Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемМаргарита Егошина
1 Тема: Рыночная система 1. Основные направления экономической теории: меркантилизм; физиократизм; классика; марксизм; маржинализм; неоклассика; кейнсианство; монетаризм; институционализм. По каждому направлению небольшое сообщение на 2-3 минуты с указанием времени возникновения, основных представителей и сути учения. 2. Рыночная система: основные понятия. 3. Деньги, их история и функции. 4. Экономические системы (доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная)
2 1. История развития экономической науки ЭтапШколыВремя распростра- нения Представи- тели Основные положения Началь- ный этап Начала экономики До р.Х.Аристотель, Платон, Катон Первые представления СхоластикаХ-ХIII в.в.Ф. АквинскийВ приложении к христианской морали Полити- ческая экономия Мерканти- листы XVI-XVIII в.в.А. Монкретьен, Т. Мен Источник богатства - торговля ФизиократыXVII-XVIII в.в.Ф. Кенэ, А. Тюрго Источник богатства – сельское хозяйство КлассикиXVIII - XIXв.в.А. Смит, Д. Рикардо Источник богатства – производство, его регулятор – свободный рынок МарксистыXVIII - XXв.в.К. Маркс, Ф. Энгельс Источник богатства – прибавочная стоимость
3 ЭтапШколыВремя распростра- нения Представи- тели Основные положения Эконо- микс Маржина- листы XIX- XXв.в.Л. Вальрас, У. Джевонс Применение экономико- математических методов и моделей Неоклас- сики XVIII - XXIв.в.А. МаршаллОснова спроса предельная полезность блага, основа предложения – предельная производительность факторов производства Кейнсиан- цы XX- XXIв.в.Дж. М. КейнсРынок не может обеспечить равновесие, необходимо регулирующее вмешательство государства Монета- ристы XX- XXIв.в.М. ФридменГосударство может регулировать только кредитно-денежную систему
4 2. Субъекты и категории рынка ТОВАР – продукт труда, произведенный для удовлетворения потребностей, и переходящий в потребление в процессе обмена ПОКУПАТЕЛЬ – индивид, испытывающий потребность в товаре, приобретающий его в процессе обмена (владелец денег) ПРОДАВЕЦ – владелец товара, который обменивает его для целей получения выгоды ЦЕНА – оценка товара в деньгах ДЕНЬГИ – продукт исторического развития обмена, средство обращения и оценки товара (универсальный эквивалент)
5 Условия возникновения рынка РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА- в обществе происходит разделение индивидов, которые постоянно обеспечивают производство какой-то одной продукции и специализируются на ее выпуске ОБМЕН – явление постоянной взаимовыгодной передачи произведенных в обществе товаров и услуг для целей удовлетворения потребностей всех индивидов САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ АГЕНТОВ – обособленность хозяйствующих субъектов, которая способствует формированию личного интереса в результатах обмена и повышению эффективности производства
6 Функции рынка: Посредническая (рынок является посредником между покупателем и продавцом, производителем и потребителем); Ценообразующая (на рынке устанавливаются цены на товары и услуги); Информационная (рынок дает производителям сведения о вкусах и предпочтениях потребителей); Регулирующая (рынок указывает, что, как, где, для кого производить); Стимулирующая (благодаря свободному ценообразованию и свободе выбора предлагаемых товаров и услуг совершенствуется производство, уменьшаются затраты); Оздоравливающая (санирующая) (некачественные и ненужные товары уходят с рынка).
7 Формы рынков Безличный контакт Личный контакт Цены складываются в процессе купли-продажи Цены заранее установлены РесурсовТоваров и услуг МеждународныеНациональные Локальные
8 Трансакционные издержки (transaction costs) – это издержки в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности. Включают в себя: Расходы связанные с поиском информации; Затраты на ведение переговоров; Работа по изменению свойств товара (услуги); Издержки по защите прав собственности.
9 Альтернативные издержки (opportunity costs) Это издержки одного блага, выраженные в другом благе, которым пришлось пренебречь (пожертвовать).
10 Производственные возможности (production capacity) Это возможности общества по производству экономических благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов при данном уровне развития технологии
11 Кривая производственных возможностей (production possibility curve) показывает альтернативные варианты производства благ при полном использовании ресурсов
12 Кривая производственных возможностей хлеб телевизоры А В С т.А – не полное использование ресурсов т.В – полное использование ресурсов т.С – в обществе нет возможностей производить столько товаров
13 Это система, которая основана на частной собственности, свободе выбора и конкуренции. Она строится на личном интересе, ограничивает роль правительства в экономике. Рыночная экономика (market economy)
14 Экономическая свобода - Это возможность индивида реализовать свои интересы и способности путем активной деятельности в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.
15 Свобода потребителя – свобода потребительского выбора на рынке товаров и услуг. Свобода предпринимательства – человек сам определяет что, как и для кого производить, где, как, кому, сколько и по какой цене реализовать произведенную продукцию, каким образом и на что тратить полученную выручку.
16 Личный интерес (мотив) – главный мотив и главная движущая сила экономики. У потребителя мотив (интерес) – это максимизация полезности. У производителя мотив (интерес) – это максимизация прибыли.
17 Экономическая цель потребителя – максимизировать удовлетворение всех потребностей Экономическая цель фирмы – максимизировать прибыль или минимизировать затраты Экономическая цель общества – экономический рост, повышение производительности, полная занятость и социально-экономическая стабильность Современные экономические системы
18 РЫНОЧНАЯ СМЕШАННАЯ КОМАНДНАЯ
19 предполагает: Множество продавцов и покупателей Однородность товаров и услуг Отсутствие ценовой дискриминации Полная мобильность всех ресурсов Абсолютная информированность о ценах Совершенная конкуренция (perfect competition)
20 Это система, в которой преобладает общественная (государственная) собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования. Командная экономика (command economy)
21 Это тип экономики, объединяющий элементы рыночной и командной экономических систем, то есть механизм рынка дополняется активной деятельностью государства. Смешанная экономика (mixed economy)
22 3. Виды и функции денег в рыночной системе Полноценные деньги – обладают собственной стоимостью как самостоятельный товар (металлические деньги из благородных металлов) Символические деньги – заменители денег, используемые правительством как символы ценности для наличных и безналичных расчетов (бумажные деньги и разменная монета) Мера стоимости Средство обращения Средство платежа Средство накопления Мировые деньги
23 ЭС – это совокупность всех экономичес- ких процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нем отношений собственности и хозяйственного механизма. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЭС: 4. Экономические системы (economic systems) ДОИНДУСТРИАЛЬНАЯ ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ
24 ДОИНДУСТРИАЛЬНАЯ ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ Главная сфера экономики Сельское хозяйство Промышлен- ность Сфера услуг Главный фактор производства землякапиталинформация Главные люди в обществе Собственники земли Собственники капитала Собственники информации
25 Тема: Теория потребительского выбора. Вопросы: 1. Теория предельной полезности. 2. Потребительский выбор. 3. Классификация видов потребительского спроса. 4. Понятие кривых безразличия. Бюджетное ограничение. 5. Эффект дохода. Эффект замещения. Парадокс Гиффена. Задание на следующий семинар
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.