Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемАфанасий Ягодин
1 Семинар МБУ ЦРО Кущёвский район Заместитель директора МБОУ СОШ 6 ст. Кущёвской Мостовая Л.Н. (по материалам курсов ПК) Инновационные процессы в образовании
2 Что говорит закон?
3 Статья 20. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования 1. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально - экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования.
4 Что говорит закон? 2. Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов и осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством Российской Федерации.
5 ИННОВАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ( НОВОВВЕДЕНИЕ ) 1) целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы ( новшества ), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом ; 2) процесс освоения новшества ( нового средства, метода, методики, технологии, программы и т. п.); 3) поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление. ( Мижериков В. А. Словарь ….)
6 Создание индивидуально благоприятных условий для развития и самореализации личности каждого субъекта образовательного процесса на основе выбора, плюрализма, поддержки индивидуальности обучающихся, вариативности содержания и диверсификации сети учреждений образования. Основные направления и объекты инновационных преобразований в педагогике
7 Разработка концепций и стратегий образования и образовательных учреждений Обновление содержания образования Изменение и разработка новых технологий обучения и воспитания Совершенствование управления образовательными учреждениями и системой образования в целом.
8 Улучшение подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации Проектирование новых моделей образовательного процесса Обеспечение психологической, экологической безопасности учащихся, разработка здоровьесберегающих технологий обучения Обеспечение успешности обучения и воспитания, мониторинг образовательного процесса и развития учащихся Разработка учебников и учебных пособий нового поколения и др. Основные направления и объекты инновационных преобразований в педагогике
9 РеформаИнновация Изменение сроков начала обучения Изменения во внутренней организационной деятельности школы Увеличение финансирования Изменения в содержании образования Изменения в оборудовании учебных заведений Изменения в методах обучения Изменения в продолжительности обучения Изменения в отношениях «Учитель - Ученик» Повышение статуса образования Новые санитарно- гигиенические требования Изменения в структуре системы образования
10 Найди отличие! Реформа – это нововведение, которое организуется и проводится государственной властью. Инновация – это нововведение, которое организуется и проводится работниками системы образования
11 Классификация И.П. И. п. классифицируются : по видам деятельности педагогические, обеспечивающие педагогический процесс, управленческие ; по характеру вносимых изменений радикальные ( основанные на принципиально новых идеях и подходах ), комбинаторные ( новое сочетание известных элементов ) и модифицирующие ( совершенствующие и дополняющие существующие образцы и формы ); по масштабу вносимых изменений локальные ( независимые друг от друга изменения отдельных участков или компонентов ), модульные ( взаимосвязанные группы нескольких локальных И. п.), системные ( полная реконструкция системы как целого ); по масштабу использования единичные и диффузные ; по источнику возникновения внешние ( за пределами образовательной системы ), внутренние ( внутри образовательной системы ). Инновационные процессы в системе образования управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств.
12 Классификация педагогических инноваций Признаки Виды Виды 1 2 Виды деятельности Педагогические, обеспечивающие педагогический процесс. Управленческие, обеспечивающие инновационное управление образовательными учреждениями. Сроки действия КратковременныеДолговременные Характер изменения Радикальные, основанные на принципиально новых идеях и подходах. Комбинирование, основанные на новом сочетании известных элементов. Комбинирование, основанные на новом сочетании известных элементов. Модифицированные, основанные на совершенствовании и дополнении существующих образцов и форм.
13 Масштабизменения Локальные – независимые друг от друга изменения отдельных участков или компонентов. Модульные – взаимосвязанные группы нескольких локальных инноваций. Системные- полная реконструкция системы как целого Масштаб использования Единовременные( осуществляются один раз) Диффузные ( повторяющиеся) Источники возникновения Внешние (за пределами образовательной системы).Внутренние (внутри образовательной системы) Методы осуществления Авторитарные. Либеральные. Административные. Инициативные.
