Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемРоза Ларионова
1 Тема 3. Изобразительно-выразительные средства языка Изобразительно-выразительные средства языка Академический колледж специальность «Дизайн» преподаватель литературы Трегубова Ирина Геннадьевна
2 Требования к знаниям, умениям и навыкам 2 В результате изучения лекции студент должен знать: тропы и фигуры речи В результате изучения лекции студент должен уметь: Находить в тексте средства художественной изобразительности определять роль СХИ в тексте
3 Содержание 3 1.Ключевые понятия 2.Учебный материал 3.Вопросы для самопроверки 4.Рекомендуемая литература
4 Ключевые понятия 4 Тропы Фигуры речи
5 Фонетические средства Аллитерация – повтор согласных звуков. Является приемом выделения и скрепления слов в строке. Увеличивает благозвучие стиха. Пример: Гром гремит, гроза грохочет.
6 Ассонанс – повторение гласных звуков Пример: «Е», «И», «Ю» - изображют нежность, ласку, плачь (вслушайтесь в музыку есенинского стиха: «Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым…»).
7 Лексические средства Антонимы – разные слова, относящиеся к одной части речи, но противоположные по значению (добрый – злой, могучая – бессильная). Противопоставление антонимов в речи является ярким источником речевой экспрессии, устанавливающей эмоциональность речи: он был слаб телом, но силен духом. Пример: Радость – горе. Друг- враг.
8 Контекстные (или контекстуальные) антонимы – это слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в тексте: Ум и сердце – лед и пламень – вот основное, что отличало этого героя. Пример: Радость ползет улиткой, у горя бешеный бег.
9 Синонимы – это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения: Влюбленность – любовь, приятель – друг.
10 Контекстные (или контекстуальные) синонимы – слова, являющиеся синонимами только в данном тексте: Ломоносов – гений – любимое дитя природы. (В. Белинский) Стилистические синонимы – отличаются стилистической окраской, сферой употребления: усмехнулся – хихикнул – засмеялся – заржал
11 Художественно- изобразительные средства ( тропы): эпитет,сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха,перифраз,гипербола, литота.
12 Гипербола – образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление. Употребляется в целях усиления художественного впечатления.: Снег валил с неба пудами. Пример: В сто сорок солнц закат пылал.
13 Литота – художественное преуменьшение : мужичок с ноготок. Употребляется в целях повышения художественного впечатления. Пример: В больших сапогах, в полушубке овчинном,/В больших рукавицах … а сам с ноготок.
14 Метонимия – перенос значений (переименование) по смежности явлений. Наиболее употребительные случаи переноса: а) с человека на его какие-либо внешние признаки: Скоро ли обед? – спросил постоялец, обращаясь к стеганой жилетке; б) с учреждения на его обитателей: Весь пансион признавал превосходство Д.И. Писарева; в) имени автора на его творение (книгу, картину, музыку, скульптуру): Великолепный Микеланджело! (о его скульптуре) или. Читая Белинского…
15 Синекдоха – прием, посредством которого целое выражается через его часть (нечто меньшее входящее в нечто большее) Разновидность метонимии. «Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?»
16 Метафора – скрытое сравнение, основанное на сходстве между далекими явлениями и предметами. В основе всякой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими, имеющими общий признак. В художественной речи автор употребляет метафоры для усиления выразительности речи, для создания и оценки картины жизни, для передачи внутреннего мира героев и точки зрения рассказчика и самого автора. В метафоре автор создает образ – художественное представление о предметах, явлениях, которые он описывает, а читатель понимает, на каком именно сходстве основана смысловая связь между переносным и прямым значением слова: Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы…опрокинулся и затонул. Эпитет, олицетворение, оксюморон, антитеза могут рассматриваться как разновидность метафоры.
17 –Ирония - Троп, состоящий в употреблении с целью насмешки слова или выражения в значении, противоположном буквальному. Пример: Гвоздин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков.
18 Эпитет – слово, выделяющее в предмете или явление какие-либо его свойства, качества или признаки. Эпитетом называют художественное определение, т.е красочное, образное, которое подчеркивает в определяемом слове какое- нибудь его отличительное свойство. Эпитетом может служить всякое значащее слово, если оно выступает как художественное, образное определение к другому: 1) существительное: болтушка сорока. 2) прилагательное: роковые часы. 3) Наречие и деепричастие: жадно всматривается; слушает замерев; но чаще всего эпитеты выражаются с помощью прилагательных, употребленных в переносном значении: взоры полусонные, нежные, влюбленные. Используя эпитет, автор выделяет те свойства и признаки изображаемого им явления, на которые он хочет обратить внимание читателя. С помощью эпитета автор конкретизирует явления или их свойства.
