Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемМаргарита Чегодаева
1 Современный урок. Типология уроков. Анализ и самоанализ урока Мы не учим их; мы создаем условия, в которых они учатся. С. Паперт
2 Урок – это форма организации учебных занятий при классно-урочной системе обучения в учебных заведениях. Характеризуется строго установленным объемом учебной работы и порядком ее выполнения в рамках определенного времени. (Советский энциклопедический словарь) Цель урока: - организация мыслительной деятельности учащихся; - модель тех конкретных ЗУН (компетенций), которые должны быть сформированы на уроке.
3 Заученных знаний недостаточно, чтобы учить людей, непременно надо прислушиватьс я к тому, что они спрашивают. Мо-цзы
4 Цель обучения: мысленно предполагаемый конечный результат, ожидаемый от направленной взаимосвязанной педагогической деятельности учителя и учебно-познавательной деятельности ученика.
5 Ведущая целевая установка Осмысленное представление школьников о развитии природы, экономики, общества и происходящих в нем процессах. Основные средства ее реализации: проблемный характер изложения материала широкое использование документов многообразие вопросов и заданий активные и интерактивные стратегии преподавания
6 Задачи урока: образовательная: добиться понимания..; подвести к выводу..; научить..; закрепить… Воспитательная: показать учащимся..; дать почувствовать..; увидеть, что..; воспитывать чувство прекрасного… Развивающая: развивать умения работы с картой..; логическое мышление…
7 Требования к современному уроку 1. Дидактические: четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами; определение содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и учащихся;
8 Требования к современному уроку 1. Дидактические: прогнозирование уровня усвоения учащимися ЗУН как на уроке, так и на отдельных этапах; выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля.
9 Требования к современному уроку 2. Психологические: проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного предмета и урока; учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе; использование отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.
10 Требования к современному уроку 3. Гигиенические: температурный режим; физико-химические свойства воздуха (проветривание); освещение; предупреждение утомления; чередование видов деятельности; своевременное проведение физических минуток; соблюдение правильной рабочей позы учащегося; соответствие классной мебели росту школьников.
11 Требования к современному уроку 4.Технические: вызывать интерес к учению и воспитывать потребности в знаниях; темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными; необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке; доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда; по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения; обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы; учитель должен обеспечит активное учение каждого ученика.
12 Выбор продуктивных методов обучения при условии: наличие проблемной ситуации; наличие познавательной задачи; наличие познавательного интереса; наличие опорных знаний
13 «… Задача современной образовательной системы – не напичкать ученика фундаментальными знаниями(большинство которых никогда не будет востребовано), а сформировать навыки успешной социальной адаптации, способность к самообразованию…» (А.М. Кондаков)
14 О сновные этапы современного урока: 1. организационный момент; 2. проверка домашнего задания; 3. проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме; 4. постановка цели занятия; 5. организация восприятия и осмысления новой информации; 6. первичная проверка понимания; 7. организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении.
15 % усвоения новой информации % t 45(мин)
16 Многообразие структур урока: изучения нового материала; закрепления и развития знаний, умений и навыков; формирования умений и навыков; повторения; проверки знаний; применения знаний, умений и навыков; повторительно-обобщающего урока; комбинированного урока.
17 Современный мир - это полифония миров – полифония людского поведения - нет стандартных ситуаций, стандартных решений – необходимость изменения подходов к преподаванию
18 Типология уроков С.В. Иванова: вводные уроки; уроки первичного ознакомления материалом; уроки образования понятий; уроки применения знаний на практике; уроки навыков (тренировочные); уроки повторения и обобщения; контрольные уроки; смешанные или комбинированные уроки.
19 Типология уроков И.Н. Казанцева: уроки с разнообразными видами занятий; уроки в виде лекций; уроки в виде беседы; уроки – экскурсии; уроки с использованием фильма; уроки самостоятельной работы; практические и другие занятия.
20 уроки усвоения новых умений и навыков; уроки усвоения новых знаний; уроки комплексного применения знаний; уроки обобщения и систематизации знаний; контрольные уроки; комбинированные уроки. Типология уроков В.А. Онищука:
21 рассказ обзорного типа по всей теме; урок вопросов учеников учителю и дополнительных разъяснений; урок – практическая работа ; уроки обобщенного типа с карточками заданиями, ориентирующими на выделение и усвоение главных элементов учебного материала; заключительный опрос по теоретическому материалу; решение задач по теме с применением калькуляторов. Типология уроков Л.В. Маховой:
22 Основные блоки современного урока 1 блок – проблемно- мотивационный 2 блок – информационный 3 блок – аналитический 4 блок – рефлексивно- оценочный Сущность педагогического опыта в том заключается, что перед учителем каждый год открывается что-то новое, и в стремлении постигнуть новое раскрываются его творческие силы» В.А. Сухомлинский
23 МОТИВАЦИОННЫЙ БЛОК Мотивация - побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющие их направленность и цели.
