крики и запоминают их как необходимый элемент коммуникации. Они усваивают их как способ общения с окружающими, который и доступен, и надежен в новых ситуациях.
8 Ценными предпосылками являются: прослеживание различных действий взрослого с предметами и сопровождение их речью. И родители ребенка, и любой взрослый, занимающийся с малышом, должны преднамеренно демонстрировать любое действие с предметами (при уходе, кормлении, одевании, раздевании, обыгрывании предметов) и при этом проговаривать названия предметов и действий. Делается это естественно, без утрирования, но наглядно, выразительно, привлекая к своему лицу взгляд ребенка.
9 В результате мы ожидаем возникновение компонентов языковой способности голосовые реакции, неотнесенный и отнесенный лепет, внимание к лицу говорящего, подражание предметным и речевым действиям, использование простых указательных и описательных жестов, непроизвольное артикулирование, угадывание смысла обращенной речи по ситуации и др.
10 Важное значение имеет внимание к звуковым сигналам. Многие глухие дети не только реагируют на разные гудки, стук, свистки, гул машин, громкую речь, но и сами стремятся извлекать разные звуки из предметов, ударяя их друг о друга, действуя со звучащими игрушками. Все эти проявления способностей детей, не обученных словесной речи, и должны оцениваться как предпосылки к овладению языком.
11 Тематика занятий Программой определены основные темы, которые расширяются на каждом последующем году обучения. Этот перечень включает тематику, близкую ребенку дошкольного возраста в силу его бытовых потребностей, познавательных и социальных интересов. Это такие темы, как семья, игрушки, овощи, фрукты, одежда, обувь, посуда, мебель, продукты питания, животные, растения, части тела, дом, транспорт, профессии и др.
12 Длительность изучения темы работа по одной теме продолжается в течение нескольких занятий; определение их количества зависит от актуальности темы, интереса детей к ней, их возраста и уровня умственного и речевого развития. в течение определенного периода (месяца, квартала, полугодия) к ней необходимо возвращаться, активизировать представления детей и обогащать речевой материал.
13 Выбор последовательности знакомства с разными темами Это определяет педагог содержание работы по теме различается в разных возрастных группах. В младшей группе по сравнению с ясельной увеличиваются объем речевого материала, количество приемов работы.
14 Примерный перечень видов работ Например, работа над темой «Одежда» в ясельной группе, которая проводится в течение нескольких занятий, может включать: 1. действия с предметами кукольной одежды, 2. соотнесение предметов одежды с их изображениями, 3. подбор парных картинок, 4. складывание разрезных картинок, 5. проведение дидактических речевых игр.
15 Формы словесной речи В процессе использования этих методических приемов дети учатся различать названия одежды (кофта, штаны) 1. на слухо-зрительной основе, 2. по подражанию взрослому прочитывать глобально эти слова, 3.подбирать парные таблички, 4. приближенно называть предметы, 5. понимать и выполнять простые инструкции (надень, сними кофту...).
16 Степень доступности разных тем различна, поэтому на начальном этапе некоторые темы повторяются чаще, например «Игрушки», «Одежда», «Продукты питания», с содержанием некоторых дети только начинают знакомиться
17 Отбор речевого материала Весь речевой материал, предназначенный для отработки и усвоения детьми на начальном этапе, заранее фиксируется на табличках. Предусматривается его предъявление в устной и письменной форме, часть знакомого материала может предъявляться детям на слуховой основе, за экраном.
18 Применение словаря в разных условиях В процессе работы над речевым материалом должны быть обеспечены разные условия его применения в детском саду и дома: 1. в быту, 2. в играх 3. другой деятельности.
19 пример отбора речевого материала по теме «Игрушки». Речевой материал предъявляется в виде словосочетаний и фраз. Дальнейшей отработке подлежат отдельные слова. 1-й год обучения (1-я младшая группа): Посмотрите, кто к нам пришел. Это кошка. Кошка говорит «Мяу-мяу». Погладьте кошку. Кошка хочет спать. Кошка, спи. Кто тут еще есть? Тут собака. Собака лает «ав- ав». Собака хочет есть. Покорми собаку. Собака ест. Собака говорит: «спасибо». Собаки нет. Где собака? Там.
