Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемГалина Шумяцкая
1 Особенности формирования графомоторных навыков у детей с ОВЗ Могучева Наталья Александровна, педагог-психолог стаж педагогической деятельности – 5 лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида 94 г.Екатеринбурга
2 Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и их семей в МБДОУ 94 Диагностика с целью разработки индивидуальных маршрутов развития детей. (Забрамная С.Д, Марцинковская Т.Д., Немов Р, Семаго Н.Я,Семаго М.М, Хомская Е.Д., Доман Г.) Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с педагогм- психологом (методологической базой которых являются труды авторов:Мамайчук И.И.«Психологическая помощь детям с проблемами в развитии», Шипицына Л.М. Нейропсихологический анализ ВПФ у детей с отклонениями в развитии», Лурия А.Р. «Основы нейропсихологии», Лебединский В.В. «Нарушение психического развития детей» Борякова Н.Ю. «Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей.» Психолого-педагогическое сопровождение семей, Консультирование родителей. Организация педагогом-психологом совместной деятельности детей без ограничений по здоровью с детьми с ОВЗ. Участие в развлечениях и праздниках Развитие предметно-развивающего пространства
3 Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности: - Адаптированные варианты методических пособий для детей с ОВЗ; - Соблюдение щадящего режима (снижение, повышение в зависимости от потребности ребенка сенсорной стимуляции: звук, свет, температура, расположение в пространстве); - Обогащение образовательного процесса полисенсорными технологиями развития, нейрокоррекционными методами: Монтессори-терапия Элементы песочной терапии, Модифицированные программы коррекции детей с ОВЗ на основе «Нейрокоррекционная программа коррекции» А.В.Семенович»
4 Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. «Ранний возраст особый период становления органов и систем, формирования их функций, прежде всего функций мозга. Функции коры головного мозга развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой, особо интенсивно это происходит в первые три года жизни. В этот период совершенствуется способность мозга принимать сигналы извне, перерабатывать и хранить информацию, что образует базу для дальнейшего интеллектуального развития ребенка.»
5 Психомоторное развитие ребенка в первые годы его жизни зависит от многих факторов, прежде всего: от наследственных особенностей, общего состояния здоровья, окружающей среды. Задержку психомоторного развития могут вызвать различные неблагоприятные факторы, воздействующие на развивающийся мозг в перинатальном и раннем постнатальном периоде. Оценка уровня психомоторного развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте должна производиться очень осторожно. При этом следует учитывать особенности развития общей и мелкой моторики, сенсорно- перцептивной деятельности, речи, эмоционального развития.
6 Дети, поступающие в специализированную группу (дети с ОВЗ), имеют особенности а развитии: Соматически ослабленные дети, отставшие не только в психическом, но и в физическом развитии. В анамнезе отмечается задержка в формировании статических и локомоторных функций (функции передвижения собственного тела в пространстве), на момент обследования выявляется несформированность всех компонентов двигательного статуса (физического развития, техники движений, двигательных качеств) по отношению к возрастным возможностям. Снижение ориентировочно-познавательной деятельности, внимание ребенка трудно привлечь и удержать. Затруднена сенсорно-перцептивная деятельность. Дети не умеют обследовать предметы, затрудняются в ориентировке в их свойствах. Замедленное речевое развитие. Некоторые дети практически не владеют речью пользуются или несколькими лепетными словами, или отдельными звукокомплексами. У некоторых из них может быть сформирована простая фраза, но диапазон возможностей ребенка к активному использованию фразовой речи значительно сужен. Понимание простых инструкций не нарушено. Преимущественно манипулируют предметами, но им знакомы и некоторые предметные действия они адекватно используют дидактические игрушки, а вот способы выполнения соотносящихся действий несовершенны, детям требуется гораздо большее количество проб и примериваний для решения наглядной задачи. Общая моторная неловкость и недостаточность мелкой моторики обусловливает несформированность навыков самообслуживания: многие затрудняются в использовании ложки, могут затрудняться в процессе одевания.