19 Олицетворение – один из видов метафоры, когда перенос признака осуществляется с живого предмета на неживой. При олицетворении описываемый предмет внешне употребляется человеку: Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки. Еще чаще неодушевленным предметом приписываются действия, которые допустимы лишь людям: Дождь зашлепал босыми ножками по дорожкам сада.
20 Оценочная лексика – прямая авторская оценка событий, явлений, предметов: Пушкин – это чудо. Перифраз(а) – использование описания вместо собственного имени или названия; описательное выражение, оборот речи, замещающее слово. Используется для украшения речи, замены повтора: Город на Неве приютил Гоголя.
21 Сравнение – одно из средств выразительности языка, помогающее автору выражать свою точку зрения, создавать целые художественные картины, давать описание предметов. В сравнении одно явление показывается и оценивается путем сопоставления его с другим явлением. Сравнение обычно присоединяется союзами: как, словно, будто, точно, и т.д. но служит для образного описания самых различных признаков предметов, качеств, действий. Например, сравнение помогает дать точное описание цвета: Как ночь, черны его глаза.
22 Фразеологизмы – это почти всегда яркие выражения. Поэтому они – важное экспрессивное средство языка, используемое писателями как готовые образные определения, сравнения, как эмоционально-изобразительные характеристики героев, окружающей действительности и т.д.: у таких людей, как мой герой, есть искра божия. Цитаты из других произведений помогают автору доказать какой-либо тезис, положение статьи, показать его пристрастия и интересы, делают речь более эмоциональной, выразительной: А.С. Пушкина, «как на первую любовь», не забудет не только «России сердце», но и мировая культура.
23 Фигуры речи: риторический вопрос, риторическое обращение, повтор, синтаксический параллелизм, многосоюзие,бессоюзие,эллипсис, инверсия,антитеза,оксюморон, аллюзия,
24 Аллюзия – стилистическая фигура, намек на реальный литературный, исторический, политический факт, который предполагается известным. Реминисценция – черты в художественном произведении, наводящие на воспоминание о другом произведении. Как художественный прием рассчитана на память и ассоциативное восприятие читателя.
25 Оксюморон – сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление. Это соединение логически несовместимых понятий, резко противоречащих по смыслу и взаимно исключающих друг друга. Этот прием настраивает читателя на восприятие противоречивых, сложных явлений, нередко – борьбы противоположностей. Чаще всего оксюморон передает отношение автора к предмету или явлению: Грустное веселье продолжалось…
26 Бессоюзие (асиндетон) – пропуск союзов между однородными членами, предающий художественной речи компактность, стремительность, динамичность. Пример: Швед, русский – колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет.
27 Многосоюзие (полисиндетон) – риторическая фигура, состоящая в намеренном повторении сочинительных союзов для логического и эмоционального выделения перечисляемых понятий: И гром не грянул, и небо не обрушилось на землю, и реки не разлились от такого горя!
28 Анафора, или единоначатие – это повторение отдельных слов или оборотов в начале предложения. Используется для усиления высказанной мысли, образа, явления: Как рассказать о красоте неба? Как поведать о чувствах, переполняющих душу в этот момент? Эпифора – одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение этого образа, понятия и т.д.: я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Я всю жизнь любил тебя.
29 Повтор – сознательное употребление одного и того же слова или сочетания слов с целью усилить значение этого образа, понятия и т.д.: Пушкин был страдалец, страдалец в полном смысле этого слова.
30 Плеоназм – употребление слов, излишних для выражения мысли, с целью усиления выразительности речи. Пример: Мария Годунова и сын ее Федор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы.
31 Риторическое обращение – обращение, носящее условный характер, сообщающие поэтической речи нужную интонацию: Торжественную, политическую, ироническую и т.д. Пример: А вы, надменные потомки известный подлостью прославленных отцов… Риторические вопросы Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто в минуту гнева не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность?
32 Градация – стилистическая фигура, заключающая в следовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств художественной речи: Ради своего ребенка, ради семьи, ради народа, ради человечества – берегите мир! Градация бывает восходящая (усиление признака) и нисходящая ( ослабление признака).
33 Инверсия – обратный порядок слов в предложении. При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, согласованное определение стоит перед определяемым словом, несогласованное – после него, дополнение после управляющего слова, обстоятельство образа действия – перед глаголом: Современная молодежь быстро поняла ложность этой истины. А при инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами. Это сильное выразительное средство, употребляемое в эмоциональной, взволнованной речи: Родина любимая, земля моя родная, тебя ли нам беречь!
