Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.yurg6.ru
2 Цель – обучение анализу художественного текста (воспитание детей умными и вдумчивыми читателями). Цель – обучение анализу художественного текста (воспитание детей умными и вдумчивыми читателями). Задача – научить воспринимать текст как знаковую систему произведения, как систему образов, Задача – научить воспринимать текст как знаковую систему произведения, как систему образов, - научить видеть способы создания художественного образа, испыты- вать наслаждение от восприятия текста, - научить видеть способы создания художественного образа, испыты- вать наслаждение от восприятия текста, - развить желание хотеть и уметь создавать свои интерпретации ху- дожественного текста. - развить желание хотеть и уметь создавать свои интерпретации ху- дожественного текста.
3 ЯКМ автора ЯКМ читателя Текст Общий фрагмент
4 Принципы и приёмы анализа литературного произведения Принципы и приёмы анализа литературного произведения Содержание: Содержание: 1. Тема. 1. Тема. а) Конкретно-истори- ческие. а) Конкретно-истори- ческие. б) Вечные. б) Вечные. 2. Проблематика. 2. Проблематика. а) Мифологическая. а) Мифологическая. б) Социокультурная. б) Социокультурная. в) Национальная. в) Национальная. г) Романная. г) Романная. д) Философская. д) Философская. 3. Идея. 3. Идея. Формы: Формы: 1. Поэтика названия. 1. Поэтика названия. а) Прямой. а) Прямой. б) Переносный смысл. б) Переносный смысл. 2. Композиция: 2. Композиция: линейная или последовательная. линейная или последовательная. обратная. обратная. рамочная. рамочная. ретроспективная. ретроспективная. вершинная. вершинная. зеркальная. зеркальная. кольцевая. кольцевая. челночная. челночная. 3. Конфликт: 3. Конфликт: семейный, семейный, любовный, любовный, философский, философский, социально-политический, социально-политический, бытовой, бытовой, нравственный. нравственный.
5 4. Система персонажей: главные, главные, второстепенные, второстепенные, внесценические или эпизодические. внесценические или эпизодические. 5. Время и пространство. (Хронотоп) Основные свойства хронотопа: Основные свойства хронотопа: -условность. -условность. -дискретность. -дискретность. -фрагментарность. -фрагментарность. -интенсивность. -интенсивность. Виды пространства: Виды пространства: -открытое и замкнутое. -открытое и замкнутое. -конкретное и абстрактное. -конкретное и абстрактное. Время: Время: -реальное и ирреальное. -реальное и ирреальное. -бытовое и бытийное. -бытовое и бытийное. -динамичное и статичное. -динамичное и статичное. -событийное и бессобытийное. -событийное и бессобытийное. -время года, суток. -время года, суток. 6. Предметный мир. 6. Предметный мир. а) Портрет: а) Портрет: -описание -описание -сравнение -сравнение -впечатление -впечатление б) Пейзаж: б) Пейзаж: -фон -фон -психологическое отражение -психологическое отражение -один из персонажей -один из персонажей в) Интерьер в) Интерьер 7. Речевая характеристика. 7. Речевая характеристика. 8. Специфика рода и жанра. 8. Специфика рода и жанра. 9. Средства художественной выразительности. 9. Средства художественной выразительности.
6 Анализ лирического текста Анализ лирического текста 1. Дата написания и публикации. 2. Место, занимаемое в творчестве поэта, художественный метод. 3. Творческая история (выбор жанра, традиция, цензура). 4. Основная тема. 5. Смысл названия. 6. Лирический сюжет и его движение. 7. Композиция. Основные структурные части. 8. Основные настроения, тональность, стихия. 9. Ведущие лейтмотивы, опорные слова, их передающие. 10. Лирический герой, его своеобразие и способы его самораскрытия. 11.Лирические персонажи. Их переживания. Их судьбы. 12. Столкновение или соединение различных уровней сознания. 13. Позиция автора (восторг, негодования, элегическая грусть) и переда- ча его переживаний. 14. Музыка стихотворения. 15. Ритм, размер. 16. Рифмовка, характер рифм. 17. Лексика. 18.Поэтический синтаксис. 19. Звукопись. Фонетическая окраска стиха. 20. Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа. 21. Отзывы критиков о стихотворение. 22.Звучание стихотворения в наши дни.
7 ТУЧКА УТЕС золотая (божественный цвет, небесный) великан умчалась по лазури влажный след в морщине весело играя одиноко он стоит задумался глубоко тихонько плачет в пустыне Изображаем картину, которую увидели, и ее составляющие элементы. (Смотрим цветовую организацию: тучка золотая (золото – символ божественного, духовного; пространственную организацию: тучка - небесный мир, духовный мир, чувства, любовь; утес - земной мир, человек) тучка (небесный мир, духовный) утес (земной мир, человек материальный)
8 Сияет солнце, воды блещут, Сияет солнце, воды блещут, На всем улыбка, жизнь во всем, На всем улыбка, жизнь во всем, Деревья радостно трепещут, Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом. Купаясь в небе голубом. «Почему так..., а не...?» «Почему так..., а не...?» «Почему солнце сияет, а не светит? Почему блещут, а не сверкают?» «Почему солнце сияет, а не светит? Почему блещут, а не сверкают?» Почему улыбка? Что значит это слово, когда улыбка на лице человека? Почему улыбка? Что значит это слово, когда улыбка на лице человека?