7 Главной особенностью коррекционной работы является комплексный подход, определяющий перспективы и темпы развития с учетом возможностей детей, а именно: обратную связь с семьей с целью получения полной информации о развитии ребенка и консультирования семьи; взаимодействие с врачами-специалистами, особенно невропатологом и детским психиатром, с целью контроля за состоянием здоровья ребенка и оказания своевременной медицинской помощи; построение занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; занятия интегративного характера, что дает возможность решения нескольких разноплановых задач в рамках одного занятия; индивидуально-дифференцированный подход: в рамках одного общего задания могут совпадать целевые установки, но способы выполнения задания каждым ребенком могут быть различными в зависимости от нарушений; построение программы осуществляется по спирали: на каждом следующем этапе усложняются задачи работы и в каждом виде деятельности навыки не только закрепляются, но и усложняются; использование игровой мотивации на всех занятиях; продолжительность занятий устанавливается в зависимости от степени сложности занятия и от состояния детей в данный день, но не более минут; необходимость преемственности в работе воспитателя и специалистов: на аналогичном материале, в рамках одной темы каждый из специалистов решает общие и специфические задачи.
8 Поэтапное развитие общей и мелкой моторики. Формирование элементарных графомоторных навыков 1 ступенька (октябрь, ноябрь) Совершенствование двигательных функций ребенка происходит на основе подражания взрослому и действий с предметами, поэтому необходимо: развивать праксис позы при имитации отдельных движений взрослого (в плане общей моторики: присесть, встать, топнуть, хлопнуть, покачать головой и т. п.); нормализовать состояние тонуса мелких мышц, с этой целью можно использовать массаж пальцев и кистей рук в играх с грецким орехом, попеременно с холодной и горячей водой (аналогично с кубиком льда), с тестом, глиной; побудить интерес к изобразительной деятельности, познакомить с бумагой и различными изобразительными средствами: рисование пальчиком и ладошкой, нанесение цветовых пятен. При этом следует учить детей правильной посадке, не принуждать ребенка к деятельности, если он утомлен и не проявляет к ней интереса.
9 2 ступенька (декабрь, январь) В плане общей моторики формировать более сложные навыки: учить имитировать более сложные действия: ходьба, прыжки, наклоны, подражать действиям с предметами: переносить, переставлять, перекладывать и т. п. развивая моторику рук, важно совершенствовать хватательные движения, учить захватывать большие предметы двумя руками, а маленькие одной рукой, закреплять различные способы хватания: кулаком, щепотью; при выполнении соотносящих действий в дидактических играх развивать точность движений рук, глазомер, согласованность движений обеих рук, зрительно-моторную координацию; учить правильному захвату карандаша, стимулировать ритмические игры с карандашом и бумагой, учить выполнять свободные дугообразные, а также кругообразные движения рукой «Каляки-маляки», «Клубок», «Тучка», «Барашек»), при этом сначала ребенок пассивно участвует в совместной со взрослым деятельности (взрослый водит рукой ребенка), а затем выполняет движения самостоятельно.
10 3 ступенька (февраль, март) Развивать праксис позы при подражании движениям взрослого, конструировать образы при помощи пальцев и кистей рук (пальчиковая гимнастика, простейшие позы: «кулачок», «крыша», «стульчик»); закреплять умение захватывать предмет щепотью и использовать указательный тип хватания (двумя пальцами: указательным и большим), с этой целью можно предлагать детям дидактические игры на переноску, перекладывание и сортировку мелких предметов, нанизывание на стержень, игры с крупной мозаикой, конструктором); развивать движения кистей рук (особенно полезны упражнения на релаксацию «Погладим котенка», «Маляр», «Полощем белье»); упражнения такого типа следует чередовать с динамическими («Кулак ладошка кулак»); учить продевать гибкий шнурок в отверстие, обучать застегиванию пуговиц (на специальных пособиях); учить изображать точки заданной яркости, располагать их с различной частотой, учить изображать вертикальные и горизонтальные линии, затем вести линии в разных направлениях. (При этом целесообразно использовать приемы копирования, ободки, рисования по опорам, рисования по ограниченной поверхности, произвольное рисование линий с игровой мотивацией, дорисовывание по опорным точкам, раскрашивание листа без ограничения поверхности в разных направлениях).
