Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЭдуард Тяпушкин
1 Особенности креативного обучения По современным представлениям, развитие креативных способностей у детей - одна из принципиальных целей образования. Насущной задачей сейчас является воспитание такой личности, которая была бы способна принимать самостоятельные решения, находить выход из разных ситуаций, личности, способной к творчеству. Важнейшей задачей в развитии творческих способностей учащихся является создание комфортной социально - гуманной среды. Благоприятный психологический климат характеризуется атмосферой раскрепощенности, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создает комфорт и условия для творческой работы, раскрывает потенциальные возможности личности. К средствам влияния на психологический климат относятся : демонстрация благожелательности классного воспитателя к своим воспитанникам ; знаки внимания ; интерьер классной комнаты ; разнообразные формы работы воспитателя на классных часах, во внеурочное время ; речевые, пластические, мимические средства и многое другое. НОУ " Аврора ", 2013 г. 1
2 Создатели теории развивающего обучения выделяют несколько наиболее устойчивых позиций, которые будут способствовать созданию на уроке атмосферы творчества и развития : 1. Учитель должен научиться демонстрировать детям живое мышление. Он выступает не как носитель готовой информации, а как человек, который знает, как возникают знания. 2. Знания на уроках не предъявляются в готовом виде, они выводятся, формулируются путем коллективного рассуждения, на основе уже имеющихся знаний, из прошлого опыта детей. 3. Основной целью урока является не поиск и решение определенной суммы учебных задач, не погоня за все более высокими показателями, а создание таких педагогических ситуаций, такой атмосферы, в которой должна состояться мысль, где постоянно работает детская интуиция, догадка. 4. Главной задачей учителя является не « донести », « объяснить », « показать », а организовать совместный поиск решения возникшей перед ним задачи. Такие условия обучения требуют от учителя умения выслушать всех желающих, встать на позицию каждого отвечающего, чтобы понять его логику и найти выход из постоянно меняющейся учебной ситуации, анализировать ответы, предложения детей, и незаметно вести их к ответу. НОУ " Аврора ", 2013 г. 2
3 Понятно, что немаловажным условием для решения обозначенной проблемы является воспитание педагогом собственной креативности. Чтобы развивать творческие способности учеников, педагог сам должен быть творческой личностью, стремиться к преодолеванию в себе силы инерции, шаблона, формальности в преподавании. НОУ " Аврора ", 2013 г. 3
4 Дж. Гилфорд выделил следующие способы стимуляции творческой активности : Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны учителя, его отказ от выставления оценок и критики в адрес ребенка способствует свободному проявлению дивергентного мышления. Обогащение окружающей среды самими разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности. Поощрение высказывания новых идей. Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросов дивергентного характера применительно к самым разнообразным областям как учебного, так и внеучебного характера. Использование личного примера творческого подхода к решению проблемы. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы. НОУ " Аврора ", 2013 г. 4
5 Психолог В. Н. Дружинин считает, что креативность является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. Для формирования креативности необходимы следующие условия : Отсутствие образца регламентированного поведения. Наличие позитивного образца творческого поведения ( в первую очередь на развитие способности влияет общение детей с взрослыми людьми, обладающими развитыми креативными способностями ). Создание условий для подражания творческому поведению. Социальное подкрепление творческого поведения. НОУ " Аврора ", 2013 г. 5
