Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемМария Узлова
1 Проект «Встречают по одежке» Есть ли связь между названием шапки «халмг» и названием народа «хальмг»? Выполнили ученики 4 класса МОУ «НОШ 22» г.Элисты, п. Аршан.
2 Основополагающий вопрос: Кто мы? Откуда мы? Проблемные вопросы: Откуда пошло название « улан залата хальмгуд»? Есть ли связь между названием шапки «халмг» и названием народа «хальмг»?
3 Наше предположение: Есть мнение, что название народа «хальмг» связано с названием шапки «халмг»
4 Ход исследования: 1.Узнать,что означает название народа «хальмг» 2.Кто носил шапку «халмг»? Как она выглядела? 3.Означал ли что-то узор на шапке-халмг? 4.Сделать вывод, есть ли связь между названиями «халмг» и «хальмг». 5. Узнать свою родословную у родителей, у старшего поколения.
5 Откуда же произошло название калмыки (хальмг)? Предками сегодняшних калмыков были ойраты, издревле обитавшие в Джунгарии – западной части Монголии. Ойраты в свою очередь происходили от древних монгольских племен. Термин калмыки употреблялся относительно той группы ойратов, которая проживала в России. Само слово «калмык»(халимаг) тюркского происхождения и означает «отделившийся». В Русском государстве ойратов именовали калмыками с 70-х годов XVI в. Однако следует заметить, что волжские ойраты на протяжении почти двух столетий не называли себя калмыками. Они постепенно усваивали это название, и только к концу XVIII в. оно официально утвердилось как самоназвание.
6 Головной убор «халмг» Головные уборы калмычек были разнообразные и около 20 видов. Шапочки для девушек имели одни формы, для молодых и пожилых женщин – другие. Старинный головной убор замужней молодой и средних лет женщины – халмг, круглая по форме и довольно тяжелая по весу шапка. Ее кошмовая основа обтягивалась черной шелковой материей(нередко парчей) и украшалась вышивкой из золотых или серебряных ниток: на левой стороне вышивался орнамент «копыта жеребенка», на правой – узоры из цветов и листьев, края обрамлялись сверкающими блестками, сверху свисал большой густой гребешок из красных шелковых ниток.
7 тоорцг камчатка жатаг халмг буслячи
8 Шапочка «Халмг» и виды орнамента на нем
9 Калмыцкий орнамент - большое культурное наследие. Исследование орнамента началось в XVII-XIX века учеными П.С Паллесом и Л.Д. Дубровой. Характерной особенностью калмыцкого орнамента является его символичность и глубокая философская осмысленность каждого мотива. Самым популярным у калмыков был геометрический орнамент. Им украшалась только дорогая одежда. Это так называемый древний и джунгарский орнамент, являющийся символом вечного движения и согласованности. Разнообразные мотивы почки, побега, листьев и цветка, иногда совмещающие элементы кочевого быта в сложных композициях, образуют обширный ряд растительного орнамента. По свидетельству пожилых людей, раньше по орнаменту на шапке «халмг» определяли к какому роду принадлежала женщина до замужества. Левая сторона символизировала жизнь женщины в замужестве, а правая – жизнь девичью, до замужества. Калмыцкие пояса также богато украшались геометрическим, растительным, астральным орнаментами. Некоторые узоры имели особое значение. Возможно, это был знак принадлежности к определенному роду или же рисунок был оберегом. Итак, слово хальмг (халимаг) тюркского происхождения и означает «отделившиеся». В родственных калмыкам монгольских языках слова «хальмг» нет. А шапку халмг( иногда называлась халвнг) носили женщины калмычки. Название шапки халвнг упоминается в эпосе «Джангар»,ее носила княгиня Аг Шавдал.
10 Что узнал Мерген о своей родословной Наша семья Манджиевых относится к роду Ики-багутов. Ики-багутовская поговорка: «Көгшн Чагчи» гидг сәкүстә(бурхан), «Манла» гидг гүрмтә, «Ноһан Дәрк» гидг хурлта, «Ээҗ- Авһатан» гидг урата, «ик- баһуд» гидг улс бидн. В переводе это значит: « Сякусн наш- древний Чакчи, молитва наша- «Манла», хурул наш- « Ноган Дярки», уран наш – Эджи-Авгатан, а родом мы – «ики-багуты», т.е. «большие багуты». По сведениям жителей Ики-багутовского аймака они подразделяются между собой на следующие ясуны( кости)- харнуты,элбджигуты,шарнуты,заамуты,хо-меркиты и баг- цоохр (оруд-пришлые). Мы – баг-цоохр.
11 Генеалогическое древо семьи Манджиева Мергена Тюмень Джак Гаря Левш Балдр Лиджи Халг Тарв Дордж Манджи Вася Юра Мерген
12 Вывод Так как нет письменных подтверждений,что узор на шапке - халмг мог обозначать родоплеменную принадлежность нужно: *изучить работы ученых веков, исследовавших быт калмыков.( Г.С.Лыткина, А.М. Позднеева, И.Житецкий, Н.Н.Пальмова, и др. а также современных – У.Д.Душана,У.Э.Эрдниев, Г.О.Авляева, А.Г.Митирова, и др.) *обратиться к калмыцким ученым-этнологам за консультацией * учащиеся вместе с родителями могут посмотреть в семейных архивах старые фото или предметы старинной одежды и собрать цифровой фотоальбом традиционной одежды, сохранившийся в семьях. *посетить Национальный музей им.Пальмова, зарисовать узоры шапок, определить принадлежность узора какому-либо роду.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.