24 МОТИВАЦИОННЫЙ БЛОК Организация (ожидаемые или прогнози- руемые результаты, цели – задачи, инструкции, пояснения) Интерес (введение в тему, «якорь», «крючок», «подкидная доска») Проблема (основной вопрос занятия, обращение внимания на главное противоречие)
25 ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК Источники информации: Устные источники Письменные источники Графические источники (схемы, диаграммы) Электронные источники Видео источники ДРУГИЕ (вещественные, изобразительные, статистические)
26 АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЛОК Обобщение Обсуждение Сравнение Синтез Выбор (отбор) Творчество (деятельность по созданию нового продукта) Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться. А. Тоффлер
27 РЕФЛЕКСИВНЫЙ БЛОК Оценка Самооценка Экспертиза Отношение Выделение трудностей Присвоение опыта
28 Примеры заданий Соберите и оформите в виде реферата информацию Напишите учебно-исследовательскую работу Представьте информацию в виде диаграммы, графика Составьте тест, кроссворд Составьте терминологический словарь Сформулируйте проблему и пути её решения
29 Примеры заданий Конкурс на более точное и оригинальное определение понятия Сделайте сборник (дайджест) фрагментов публицистических статей, видеофрагментов Сделайте презентацию на тему Составьте сравнительную таблицу Составьте схему, структуру Напишите авторский текст и др.
30 Примеры заданий Игра -сценка по заранее расписанным ролям; -спонтанная игра по определенной ситуации или теме; -игра с непонятными правилами Документ -письма, листовки, воззвания; -интервью или статьи в газете; -выступления известных политиков или ученых; -статистические данные;
31 Примеры заданий Понятийный ряд -ряд понятий или слов, объединенных одним смыслом; -несколько определений одного понятия; -назвать пропущенные понятия в определениях или текстах; -придумать свои ассоциации к тому или иному понятию Графическое изображение -картина (любой рисунок); -фотография; -карикатура; -схема (диаграмма)
32 Воспитательный потенциал урока Оказывает существенное влияние на формирование позитивной гражданской позиции молодого человека. В этом заключен основной педагогический смысл формирующейся современной концепции образования. Соответствует возрастным особенностям старшеклассников. В этот период начинается активное формирование мировоззренческих позиций, ценностных установок и «жизненных сценариев». Формирует такие учебные компетенции: - ценностно-смысловую, - информационную, - социально-коммуникативную, - общекультурную.
33 Содержательные акценты Содержательные акценты урока в старшей школе 1.Рассмотрение общественных явлений с точки зрения национального интереса и роли России в глобальном мире 2.Понимание глобализации как закономерного процесса 3.Введение новых терминов, классификаций и теорий 4.Рассмотрение современной геополитической ситуации, как конкурентной борьбы интересов стран-лидеров 5.Выявление новых закономерностей развития, соответствующих реальностям информационного общества
34 Анализ урока (Для чего нужен анализ урока?) Возможность взглянуть на урок со стороны, осознать урок как явление в целом, осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы на практике во взаимодействии с классом и конкретными учениками.
35 Анализ урока - процесс осознания и самопознания, формирующий у учителя аналитические способности Анализ урока - это рефлексия, позволяющая оценить – свои сильные и слабые стороны, определить резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности
36 Различие схем анализа урока в зависимости от целей Урок может анализироваться с позиции : деятельности учителя и учеников; развитости способностей учащихся, с разной степенью подготовленности; организации учебной деятельности учащихся; конечного результата урока; форм, средств и методов обучения; педагогического общения; учета возрастных особенностей учащихся … Учитель всегда должен быть ознакомлен с целями и схемами анализа урока.