6 Креативное обучение базируется на следующих принципах : 1. Принцип соответствия внешнего образовательного продукта учащегося его внутренним потребностям. 2. Принцип индивидуальной образовательной траектории учащегося в образовательном пространстве. 3. Принцип интерактивности занятий, осуществляемый при помощи телекоммуникаций. 4. Принцип открытой коммуникации по отношению к создаваемой учащимися образовательной продукции. Среди условий, препятствующих развитию креативности, выделяют следующее : 1. Конформизм – желание быть похожим на других, не отличаться от него в своих суждениях и поступках. 2. Цензура – неодобрение со стороны окружающих. 3. Ригидность – стремление пользоваться старыми знаниями, затрудненность ( вплоть до полной неспособности ) в изменении намеченной программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки ; недостаточная подвижность, переключаемость мышления по отношению к меняющимся требованиям среды. 4. Желание найти ответ незамедлительно, чрезмерно высокая мотивация, часто способствующая принятию непродуманных решений. 5. Стремление к успеху во что бы то ни стало. НОУ " Аврора ", 2013 г. 6
7 Важными для формирования творческих способностей детей явились когнитивные методы обучения ( методы учебного познания ). Особенностью познавательных методов является то, что их применение приводит к созданию образовательной продукции, то есть креативному результату. Выделяют следующие когнитивные методы : 1. Метод эмпатии ( вживания ) означает « вчувствование » человека в состояние другого объекта. Главное – это воспитание эмпатии, т. е. умения перевоплотиться в другой образ и посмотреть на мир его глазами. Это развивает способность мыслить и понимать явления с различных точек зрения, учит включать в познание не только разум, но и чувства. 2. Метод образного видения – эмоционально - образное исследование объекта. 3. Метод эвристического наблюдения. Цель данного метода - научить детей добывать и конструировать знания с помощью наблюдений. 4. Метод исследования. Выбирается объект исследования ( природный культурный или иной ). Ученикам предлагается по заданному плану исследовать объект. Цели исследования – план работы – факты об объекте – опыты, рисунки опытов, новые факты – возникшие вопросы и проблемы – версии ответов, гипотезы – рефлексивные суждения – осознанные способы деятельности и результаты – выводы. НОУ " Аврора ", 2013 г. 7
8 Дополнительно также используются креативные методы обучения, которые ориентированы на создание детьми личного образовательного продукта. Познание при этом возможно, но оно происходит « по ходу » собственно творческой деятельности. Главным результатом является получение продукта. 1. Метод придумывания. Позволяет детям создать ранее неизвестный продукт в результате их определенных умственных действий. Данный метод реализуется при помощи следующих приемов : а ) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта ; б ) отыскивание свойств объекта в иной среде ; в ) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта. 2. Метод « если бы …». 3. Метод гиперболизации предполагает увеличение или уменьшение объекта познания, его отдельных частей или качеств. 4. Метод агглютинации, при котором соединяются несоединимые в реальности качества, свойства, части объектов. НОУ " Аврора ", 2013 г. 8
9 Применение интерактивных методик на уроках истории для формирования креативного мышления Образовательные технологии состоят из интерактивных методик, которые способствуют вовлечению ученика в активный процесс получения и переработки знаний. Интерактивное обучение - это « обучение через опыт », « обучение, погруженное в процесс общения », т. е. основанное на взаимодействии ученика как с другими учащимися, так и с педагогом. Приведем несколько примеров, показывающих приемы эффективной работы с повествовательными текстами. Один из самых интересных – Стратегия « ИДЕАЛ ». Слово « идеал » последовательно разбивается на составляющие его буквы, которые означают следующее : И – идентифицируйте проблему. Д – доберитесь до ее сути. Е – есть варианты решения. А – а теперь за работу. Л – логические выводы. Данная работа может идти в группах, в парах и индивидуально. Прием помогает ученику работать с большой текстовой информацией, которую теперь в избытке можно найти в наших учебниках и по истории, и по обществознанию. НОУ " Аврора ", 2013 г. 9
10 В учебниках истории и обществознания встречается очень много понятий. И в ЕГЭ, соответственно, много заданий, связанных с понятийным аппаратом исторической науки. Работу над понятиями можно сделать достаточно разнообразной и интересной. Здесь можно использовать следующий прием – « Мышление под прямым углом ». В одной связке выступают : « Понятие - Факт », « Понятие - Мнения », « Понятие - Ассоциации », « Понятие - Символ ». НОУ " Аврора ", 2013 г. 10