34 Композиционный стык – это повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его: Все сделала для меня Родина. Родина меня выучила, вырастила, дала путевку в жизнь. Жизнь, которой я горжусь.
35 Парцелляция – прием расчленения фразы на части или даже на отдельные слова. Ее цель – придать речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произнесения: Поэт внезапно встал. Побледнел.
36 Присоединительные конструкции – построение текста, при котором каждая последующая часть, продолжая первую, основную, отделяется от нее длительной паузой, которая обозначается точкой, иногда многоточием или тире. Это средство создания эмоционального пафоса текста: Белорусский вокзал в День Победы. И толпа встречающих. И слезы. И горечь утрат.
37 Антитеза – стилистический прием, который состоит в резком противопоставлении понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста. Она помогает лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления. Служит способом выражения авторского взгляда на описываемые явления, образы и т.д. Пример: Ты богат, я очень беден; Ты прозаик, я поэт…
38 Синтаксический параллелизм- – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. С его помощью автор стремиться выделить, подчеркнуть высказанную мысль: Мать – это чудо земное. Мать – это слово святое. Сочетание коротких простых и длинных сложных или осложненных разнообразными оборотами предложений помогает передать пафос статьи, эмоциональный настрой автора. «1855 год. Зенит славы Делакруа. Париж. Дворец изящных искусств… в центральном зале экспозиции – тридцать пять картин великого романтика».
39 Приобретенные знания Разновидности и особенности тропов, стилистических фигур и фонетических средств языка.
40 Вопросы для самопроверки 40 1.Перечислите известные вам тропы 2. В чем отличие анафоры, эпифоры и повтора? 3. Что такое аллитерация и ассонанс? 4. Приведите пример метафоры, олицетворения, эпитета, метонимии.
41 Задания для самопроверки 1. Разграничьте в следующих примерах: Аолицетворение, Б перифразу, Вметонимию, Гсравнение. 1) В лесу раздавался топор дровосека. (Н.Некрасов) 2) И золотеющая осень слезами плачет на песок. (С.Есенин) 3) И солнце, колыхнувши флот, всплыло на водяной арене, как обалдевший кашалот. ( Б.Пастернак) 4) Однако несколько творений он из опалы исключил: певца Гяура и Жуана (т.е. Байрона) да с ним ещё два-три романа. (А.Пушкин) 2. Разграничьте в следующих примерах: Аолицетворение, Б- метафору, Всравнение, Греминисценцию. 1) Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою. (Пушкин) 2) Дивный голос твой, низкий и странный, славит бурю цыганских страстей. (А.Блок) 3) И словно из-за дымовой завесы друзей явились лица и семьи. ( В.Высоцкий) 4) Служение стихиям не терпит суеты. (В. Высоцкий) 3. Разграничьте в следующих примерах: Аметафору, Б олицетворение, Вметонимию, Гсинекдоху. 1) Все мы -- смешные актёры в театре Господа Бога. (Н.Гумилёв) 2) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А. Пушкин) 3) В почтенной кичке, в шушуне Москва премилая старушка. (А.Пушкин) 4) Скажите: скоро ль нам Варшава (т.е. Польша) предпишет гордый свой закон? (А.Пушкин)
42 4. Найдите: Аметафору, Болицетворение, Вметонимию, Греминисценцию. 1) Всё украшало кабинет философа в осьмнадцать лет: янтарь на трубках Цареграда, фарфор и бронза на столе…(А.Пушкин) 2) Туманс кровожадным лицом каннибала жевал невкусных людей. (В.Маяковский) 3) В безрадостной песне поётся, как ямщик замерзал в той глухой незнакомой степи. (В.Высоцкий) 4) Вас притягивали луны двух огромных глаз. ( М.Цветаева) 5. Разграничьте в следующих примерах: Агиперболу, Б литоту, Вметонимию, Голицетворение. 1) Уведи меня в ночь, где течёт Енисей, где сосна до звезды достаёт. (О.Мандельштам) 2) Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка. ( А.Грибоедов) 3) Налетели на мёртвого жирные карандаши. (О.Мандельштам) 4) Я три тарелки съел. (И.Крылов)
43 Рекомендуемая литература Основная Крупчанов Л.М. Теория литературы. Учебник.- М.: Издательство «ФЛИНТА», с. 2.Фесенко Э.Я. Теория литературы. Учебное пособие для вузов.- М.: Академический Проект, Фонд "Мир«, с. 3. Крошнева М.Е.Теория литературы: Учебное пособие.- Ульяновск, 2007
44 44 Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.