20 2-й год обучения (младшая группа) К нам пришли гости. Посмотрим, кто там. Зайка пришел. Зайка говорит: «Привет». Зайка бежит. Убежал. Нет зайки. Кто тут еще? Это лиса. Лиса таниует. Потанцуй с лисой. Лиса говорит: «Пока». Нет лисы. Тут еще мишка. Мишка идет: топ-топ. Ой, мишка упал. Помоги мишке.
21 Исходная форма речи и вспомогательные Исходной формой речи в действующей системе обучения словесной речи глухих и слабослышащих детей в дошкольных учреждениях принята устная речь. Формирование речи первоначально организуется на слухо-зрительной основе, Слушание через активизацию остаточного слухового резерва происходит с помощью звукоусиливающей аппаратуры индивидуального и коллективного назначения.
22 В ходе индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия постепенно увеличивается объём речевого материала, отрабатываемого на слух. Поэтому слухозрительное восприятие начинает функционировать не только в слитном варианте, но и по отдельным видам речевой деятельности.
23 фонетическая ритмика речевые движения вызываются и поддерживаются крупными движениями рук и туловища. Говорение базируется на акустических, зрительных и кинестетических ощущениях.
24 Глобальное чтение как вид речевой деятельности необходимый этап в овладении аналитическим чтением (со знанием и различением буквенной структуры слова). У отдельных детей замечен высокий уровень способности чтения с таблички, когда они находят и узнают её не только в горизонтальном, но и в стоячем положении (таблички вставлены тем или другим концом в какую-то подставку). Различать таблички дети начинают по самым несущественным признакам (по месту расположения в наборном полотне, по длине полоски бумаги, помятым уголкам, точечкам, пятнышкам, крапинкам и пр.).
25 Заблуждения педагогов Педагоги, работающие с малышами, иногда бывают уверены, что дети запомнили общее изображение самого слова, так как достаточно адекватно реагируют на используемые таблички. Но стоит обновить некоторые таблички: заново их написать тем же печатным шрифтом, но на бумаге иного качества, полосках другой длины или буквами другого размера (чуть крупнее или мельче), и может возникнуть сбой. Дети вдруг начинают путаться.
26 Как избежать натаскивания детей на различение и узнавание табличек. Ускорение процесса глобального чтения происходит, если разнообразить условия применения табличек, варьировать сопоставление слов на табличках, начиная от резко различающихся слов до близких и сходных по буквенному составу. Например, вначале сопоставляются: мяч и кукла, юла и машина, а потом машина и мишка, покажи и положи, Олег и Оля и т. д.
27 Методические приемы К наиболее часто используемым приемам относятся наблюдение, демонстрация предметов, картинок, слайдов, выполнение действий по подражанию педагогу, дидактические игры и упражнения, речевые упражнения и др.
28 Наблюдение На начальном этапе развития речи проводятся первичные наблюдения. По мере развития речи детей педагог может организовывать повторные наблю дения за предметами и явлениями. В процессе наблюдений проводится сравнение предметов и действий, позволяющее выделить сходство и различия, обобщать.
29 рассматривание реальных предметов, муляжей, картинок Непосредственное восприятие детьми предметов или их изображений сочетается с речью педагога, действиями детей, отраженным проговариванием.
30 широко используются демонстрация действий, элементы инсценирования. Практическая деятельность рисование, лепка, аппликация, изготовление поделок Игровые приемы
31 Игровые приемы связаны с использованием разнообразных игрушек, чаще всего образных. Предполагается сюрпризность появления игрушек и предметов, действия, «выполняемые» игрушками, их неожиданные исчезновения и появления, одобрение или порицание действий детей и др.
32 Дидактические игры В качестве материала дидактических игр используются игрушки, картинки, реальные предметы. Некоторые игры предполагают использование атрибутов костюмов представителей профессий (врача, почтальона, повара).
33 Требования к дидактическому Материалу
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.