11 Еще один из интерактивных приемов, направленный на рефлексию учащихся – « ПОПС - формула ». Он был создан профессором права Дэйвидом Маккойд - Мэйсоном ( ЮАР ). Учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента « ПОПС - формулы »: П – позиция. О – объяснение ( или обоснование ). П – пример. С – следствие ( или суждение ). Технологичность приема заключается в следующем : Первое из предложений ( позиция ) должно начинаться со слов : « Я считаю, что …» Второе предложение ( объяснение ) начинается со слов : « Потому что …» Третье предложение ( пример ) начинается со слов : « Я могу доказать это на примере..» Четвертое предложение ( суждение ) начинается со слов : « Исходя из этого, я делаю вывод о том, что ….» НОУ " Аврора ", 2013 г. 11
12 При работе с текстом можно также использовать приемы из технологии критического мышления. Например, « Инсерт », что в дословном переводе означает « интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления » ( авторы Воган и Эстес, 1986., модификация – Мередит и Стил, 1997). Прием осуществляется в несколько этапов : 1. Учащимся предлагается система маркировки текста с тем, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом : «V» ( галочной ) помечается то, что им уже известно. «-» ( знаком минус ) помечается то, что противоречит их представлению. «+» ( знаком плюс ) помечается то, что является для них интересным и неожиданным. «?» ( вопросительным знаком ) помечается то, что неясно, или в отношении чего возникло желание узнать больше. 2. Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения. 3. Учащимся предлагается систематизировать информацию, поместив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу : 4. Последовательное обсуждение каждой графы таблицы. Предметная область использования приема : учебные тексты с большим количеством фактов и сведений. Он способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала. Очевидно, что этапы « Инсерта » соответствуют трем стадиям : вызов, осмысление, рефлексия. НОУ " Аврора ", 2013 г. 12 V+-?
13 В рамках этой же технологии используется таблица « Знаю, хочу узнать, узнал », являющаяся одним из одним из способов графической организации и логико - смыслового структурирования материала. Форма удобна, т. к. предусматривает комплексный подход к содержанию темы. 1 шаг. До знакомства с текстом ( модулем в целом ) обучающиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбцы таблицы « Знаю » и « Хочу узнать ». 2 шаг. По ходу знакомства с текстом ( содержанием курса ) учащиеся заполняют графу « Узнал ». 3 шаг. Подведение итогов, сопоставление содержания граф. НОУ " Аврора ", 2013 г. 13 ЗнаюХочу узнатьУзнал
14 « Поле проблем ». Эта технология позволяет актуализировать собственные представления учеников, основанные на их личном социальном опыте. Обычно используется в начале знакомства с темой. Возможны два варианта использования технологии : 1 вариант. 1 этап. Каждый ученик получает несколько чистых карточек, на которых формулирует проблемы ( например, связанные с жизнью большого города или с миграцией людей ). 2 этап. Ученики объединяются в группы. Раскладывают заполненные карточки, выбирают те проблемы, которые отмечены у всех ( у большинства ), и прикрепляют соответствующие карточки на отдельный лист. Можно ограничить задание : выбрать только 3 или 5 наиболее важных проблем. 2 вариант. 1 этап. Класс делится на две группы. На листе бумаги в произвольной форме ученики каждой группы пишут проблемы ( можно предложить проиллюстрировать их рисунками или символами ). 2 этап. Обводят одним цветом те проблемы, решение которых зависит от самих людей, и другим цветом, когда требуется помощь государства. НОУ " Аврора ", 2013 г. 14
15 « Мозговой штурм ». Это - форма интенсификации мыслительной деятельности, ее цель – стимулировать аудиторию ( класс, группу ) к быстрому генерированию большого количества новых и оригинальных идей. Правила проведения « Мозгового штурма »: 1. Никакой критики. Негативные оценки предложенных идей должны быть отложены до более позднего этапа дискуссии. 2. Приветствуются любые предложения, какими бы нелепыми они не казались – очень просто упустить идею и очень сложно ее найти. 3. Чем больше идей, тем лучше, тем вероятнее нахождение оптимального варианта решения проблемы. 4. Кроме генерирования собственных идей, каждый может вносить предложения об улучшении и дополнении чужих вариантов или об объединении двух или более идей в одну более общую. НОУ " Аврора ", 2013 г. 15