14 Источники инновационных изменений Внутренние, связанные с осознанием собственной потребности в механизмах повышения качества организации (изменения для улучшения какого-либо аспекта) Внешние, обусловленные изменениями в законодательстве, требованиями вышестоящих инстанций, социальным заказом со стороны родителей и т.п.
15 Анархия или управление? Инновационные процессы в системе образования управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств.
16 Тенденции инновационных изменений п/п п/п Направления изменений Проявления тенденций 1 Многообразие образовательных парадигм Наличие в современной практике следующих парадигм: Знаниевой; личностно ориентированной; развивающей; интегративно-деятеьностной; культурологической; креативной. 2 Стандартизация образования Правовые нормы создания, регистрация, аттестации, аккредитации ОУ. Правовые акты, регламентирующие деятельность ОУ. Образовательные стандарты. 3 Гуманизация образовательных процессов Приоритет здоровья и интересов личности обучающихся. Право на выбор индивидуально- личностной траектории развития обучающихся; индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога.
17 Новое педагогическое мышление, от знаниевой парадигмы образования к личностной. Разработка и внедрение личностно ориентированных технологий обучения. Использование систем и технологий развивающего обучения. 4 Многоукладность образовательных учреждений. Изменение статуса образовательного учреждения Образоваетельные учреждения; Государственные Государственные Негосударственные (частные) Негосударственные (частные) Со смешанными формами собственности Со смешанными формами собственности Учреждения дошкольного образования. Учреждения дошкольного образования. Детский сад Детский сад Детсад комбинированный Детсад комбинированный Детсад коррекционно-развивающий Детсад коррекционно-развивающий Детсад физкультурно-оздоровительный Детсад физкультурно-оздоровительный Детсад присмотра и развития Детсад присмотра и развития Центр развития ребёнка Центр развития ребёнка
18 Учреждения общего среднего образования: Общеобразовательные школы Общеобразовательные школы Гимназия Гимназия Лицеи Лицеи Образовательные комплексы Образовательные комплексы Центры образования Центры образования Специальные учреждения общего образования Специальные учреждения общего образования Учреждения профессионального образования: Учреждения профессионального образования: Профессиональные училища (нач. колледжи) Профессиональные училища (нач. колледжи) Технические школы Технические школы Техникумы ( колледжи среднего образования) Техникумы ( колледжи среднего образования) Колледжи ( высшего образования) Колледжи ( высшего образования) Институты Институты Академии Академии Университеты ( классические, профильные). Университеты ( классические, профильные). Учреждения дополнительного образования: Музыкальные Музыкальные художественные художественные
19 Спортивные Спортивные Центры детского творчества Центры детского творчества ИПК, ИУУ, курсы ИПК, ИУУ, курсы Центры развития образования Центры развития образования 5 Вариативность и альтернативность содержания образования Использование альтернативных (параллельных) программ и учебников. Реализация регионального компонента образования. Разработка школьных компонентов учебного плана. Введение различных вариантов дифференциации обучения. 6 Информатизация образования Использование информационных технологий в управлении системами образования. Введение информационных средств и систем в управление образовательных процессом. Использование информационно-компьютерных технологий обучения. Подготовка учащихся к работе с информационными потоками, к успешной жизни деятельности в информационном обществе. Совершенствование информационно-коммуникационной компетентности педагогов и учащихся.
20 7 Технологизац ия обучения Природосообразная и научно обоснованная организация учебного процесса. Технология и творчество педагогической деятельности. Развитие технологической культуры учителей. 8 Интеграция в образовании Введение интегрированных учебных курсов. Усиление интегрированности учебного процесса за счёт выявления межпредметных задач-проблем. 9 Расширение сферы образователь ных услуг Дополнительные образовательные услуги(например, группы кратковременного пребывания в ДОУ).
