Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемАндрей Амелякин
1 Женщины на полотнах Б.М. Кустодиева к 135-летию со дня рождения русского художника Отдел литературы по искусству поздравляет представительниц прекрасного пола с Международным женским днем
2 Борис Михайлович Кустодиев ( ) – неповторимый художник, воспевший красоту русской национальной культуры, человек редкого таланта, сумевший как никто другой постичь жизнь своего народа. Б.М. Кустодиев родился и вырос в Астрахани, на Волге, в семье учителя. Детство его прошло в обстановке красочных южных базаров, гуляний, нарядных обывателей провинциального города. В родном городе он начал рисовать, там же и овладел основами мастерства. Фото Автопортрет
3 В 18 лет Б.М. Кустодиев поступает в Академию художеств (СПб.), а в 20 лет, как один из лучших учеников, – в мастерскую И.Е. Репина. В эти годы центральное место в творчестве занимает портрет. Молодой художник много работает, жадно впитывает знания и впечатления, напряженно ищет свой творческий путь. Однажды, работая на пленэре в одном из близлежащих имений, Б.М. Кустодиев знакомится со своей будущей женой Юлией. Она станет ему преданным другом и опорой на всю жизнь. Портрет Ю.Е. Кустодиевой, жены художника
4 В изображении любимых людей Кустодиев всегда трогателен и все свое живописное мастерство подчиняет восторженному состоянию души. Картина «Утро» – вся солнце, радость, движение. «Сирень» пронизана теплым внутренним светом, фиолетово- розовые оттенки цветов, неба, платьев создают единую колористическую мелодию. Сирень Утро
5 Настойчивые поиски собственного стиля в искусстве, наконец, увенчиваются успехом. «Ярмарка» (1906) воплощает мечты Кустодиева о радостной, декоративной живописи. С этого момента начал проявляться настоящий Кустодиев. Он до конца своей короткой жизни не устанет изображать русских людей с такой веселой меткостью и колоритностью. Ярмарка
6 Кустодиев пишет базары, народные гуляния, сценки провинциальной жизни. Уехав в молодые годы из родной Астрахани, художник всю жизнь прожил в Петербурге. Но родные волжские просторы, милая сердцу провинция постоянно появляются на его полотнах. В ней течет неспешная жизнь, сохраняются традиции, в ней живет душа народа… Это и становится художественной системой Б.М. Кустодиева, его творческим кредо – провинциальная жизнь, полная своеобразия и очарования, воплощает мечту о гармонии патриархального мира. Картины Кустодиева солнечны, радостны, декоративны, оптимистичны, полны радости жизни. Праздник в деревне Гулянье на Волге
7 Кустодиев не раз писал «Масленицы». В картине 1916 г. народный русский праздник предстает во всем великолепии. Художник искренне восхищен волшебной красотой зимнего пейзажа, широтой и размахом народных гуляний. На полотнах Б.М. Кустодиева оживает типично русская жизнь… Масленица
8 На базарной площади провинциального городка остановились четыре купчихи: золотоволосые, румяные, статные. Переливаются всеми цветами пышные платья и шали, яркие вывески, спелые фрукты. Сильная, яркая жизнь бьет через край… Это произведение открывает целую галерею кустодиевских купеческих красавиц. Купчихи
9 Кустодиев мечтает о создании национального типа русской женской красоты. В России купечество было тем социальным слоем, который наиболее полно признавал идеалы народа, считал народное искусство и духовность народа основой жизни нации. В образе этой румяной, чернобровой молодой женщины с пышными формами нетрудно узнать хозяйку волжских просторов. Она изображена в полный рост на фоне улицы, уступами спускающейся к реке. Мощная и величавая, она предстает как столп постоянства и надежности. Она серьезна и строга, лишена самолюбования (взгляд ее отстранен или направлен в себя). Автор же, напротив, любуется ею, не жалеет для нее ярких и сочных красок. Купчиха
