Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемМихаил Шалыгин
1 ПРОТИВОСТОЯНИЕ МИТРОПОЛИТА ФИЛИППА И ИВАНА ГРОЗНОГО
2 Опричнина период в истории России с 1565 по 1572 год, обозначившийся государственной борьбой с изменниками Родины. Опричниной называлась часть территории государства, с особым управлением выделенная для содержания царского двора и опричников.
3 На богомолье в Кирилово - Белозерском монастыре, царь возвестил игумену о желании постричься в монахи. Сама опричнина была задумана Грозным по образу иноческого братства: послужив Богу оружием и ратными подвигами, опричники должны были облачаться в иноческие одежды и идти к церковной службе, долгой и уставной, длившейся от 4 до 10 часов утра. Самодержец пал в ноги настоятелю Корнилию, и тот благословил его намерение. С тех пор всю жизнь, писал Грозный, "мнится мне, окаянному, что наполовину я уже чернец". Лебедев Клавдий «Царь Иван Грозный просит игумена Корнилия постричь его в монахи»
4 Опричник человек, состоящий в рядах опричного войска, то есть гвардии, созданной Иваном Грозным в рамках его политической реформы 1565 года. Каждый опричник давал клятву на верность государю и носил черную одежду, подобную монашеской. Конные опричники имели особые «опознавательные знаки». К седлам прикреплялись метла, чтобы выметать измену, и собачьи головы, чтобы ее вынюхивать и выгрызать врагов царя.
5 «Не было ни для кого безопасности, но всего менее для людей известных заслугами и богатством… Гнев тирана, падая на целые семейства, губил не только детей с отцами, супруг с супругами, но часто и всех родственников мнимого преступника». Н.М. Карамзин Василий Худяков "Опричники и бояре"
6 Убийство боярина Ивана Челяднина-Фёдорова, которого Грозный заставил одеться в царские одежды и сесть на трон, поклонился ему, а затем ударил ножом со словами: «Ты хотел занять мое место, и вот ныне ты, великий князь, наслаждайся владычеством, которого жаждал!»
7 Святитель Филипп был посвящен в митрополита Московского и Всея Руси 25 июля 1566 года Филипп надеялся своим участием способствовать устранению или ослаблению наиболее отрицательных сторон нового порядка.
8 Понимал ли игумен, что, соглашаясь стать митрополитом в период разгула опричнины, он рискует жизнью? «Как истинный святой, он был героем смиренным, не искавшим подвига, но и не уклонившимся от него, когда мученическое бремя власти упало на его плечи, привыкшие к иным трудам». Н.М. Карамзин Что имеет в виду историк, говоря о мученическом бремени власти?
9 « Москва цепенела в страхе. Кровь лилась: в темницах, в монастырях стенали жертвы, но...тиранство еще созревало: настоящее ужасало будущим». Н.М.Карамзин Среди общего безмолвия, все ожидали, что раздастся единственный спасительный голос Филиппа.
10 Поражает изощренная жестокость, с какой Иван Грозный казнил не только недругов, но и преданных ему друзей, впавших в немилость. «Невозможно без трепета читать о всех адских вымыслах тиранства, о всех способах терзать человечество. Для мук были сделаны особенные печи, железные клещи, острые ногти, длинные иглы; разрезывали людей по составам, перетирали тонкими веревками надвое, сдирали кожу, выкраивали ремни из спины...» История России с древнейших времен до конца XVII века.
11 «…опричнина буйствовала; вельможи, народ умоляли митрополита вступиться в дело; он знал, что народ привык видеть в митрополите печальника, и не хотел молчать». С.М.Соловьев
12 « Иван IV, оказав Филиппу столько знаков своего царского благоволения, рассчитывал, что Филипп охотно согласится быть в полной его воле, и, занимая митрополитскую кафедру, будет постоянно держать его сторону и ни в чем не станет ему противоречить. Но такой расчет скоро оказался неверным» Макарий (Булгаков М.П.). Митрополит Филипп продолжал обличать опричные злодейства царя Ивана Грозного
13 21 марта 1569 г. в Успенском соборе митрополит обратился к царю с обличительной речью. "Сколько страждут православные! У татар и язычников есть закон и правда, а у нас нет их; всюду находим милосердие, а в России и к невинным нет жалости." То был великий знак всему народу, что царь творит беззаконие.
14 Для поисков компромата на Филиппа в Соловецкий монастырь направилась комиссия. Игумен монастыря Паисий, которому был обещан епископский сан за клевету на своего учителя и девять монахов, подкупленные и запуганные, дали нужные показания. В ноябре 1568 года епископы-заговорщики собрали собор, осудивший Филиппа. Особенно яростно «обличал» святого архиепископ Пимен, надеявшийся стать митрополитом.
15 По царскому приказу Филиппу забили ноги в деревянные колодки, а руки в железные кандалы, посадили в монастыре Св. Николая Старого и морили голодом. Но даже в заточении он представлял для Грозного царя опасность: это был живой укор его совести.
16 Во время похода на Тверь Малюта Скуратов отправился, по царскому приказу, в Отрочь- монастырь к Филиппу и собственноручно задушил его, а монахам сказал, что Филипп умер от угара. Иноки погребли его за алтарем. В первый год после смерти Ивана IV гроб Филиппа был перевезен в Соловки, где он был предметом народного почитания.
17 16 июля - день памяти перенесения мощей святителя Филиппа, митрополита Московского По благословению Патриарха Иосифа митрополит Никон в 1652 году отправился в Соловки за мощами святителя Филиппа и торжественно перенес их в Москву. В Успенском соборе "на самой средине стоял он 10 дней" и во все дни с утра до вечера был звон, как в Пасхальную неделю. Затем святые мощи были поставлены в Успенском соборе у алтаря, где находятся до сих пор.
18 Во время торжественного поклонения мощам Филиппа ко гробу святителя подошел царь Алексей Михайлович, долго молился, а затем вложил в руку святителя покаянную грамоту; в ней он просил простить вину своего предшественника Иоанна Васильевича Грозного.
19 «Жизнь тирана есть бедствие для человечества, но его история всегда полезна для государей и народов: вселять омерзение ко злу есть вселять любовь к добродетели - и слава времени, когда вооруженный истиною дееписатель, может в правлении самодержавном выставить на позор такого властелина, да не будет уже впредь ему подобных». Н.М.Карамзин История государства российского
20 «Пример святителя Филиппа помогает нам понять, в чем смысл пастырского служения Церкви, понять, как это служение должно осуществляться в самые критические моменты истории.. Святитель Филипп учит нас подвигом своей жизни. Он ушел из жизни отверженным, оклеветанным, но ведь память об этом святителе невозможно было изгладить царским к нему отношением». Патриарх Кирилл
21 Xрам святителя Филиппа, митрополита Московского. Храм построен в Москве на месте встречи его мощей при перенесении из Соловецкого монастыря в Успенский собор Московского Кремля 9 июля 1652 года
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.