16 « Корзина идей ». Данный прием применяется на стадии знакомства с новой темой для создания перспективы предстоящей работы. На доске или на больших листах бумаги можно нарисовать корзину, в которую можно условно « собирать » все имеющиеся у учеников знания и представления по новой теме. В корзину можно « сбрасывать » факты, мнения, идеи, имена, примеры, проблемы, понятия. Учитель кратко записывает сказанное учениками на доске вокруг корзины. Эти записи используются в ходе изучения материала, а также на заключительном этапе работы для подведения итогов, когда происходит осмысление данных, предварительно собранных в корзину, их подтверждение, уточнение или исправление. НОУ " Аврора ", 2013 г. 16
17 « Кубик Блума ». На гранях кубика написаны начала вопросов : « Почему », « Объясни », « Назови », « Предложи », « Придумай », « Поделись ». Учитель ( или ученик ) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу соответственно грани, на которую выпадет кубик. НОУ " Аврора ", 2013 г. 17
18 «RAFT – технология ». Использование «RAFT- технологии » пособствует развитию творческих умений учащихся. Она предполагает выбор ими жанра своего сообщения ( текста ). Ученики выбирают : R - роль ( от чьего лица составляется текст ), A – аудитория ( кому адресован текст ), F – форма ( жанр текста или устного сообщения ), T – тема ( вопрос, который будет рассмотрен ). Варианты выбора не ограничены. НОУ " Аврора ", 2013 г. 18 РольАудиторияФорма УченыйНаучная конференцияНаучное сообщение ЭкскурсоводТуристыЭкскурсия Журналист ( радио ) РадиослушателиИнтервью личности ИностранецЗемлякиПисьмо или рассказ по впечатлениям Журналист ( статья в газете ) ЧитателиОчерк о событии, анализ ситуации, размышления на тему.
19 « Аквариум ». Техника применяется на занятии, предполагающем обсуждение неоднозначных, дискуссионных проблем, формирование оценочных знаний. Ученики разделяются на малые учебные группы. Этапы организации занятия : 1. Учитель формулирует проблему. Группам дается небольшое время для ее обсуждения, коллективной выработки точки зрения и выстраивания системы аргументации своей позиции. 2. От каждой группы выделяется человек, представляющий ее позицию ( или двое, если позиций оказалось две ). Представители групп собираются в центре аудитории за отдельным столом и начинают публичную дискуссию. Остальные молча следят за ходом обсуждения ( наблюдают, как за аквариумом ). Группы могут помочь своим представителям только с помощью записок ( подсказать дополнительные выводы, сформулировать контрвопрос оппонентам ). 3. Обсуждение проблемы заканчивается либо по истечении определенного времени, либо после достижения согласия между представителями групп. В заключение проводится критический разбор дискуссии всеми учениками, которые наблюдали со стороны. Внимание при этом следует обращать на сам процесс представления точки зрения, обоснованность аргументов, полемические умения участников дискуссии. НОУ " Аврора ", 2013 г. 19
20 « Водоворот ». Предполагает групповую деятельность. Каждая группа получает свой лист для выполнения задания и ручку ( фломастер ) определенного цвета. Преподаватель формулирует задания. После его письменного выполнения ( ответа на вопрос, подбора аргументов, определения понятия и т. д.) листы с записями передаются по кругу другим группам. Получив новый лист группа вначале оценивает записи, сделанные предыдущими, маркируя их с помощью значков «+» или «-», или «?». Затем члены группы добавляют свои идеи, соображения и передают лист дальше по кругу для работы. Каждая группа может делать записи на листах, используя только свой цвет. Это позволяет зрительно зафиксировать вклад в общую работу всех групп. Когда листы обойдут круг, каждая группа обобщает все, что в них будет написано. НОУ " Аврора ", 2013 г. 20
21 « Дебаты ». Для формирования умения части « С » на современных уроках истории желательно использовать технологию « Дебаты ». Это не просто увлекательная игра, но и эффективное средство развития учащихся, формирования у них качеств, способствующих результативной деятельности в условиях современного общества. « Дебаты » способствуют формированию критического мышления, навыков системного анализа, формированию собственной позиции, искусства аргументации, т. е. тех качеств, которые так необходимы каждому человеку в условиях рыночной экономики и демократического общества. НОУ " Аврора ", 2013 г. 21
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.