21 Преграды, возникающие на пути инновационных изменений Есть стремление к использованию готовых новшеств, но не всегда прогнозируются трудности их усвоения и введения, типичен расчёт на сиюминутный успех Недостаточная подготовка педагогов к продуктивному участию в инновационных процессах Отсутствие отлаженного механизма экспертизы педагогических новшеств и инноваций Крайне неблагоприятно хроническое недофинансирование образовательных учреждений, снижение уровня материально- технического и ресурсного обеспечения систем образования. Руководители учреждений образования больше доверяют мерам административного управления, чем социально-психологическому и коммуникативно-личностному воздействию.
22 Что говорят коллеги.
23 Немного о педагогическом опыте Суть дела не в самой по себе новинке ( новое педагогическое средство или прием ), а в том, в какой мере она может дать толчок развитию педагогической науки, способствовать совершенствованию целостной учебно - воспитательной системы. Истинно передовым опытом может являться опыт мастера - педагога, даже если он не несет в себе никаких внешних новинок и укладывается в рамки « традиционной » методики. В чем же тогда его новизна ? Именно в той педагогической целесообразной связности, гибкости, последовательности, которой он пронизан и которая поднимет ту же методику до уровня настоящей науки, а ее практическое применение до уровня большого искусства. Левшин Л. А. Логика педагогического процесса
24 Выявление особенностей в собственном педагогическом опыте Выявить педагогический опыт, т. е. обнаружить все новое, прогрессивное, что есть в собственной работе, что позволяет решать с наибольшей полнотой ( подберите синонимы ) проблемы ОВП в ОУ. Выявление возможно только в условиях систематического изучения опыта членов педагогического коллектива. Только педагогический анализ может дать объективную оценку результатов деятельности педагогического коллектива и отдельного учителя, следовательно, и выявить педагогический опыт
26 Какие знания необходимо иметь методисту, зам.директора…? Знания: Определение понятия « педагогический опыт », виды ПО, критерии ПО Модели субъектов ОВП ( концепция школы ) Технология проблемного анализа o методика и структура проблемного анализа ; o основы педагогики и психологии ; o диагностика ОВП ; o виды анализа ОВП ; o алгоритм выявления ПО o методы выявления ПО o организационный и содержательных аспекты работы творческой группы
27 Педагогическая диагностика Процесс распознавания различных педагогических явлений и определения их состояния в определенный момент времени на основе использования необходимых для этого параметров
28 Распространение (диссеминация) ПО Задача : Довести информацию о наличии ПО Сделать доступным для использования Формы распространения опыта Показ в режиме реального времени Создание информационных баз, банков педагогического опыта. опыта Публикации Выступления на НПК, педсоветах, семинарах и т. д. Участие в конкурсах Творческие отчеты Другое
29 Главное условие успешности распространения ПО Мотивация педагогов, руководителей к овладению ПО других учителей ( например : явно превосходящие результаты успешности учеников ; включение тематики опыта в аттестационные вопросы, показатели конкурсных испытаний и т. д.) Формирование групп учителей на основании их интереса к предлагаемому опыту. Актуальность ПО для образовательного учреждения, муниципального, регионального образования.
30 Уровни опыта Отрицательный ( нарушение требований, научных основ ) Положительный ( репродуктивный, дающий положительные результаты ) Формирующийся ( у начинающих педагогов ) Ценный ( передовой ) ( отвечающий современным запросам, открывающий возможности совершенствования образовательного процесса, оригинальный по содержанию, логике, приемам и методам, некий образец пед. деятельности, дающий лучшие, по сравнению с массовой практикой, результаты ) Новаторский ( инновационный ) ( связан с выходом за рамки действия нормативов, создание новой пед. системы, опережение научных исследований и т. д.)
31 Информационная карта инновационного опыта Информационная карта инновационного опыта как инструмент структурирования инновационного ПО с целью его диссеминации способом сетевого взаимодействия педагогов и руководителей ОУ. Где познакомиться и как заполнять ? Смотрите, читайте, используйте :
32 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.