10 Купчиха с осознанием собственной привлекательности прихорашивается перед зеркалом. Ей очень идет это красное платье с тончайшим кружевным воротником, поверх которого накинута расписная шаль. Женщина словно не замечает восхищенного взгляда стоящего в дверях мужа. Дородность, которой Кустодиев награждал своих персонажей, не была плодом его выдумки, напротив, это был идеал женской красоты в народной русской традиции. Худоба на Руси издревле считалась женским изъяном, а полнота – признаком здоровья. Купчиха с зеркалом
11 Своеобразным гимном красоте, радости и изобилию явилась картина «Купчиха за чаем» (1918). Автор не стремится отразить реальную жизнь, а создает собственный мир – добрый и лучезарный. Столько безмятежности, покоя и гармонии бывает только в сказке. Натюрморт усиливает декоративное звучание образа. Даже не верится, что картина написана во время гражданской войны в полуголодном Петрограде. Купить арбуз жене художника стоило огромных усилий, а сам он испытывал жестокие страдания, будучи прикованным к инвалидному креслу. Купчиха за чаем
12 Сознавая неизбежность перемен, Кустодиев по-прежнему сохраняет преданность горячо любимой провинции. Идиллические образы народных гуляний и праздников теперь можно было увидеть лишь на его полотнах. Уходила в прошлое жизнь старой патриархальной России, но он, ее верный певец и хранитель, упрямо воскрешал любимые образы. На переднем плане картины «Троицын день» (1920) – купеческое семейство. Привлекательная, в расцвете женственности, купчиха с любовью поглядывает на свою юную очаровательную дочь. Их сопровождает колоритный глава семейства и молодой человек, вероятно, поклонник дочери. На картине царит эмоциональная атмосфера радости и праздника. Троицын день
13 Эту картину Кустодиев назвал просто – «Красавица» (1915). Его мечта о создании обобщенного образа русской красавицы нашла свое воплощение. Это его идеал, его муза. Мягкие, округлые формы героини, спокойный и безмятежный взгляд гармонируют с бытовыми предметами. Если и есть некая ирония со стороны автора по отношению к своей красавице, то очень мягкая, любовная. Красавица
14 Обнаженные героини Кустодиева всегда естественны и помещены не в отвлеченный пейзаж, а в совершенно конкретную обстановку (кованый сундук, берег Волги, баня). Обнаженность девушки естественна, она собирается купаться. Налитое крепкое тело, распущенные волосы, задорная улыбка – она очаровательна, автор снова любуется своим творением. Почти физически ощущается летняя жара, прохлада реки. Трогательно выписаны детали – платок, кружевная сорочка. Картина воспевает радость бытия, гармонию человека и природы. Купальщица
15 Это одна из последних картин Б.М. Кустодиева. «Любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему, русскому, – это было единственным «сюжетом» моих картин», - писал сам художник. Пышнотелая красавица с длинными волосами, струящимися вдоль тела, так естественна в своей наготе, с благодушным доверчивым взглядом, излучающим внутренний свет, - идеал русской красоты. Интерьер баньки выписан автором очень тщательно, пузырьки пены, кажется, исчезают прямо на глазах. Русская Венера
16 Знаменитое полотно «Девушка на Волге» имеет ярко выраженные эпические черты. Безмятежная ясность и чистота облика девушки, плавность линий, округлость жестов – все гармонирует с величавой и ласковой русской природой. Героиня полулежит на высоком холме, и, слегка приподнявшись, словно вот-вот поплывет лебедушкой над Волгой. Девушка на Волге
17 У позднего Кустодиева мы одновременно наблюдаем конкретность и обобщенность образов. Это русский идеал женской красоты. Казалось, кустодиевская Русь ушла от нас навсегда. Но тяга к натуральному, естественному, народному не может исчезнуть. Сегодня она воплощается в возрождении традиционной народной культуры. Возвращается воспетая Кустодиевым стихия народных гуляний и ярмарок. Он научил нас любоваться живыми приметами старины. Он умел любить Россию, хранить ее прошлое, а значит – думать о ее будущем. Русская девушка у окна
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.