Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЕгор Лескин
1 Урок развития речевой компетенции Рассуждение и законы логического мышления Урок подготовила учитель русского языка и литературы Платонова О.П.
2 Тип урока: урок открытия новых знаний Результаты урока: метапредметные – извлекать и адекватно понимать основную и дополнительную информацию в ходе урока; предметные – расширять активный и потенциальный словарный запас; объяснять значение новых терминов и законов построения текста, помогающих избегать речевые недочёты.
3 План урока 1. Освоение значений слова ЛОГИКА и ЛОГИЧЕСКАЯ ОШИБКА, АЛОГИЗМ как речевой приём. 2. Основные законы логического мышления и последствия их нарушений. 3. Тренинг на развитие логического мышления и речевой компетенции. 4. Подведение итогов урока.
4 Цели деятельности урока: 1. Усвоить понятия «логика», «логическая ошибка» и «алогизм». 2. Познакомиться с функционированием законов логического мышления в письменной речи. 3. Научиться избегать логических ошибок в сочинениях-рассуждениях.
5 О понятии «логика» Наука о законах мышления и его формах Ход рассуждений, умозаключений Разумность, внутренняя закономерность чего-нибудь (Словарь Ожегова) Какое из этих значений мы имеем в виду, когда на полях ученического сочинения видим пометку «логическая ошибка»?
6 Логические ошибки Это нарушения в ходе наших рассуждений и умозаключений или алогизмы
7 Алогизм как художественный приём и средство выразительности Рассмотрим пример речевого алогизма у Н.В.Гоголя: Несмотря на большую приязнь, эти редкие друзья не совсем были сходны между собою. («Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»)
8 Правильный ответ Предлог НЕСМОТРЯ НА имеет уступительное значение и по словарю Ожегова означает «вопреки кому-чему-нибудь», а люди, которые испытывают «приязнь» или симпатию по отношению друг к другу, вовсе не обязаны быть «совсем сходны между собою»
9 Один из главных приёмов логического анализа текста: свёртывание суждений Этот приём помогает оценить своеобразие стиля великого Н.В.Гоголя, а при работе над ученическим сочинением - осознать характер ошибки и способ её исправления
10 Первый закон-закон тождества Мысль, приводимая в умозаключении, при повторении сохраняет то же содержание
11 Закон тождества нарушается, если в тексте происходит подмена тезиса Ученик уходит от темы высказывания. Особенно хорошо видно такое нарушение при неправильном ответе на вопрос. К таким же нарушениям относится и употребление слов в общем, приблизительном или неточном значении
12 Примеры нарушений закона тождества (задание Ломоносовского турнира) В мировой литературе есть множество произведений, где не важно точное место действия,- события происходят в городе, деревне, замке с вымышленным названием или вовсе без названия. Но есть и такие, в которых содержание и идея, а нередко и название тесно связаны с каким-либо конкретным географическим местом. Назовите несколько произведений второго типа и объясните, насколько важно в каждом из них конкретное место действия
13 Работа в группах Анализ микротекстов с выявлением логических ошибок
14 Закрепление первого закона Закон тождества нарушается и в том случае, когда слово употребляется в несвойственных ему значениях и возникает двусмысленность. Объясните в чём она: Автор продолжает показывать возвышенность природы. Она передаётся через высоту гор, утёсов. Подберите синоним к слову возвышенность с правильным значением
15 Правильный ответ Автор продолжает показывать величие природы. Оно передаётся в описаниях высоты гор, утёсов. Слово возвышенность воспринимается как простое указание на рельеф местности
16 Второй закон логического мышления – закон противоречия Не могут быть одновременно истинными две противоположные мысли о предмете
17 Нарушения закона противоречия В романе Толстого «Война и мир» нашему взору предстаёт совсем иной Петербург – с балами, зваными обедами, салонами. Но мы видим, насколько бездарно и пусто общество, что красочный Петербург Толстого ничуть не отличается от жёлтого Петербурга Достоевского (Из сочинения ученика)
18 В чём заключается ошибка Ученик, сравнивая изображение Петербурга в романах Достоевского и Толстого, в соседних предложениях употребил слова совсем иной и ничуть не отличается - это явное нарушение логики!
19 Переделка В романе Достоевского показан Петербург «бедных людей», «униженных и оскорблённых», город нищеты и страдания. Толстой изображает высший свет Петербурга – балы, салоны, званые обеды. Но Петербург Толстого производит не менее отталкивающее впечатление, чем Петербург Достоевского.
20 Третий закон логического мышления- закон исключённого третьего Из двух противоречащих высказываний в одно и то же время в одном и том же отношении одно непременно истинно, а второе - нет В правильно построенном противопоставлении названы действительно взаимоисключающие явления
21 Комический пример нарушения закона противопоставления Иван Иванович несколько боязливого характера. У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если б раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением. Противопоставляются характер и шаровары. Это придаёт фрагменту комический эффект
22 Четвёртый закон логического мышления – закон достаточного основания Всякая истинная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана
23 Проанализируем фрагмент Прекрасный человек Иван Иванович! Какой у него дом в Миргороде! Вокруг него со всех сторон навес на дубовых столбах, под навесом везде скамейки… Прекрасный человек Иван Иванович! Он очень любит дыни Это его любимое кушанье.
24 СПОСОБ ИСПРАВЛЕНИЯ Если сам тезис не вызывает сомнения, то нужно исправлять неподходящий аргумент
25 Работа в группах в тетрадях для творческих заданий Найдите логические ошибки и классифицируйте их
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.