37 Традиционный (педагогический) подход к анализу урока Организация урока (тип, структура урока, подготовленность и организация класса, организация уч-ся к активной работе, организация различных форм работы, плотность урока…) Содержание урока (научность, соответствие требованиям программы, практическая значимость, воспитательная направленность, межпредметные связи, речь учителя…);
38 Традиционный (педагогический) подход к анализу урока Методика проведения (оборудование, методы и приемы, их соответствие содержанию, возрасту уч-ся, уровню подготовки, работа с разными категориями учеников, система оценки знаний); Общение с классом (стиль, тон …); Работа и поведение учащихся на уроке; Общие выводы
39 Традиционный анализ урока с позиции психологического подхода Управления вниманием (практическая значимость материала, наглядность, изложение материала – эмоциональность, образность, темп урока, организация активности, учет индивидуальных особенностей);
40 Традиционный анализ урока с позиции психологического подхода Развития мышления (управление мыслительной деятельностью, использование средств для формирования интереса, обучение приемам мыслительной деятельности – анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения главного, связь знаний с личным опытом, организация коллективной мыслительной деятельности);
41 Традиционный анализ урока с позиции психологического подхода Развития творчества и воображения (творческая атмосфера на уроке, развитие пространственных представлений на основе схем, карт и т.д., построение аналогий, активизация фантазии …)
42 Целевой анализ урока Форм, средств и методов обучения (адекватность данного метода, формы, средства обучения основным целям урока, его содержанию. Адекватность данного метода обучения этапу урока, индивидуальным и возрастным особенностям уч-ся, индивидуальному стилю учителя );
43 План анализа урока: 1. Тема урока и его функция: урок изучения нового материала; урок – практическая работа; урок повторения и обобщения темы; комбинированный урок. 2. Соответствие типа и задачей урока: образовательная (чему научились на уроке или чему учились); воспитательная (как обращен материал на раскрытие темы, на формирование эмоционального отношения); развивающая (что узнали нового). 3. Цели и задачи, поставленные учителем. Результативность. 4. Оборудование урока.
44 5. Работа учителя: методики формирования потребности к творческой и исследовательской деятельности; методики побуждения к деятельности; стиль и тон общения с детьми; эмоциональность подачи материала; вопросы нравственного воспитания; работа с литературными источниками, картами, схемами, таблицами; разработка методических и дидактических материалов. 6. Работа учащихся: ответы на вопросы учителя; исследовательская, поисковая работа; выполнение тестовых заданий; 7. Домашнее задание, контроль и оценка работы учащихся на уроке. 8. Обобщение. Достижение целей урока. Проблемы (если такие имеются), причины их возникновения. 9. Рекомендации.
45 Самоанализ урока Оценка учителем собственной педагогической деятельности, Показатель - профессионализма учителя, степени осмысления им задач образования. Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает. Георг Зиммель
46 Цель самоанализа урока - Обоснование всей деятельности учителя на уроке – особенностей содержания урока, выбранной методики подачи учебного материала, технологии обучения, форм учебной деятельности учащихся и т.д. (т.е. почему Вы на уроке делали именно это и именно так…)
47 План самоанализа урока: 1. Цель, четкость постановки цели урока. 2. Формулирование темы и доведения ее до учащихся. 3. Соответствие содержания заявленной теме. 4. Место данного урока в системе других. 5. Обоснование типа урока и его структуры. 6. Причины отступления от намеченного плана. 7. Соответствие технологии, использованных методических приемов заявленной концепции. 8. Характеристика учебной деятельности школьников в соответствии с предложенными способами действий на учебном занятии. 9. Итог урока в сопоставлении задуманного с реализованным.
48 Второй вариант самоанализа урока 1. Соответствует ли содержание данного урока действующей программе? Главные знания и умения. 2. Место данного урока в курсе, разделе, теме? Как он рассматривается в системе уроков? В чем его содержательная и методическая нагрузка и специфика? (как связан урок с предыдущими, как работает урок на последующие?)
49 Второй вариант самоанализа урока 3. Характеристика особенностей класса. Чем сложен для Вас данный класс? Как учитывается специфика ученического коллектива при подготовке и проведении занятия? Каким образом? 4. Какие задачи поставлены при конструировании урока? Какие задачи были стержневыми?
50 Второй вариант самоанализа урока 5. Как Вы мотивируете выбранный тип урока, логику его проведения, организацию учебной деятельности? (на чем делается главный акцент урока, что является объектом прочного усвоения на фоне второстепенного). 6. В чем оптимальность использованных Вами средств, форм и методов обучения? (Обосновать!!!) 7. В чем были сложности подготовки к данному уроку? Что из запланированного не удалось реализовать? Почему?
51 Второй вариант самоанализа урока 8. Какие пробелы в знаниях и умениях учащихся Вами замечены. Пути их устранения. 9. Почувствовали ли Вы возможности повышения эффективности изучения данной темы? Какими путями и средствами? 10. Осталось ли от урока чувство удовлетворения?
52 Образование, которое включает в себя обретение навыка учиться, не начинает устаревать мгновенно … Скорее оно готовит обучающихся к тому, чтобы вести продолжительную интеллектуальную беседу с миром и, тем самым, не останавливаться в своем интеллектуальном росте. Ч. Темпл
53 Причины снижения эффективности урока: 1. реализация только принципа наглядности; 2. оптимальный темп; 3. неправильное сочетание методов обучения; 4. игнорированием учителем использовать при устном ответе заранее составленным планом; 5. перегрузка учащихся самостоятельной работой.
54 Пути преодоления противоречий и недостатков: выработать установку на отход от традиционных методов и приемов обучения; реализация принципа прочности, глубины и осознанности знаний учащихся; теоретические знания по предмету должны подкрепляться практическими самостоятельными работами.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.