9 ПЛАН РЕЦЕНЗИИ ПЛАН РЕЦЕНЗИИ 1. Вступление: Тема высказывания (то, что положено в основу текста, отбор материала); Тема высказывания (то, что положено в основу текста, отбор материала); Идея (тезис) (обобщающая главная мысль, заключающая в себе авторскую оценку, отношение автора к просматриваемому материалу); тон авторской позиции (восхи- щение, сомнение, тревога, одобрение, убежденность и т.д.); Идея (тезис) (обобщающая главная мысль, заключающая в себе авторскую оценку, отношение автора к просматриваемому материалу); тон авторской позиции (восхи- щение, сомнение, тревога, одобрение, убежденность и т.д.); Актуальность темы, проблематики (выделения какого-то аспекта, рассмотрение те- мы, круг вопросов, которые ставит и пытается разрешить автор текста); Актуальность темы, проблематики (выделения какого-то аспекта, рассмотрение те- мы, круг вопросов, которые ставит и пытается разрешить автор текста); Сведения об авторе, если известен автор. Сведения об авторе, если известен автор. Коммуникативная цель автора (пытается доказать какую-то мысль, объяснить свою точку зрения, убедить в справедливости или ошибочности того или иного суждения, раскрыть феномен личности, если это портретный очерк. Желание автора привлечь к проблеме, актуализировать значимость какого-то положения). Коммуникативная цель автора (пытается доказать какую-то мысль, объяснить свою точку зрения, убедить в справедливости или ошибочности того или иного суждения, раскрыть феномен личности, если это портретный очерк. Желание автора привлечь к проблеме, актуализировать значимость какого-то положения). 2. Основная часть – анализ содержания: 2. Основная часть – анализ содержания: Основные положения, их комментарии; выражение своего оценочного отношения к тексту (автор убежден; он убедительно доказывает; аргументированно обосновы- вает; нет сомнения; очевидно то, что; главным достоинством является; дается инте- ресный анализ; особ хочется отметить; плодотворным представляется то, что; как истинный публицист, автор проявил умение и т.п.) Основные положения, их комментарии; выражение своего оценочного отношения к тексту (автор убежден; он убедительно доказывает; аргументированно обосновы- вает; нет сомнения; очевидно то, что; главным достоинством является; дается инте- ресный анализ; особ хочется отметить; плодотворным представляется то, что; как истинный публицист, автор проявил умение и т.п.) Формы выражения авторской позиции (диалог, повествование; от 1-го лица – создает личностный, доверительный характер беседы с читателем, непосредственность общения; Формы выражения авторской позиции (диалог, повествование; от 1-го лица – создает личностный, доверительный характер беседы с читателем, непосредственность общения; 2-го лица – прямое обращение автора к читателю, позволяет достичь макси- мальной убедительности и эффекта сопереживания, соучастия; 2-го лица – прямое обращение автора к читателю, позволяет достичь макси- мальной убедительности и эффекта сопереживания, соучастия; 3-го лица – объективированная манера, создание эффекта абсолютной известности; 3-го лица – объективированная манера, создание эффекта абсолютной известности;
10 Анализ формы текста: Анализ формы текста: а) композиция (кольцевая, целостная, логически выверенная, симметричная); принцип расположения аргументов (градация, антитеза, аналогия и т.д.); а) композиция (кольцевая, целостная, логически выверенная, симметричная); принцип расположения аргументов (градация, антитеза, аналогия и т.д.); б) языковые (лексические и синтаксические) средства выразительности, определите их роль в тексте, приведите примеры (выражают авторское отношение, раскрывают внутреннее состояние, создают образ, подчеркивают дина- мичность, позволяют поддержать диалог, передают атмос- феру, служат средством создания единства, целостности текста, акцентируют, усиливают мысль, удерживают внима- ние и т.д.); б) языковые (лексические и синтаксические) средства выразительности, определите их роль в тексте, приведите примеры (выражают авторское отношение, раскрывают внутреннее состояние, создают образ, подчеркивают дина- мичность, позволяют поддержать диалог, передают атмос- феру, служат средством создания единства, целостности текста, акцентируют, усиливают мысль, удерживают внима- ние и т.д.); в) графические средства выразительности (выделение слов курсивом, заглавной буквой), выявление ключевых слов в тексте. в) графические средства выразительности (выделение слов курсивом, заглавной буквой), выявление ключевых слов в тексте. 3. Вывод – итог: удалось ли автору воплотить свой замы- сел, выполнить свою коммуникативную задачу, согласны ли вы с авторской позицией.
11 Результат работы: овладение общими подходами анализа текста: умение увидеть и описать через «ключевые слова» систему образов в произведении, выделить ком- позицию произведения и сюжет, через совокуп- ность художественных средств выйти на понима- ние позиций, идей автора; овладение общими подходами анализа текста: умение увидеть и описать через «ключевые слова» систему образов в произведении, выделить ком- позицию произведения и сюжет, через совокуп- ность художественных средств выйти на понима- ние позиций, идей автора; творческие работы обучающихся, призовые места на городских олимпиадах, участие в литературных конкурсах и конференциях; творческие работы обучающихся, призовые места на городских олимпиадах, участие в литературных конкурсах и конференциях; высокие результаты итоговой аттестации; высокие результаты итоговой аттестации; высокие достижения в учебном процессе по русскому языку и литературе. высокие достижения в учебном процессе по русскому языку и литературе.
13 Качество знаний по литературе
14 Молчат гробницы, мумии и кости, Лишь слову жизнь дана. Из древней тьмы, на мировом погосте Звучат лишь Письмена. И нет у нас другого достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья. Наш дар бессмертный – речь. И. Бунин
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.