11 4 ступенька (апрель, май) Учить выполнять серию движений по подражанию (в плане общей и мелкой моторики); развивать навыки застегивания (пуговиц, кнопок, липучек) и шнуровки; учить элементарным выразительным движениям руками в пальчиковых играх драматизация («Идет коза рогатая», «Пальчик- мальчик, где ты был?»); учить выполнять действия с предметами, ориентируясь на словесную инструкцию (Если дети хорошо усвоили движение или действие, полезно использовать инструкции наоборот, противоречащие показу: педагог говорит: «Коза», а показывает кулачок, а ребенок должен действовать по инструкции); учить изображать ломаные, волнистые и дугообразные линии, учить при закрашивании листа выполнять движения в одной плоскости.
12 «Комплексная нейропсихологическая коррекция» В.В.Семенович Современные методы коррекции детей с отклонениями в психическом развитии разделяются на два основных направления: Первое -собственно когнитивные методы, чаще всего направленные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний, и формирование ВПФ. Например, целенаправленная работа в сфере слухо-речевой памяти, формирование счетных операций и т.д. Второе направление - методы двигательной (моторной) коррекции, или телесно-ориентированные методы, которые зарекомендовали себя при работе со взрослой популяцией
13 Методологическая база «Комплексной нейропсихологическая коррекции. А.В.Семенович» учения А.Р. Лурия о 3 функциональных блоках мозга ( закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации ВПФ в онтогенезе); учении Л.С.Цветковой о нейропсихологии и реабилитации; принципе «замещающего онтогенеза».
14 ТРИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ БЛОКА МОЗГА Функциональный блок мозга (ФБМ) - структурно-функциональная модель мозговой организации высших психических функций человека, разработанная в Нейропсихологии А. Р. Лурия для объяснения интегративной деятельности мозга как единой системы.
15 1-ый блок – ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ; 2-ой блок – ПРИЕМ, ПЕРЕРАБОТКА, ХРАНЕНИЕ ЭКСТЕРОЦЕПТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ; 3-ий блок – ПРОГРАМИРОВАНИЕ, РЕГУЛЯЦИЯ И КОНТРОЛЬ
16 Первый - энергетический блок. Включает неспецифические структуры разных уровней: -ретикулярную формацию ствола мозга, неспецифические структуры среднего мозга, -диэнцефальных отделов, -лимбическую систему, -медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга. Регулирует процессы активации: -общие генерализованные изменения активации, являющиеся основой различных функциональных состояний, -локальные избирательные изменения активации, необходимые для осуществления ВПФ. Функциональное значение: - регуляция процессов активации, - обеспечение общего активационного фона, на которых осуществляются все психические функции, - поддержание общего тонуса ЦНС, необходимого для любой психической деятельности.
17 Поддержание постоянного тонуса коры имеет 3 источника: -постоянный приток раздражений с периферии, важнейшую роль в котором играют аппараты верхнего ствола восходящей ретикулярной формации; - импульсы от внутренних обменных процессов организма; -волокна активирующей ретикулярной формации. I блок в концепции А.Р.Лурия посвящен энергетическому обеспечению психической деятельности, активации ее высших уровней, коры головного мозга. I блок обеспечивает пластичность протекания психических процессов, без него нормальное функционирование ВПФ оказывается невозможным.
18 Второй – операционный блок. Работа этого блока обеспечивает модально – специфические процессы, а также сложные интегративные формы переработки экстероцептивной информации, необходимой для осуществления ВПФ. Включает основные анализаторные системы: зрительную, слуховую кожно - кинестетическую, корковые зоны которые расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга.
19 Схема организации 2 ФБМ Ведущие анализаторные системы и поля 2 блока Кинестетическая анализаторная система 123 Зрительная анализаторная система 123 Слуховая анализаторная система 123 Второй блок мозга обеспечивает следующие функции: ощущение, восприятие, память, анализ и синтез поступающей информации.
20 Третий – блок программирования и контроля. Третий блок мозга размещается в передних отделах мозга. Он включает в свой состав лобные доли, являющиеся его структурными образованиями. Этот блок получил название блока программирования, регуляции и контроля за протекающей деятельностью Включает моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга. Многочисленные корково-корковые и корково- подкорковые связи конвекситальной коры лобных долей мозга обеспечивают возможности, с одной стороны, переработки и интеграции самой различной афферентации, а с другой – осуществления различного рода регуляторных влияний. Имеет ведущую роль в программировании замыслов и целей психической деятельности, в ее регуляции и осуществлении контроля за результатами отдельных действий, а также всего поведения в целом.
21 Различные этапы произвольной, опосредованной речи, осознанной психической деятельности осуществляется с обязательным участием всех 3 блоков мозга. В начальной стадии формирования мотивов в любой сознательной психической деятельности принимает участие преимущественно 1 блок мозга Операциональная стадия деятельности реализуется преимущественно с помощью 2 блока мозга. Стадия формирования целей, программ деятельности связана преимущественно с работой 3 блока мозга, так же как и стадия контроля за реализацией программы Поражение одного из 3-х блоков (или его отдела) отражается на любой психической деятельности, так как приводит к нарушению соответствующей стадии (фазы, этапа) ее реализации.
22 Эмбриогенез Формирование этих структур происходит постепенно. Тело зародыша человека образуется на второй неделе после оплодотворения и представляет собой щиток, состоящий из двух слоев нервной ткани - зародышевых листков: наружного – эктодермы и внутреннего – энтодермы. В течение 3-ей недели определяется двухсторонняя симметрия тела, обозначается головной конец тела зародыша и в центре между эктодермой и энтодермой образуется средний зародышевый листок – мезодерма. Из мезодермы формируется спинная струна (хорда), а из эктодермы – нервная пластинка.
23 Щиток, состоящий из двух слоев нервной ткани – зародышевых листков 3 неделя Эктодерма - наружный зародышевый листок Нервная пластинка мезодерма - средний зародышевый листок Хорда, спинная струна Энтодерма - внутренний зародышевый листок
24 В результате деления клеток края пластинки приподнимаются и смыкаются, образуя трубку. В конце третьей недели нервная трубка постепенно погружается в мезодерму. И, наконец, с суток, в период между третьей и восьмой неделями начинается закладка тканей и органов человека путем дифференцировки трех зародышевых листков. Нервная пластинка Эктодерма - наружный зародышевый листок Центральная и переферическая системы, органы чувств, кожа, волосы и др. мезодерма - средний зародышевый листок Скелет, мышечная, сердечно-сосудистая и лимфатическая системы, перикард и др. Энтодерма - внутренний зародышевый листок органы пищеварения, пищеварительные и эндокринные железы, органы дыхания и др.
25 В конце второй недели зародышевого развития участок эктодермы на дорсальной стороне зародыша утолщается, образуя нервную пластинку. Клетки ее интенсивно размножаются и дифференцируются, приобретая узкую цилиндрическую форму (нервную трубку). Головной конец нервной трубки первичный мозговой пузырь Prosencephalon 2 пузырь Промежуточный (межуточный) мозг diencephalon 1 пузырь Конечный мозг Telencephalon вторичный мозговой пузырь 3 пузырь Средний Mesencephalon третичный мозговой пузырь 4 пузырь Задний метенцефалон 5 пузырь Продолговатый мозг как продолжение спинного мозга миелэнцефалон В конце 3 недели развития головной конец нервной трубки делиться на три первичных мозговых пузыря (стадия трех мозговых пузырей). Полости этих пузырей, несколько изменяя форму, сохраняются во взрослом мозгу в виде мозговых желудочков и мозгового водопровода.
26 После формирования мозговых пузырей в структурах ЦНС происходят сложные процессы внутренней дифференцировки и роста. Дальнейшее формирование мозга 1 пузырь Конечный мозг Telencephalon Неокортекс, Мантия мозга (большие полушария 2 пузырь Промежуточный (межуточный) мозг diencephalon гипоталамус, (бледный шар) эпиталамус таламусы Эпифиз коленчатые тела. 3 пузырь Средний Mesencephalon Четверохолмие Ножки мозга Сильвиев водопровод 4 пузырь Задний метенцефалон Ствол мозга. Ретикулярная формация Продолговатый мозг Мозжечок 5 пузырь Продолговатый мозго мозга миелэнцефалон Продолговатый мозг В возрасте недель образуются все основные отделы нервной системы. К этому моменту заканчивается миграционный период ее развития, т.е. все нейроны перемещаются туда, где они будут находится во взрослом мозгу.
27 Согласно модели кортикализации психических функций в онтогенезе предложенной А.В.Семенович «…формирование мозговой организации психических процессов в онтогенезе происходит от стволовых и подкорковых образований к коре головного мозга (снизу-вверх), от правого полушария мозга к левому, от задних отделов мозга к передним; апофеозом церебрального функционального онтогенеза являются нисходящие влияния от передних отделов левого полушария к субкортикальным» что отражено в таблице на след. слайде
28 Формирование мозговой организации психических процессов в онтогенезе по концепции А.В.Семенович
29 Возрастные преобразования ансамблевой организации коры больших полушарий от рождения до 20 лет. Схема построена на основе результатов морфологического исследования мозга человека. 1-9 – разные возрастные группы: 1- новорожденные; 2-3мес. Жизни; 3 – 6 мес.; 4 – 1 год; 5 – 3 года; 6 – 5-6 лет; 7 – 9-10 лет; 8 – 12-14; 9 – лет.
30 Исследования особенностей развития детей с ОВЗ показывают недостаточное развитие руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики, что осложняет формирование графомоторных навыков, таких как: искажение формы и размеров букв, не соблюдение расположения букв по линии строки, ломанность письма. Мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследования показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
31 Актуальность данного направления коррекционной работы С учетом положений концепции А.Р.Лурия «О функциональных блоках мозга» одной из важных задач развития моторики является координация движений целостной системы тела ребенка и частных систем координации движений: рука зрение, зрение слух, рука зрение слух, слух речь, способствующих установлению связей между умениями: видеть, слышать, чувствовать, двигаться, говорить.
32 Неотъемлемые компоненты графомоторной деятельности: зрительное внимание, зрительная память, зрительно-пространственные отношения, функции распределения внимания с одного объекта на другой и функция контроля, зрительно-моторные, слухо-моторные координации, координации разных частей тела (например, поза туловища и наклон головы при письме), мелкая моторика.
33 Пальчиковая гимнастика Шнуровки Массаж и самомассаж кистей, ладоней и пальцев рук с использованием массажных мячей, массажеров, прицепок и др. Работа с песком, манной крупой: рисование, прорисовывание элементов букв, букв и др. Работа с крупой: пальчиковый бассейн, перебирание крупы и др. Работа с ножницами, бумагой: вырезание, оригами, аппликация и др. Игры: лего, пазлы, мозайка и др. Раскраски, штриховки, трафареты, обведение по контуру различных фигур Лепка (работа с пластилином скатывание колбасок, скатывание под углом, скатывание округлых форм, прищипывание, вдавливание, сглаживание.) Аппликация ( бумага, ткань, пух, вата, фольга) Поделки из природных материалов Шитье, вязание, плетение и др. Различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно- двигательных ощущений:
34 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Презентация составлена с использованием материалов: В.П.Яссман Учебное пособие по нейропсихологии для студентов психологических специальностей вузов.- Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие Семенович А.В. «Нейропспихологическая коррекция отклоняющегося развития» Развитие графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Вертецкая Любовь Владимировна, учитель – логопед Кокарева Оксана Владиславовна, учитель - дефектолог (из опыта работы МБОУ35 городского округа «город Якутск» )
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.