Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЕлена Тименкова
1 Здоровьесберегающие технологии во внеурочной деятельности– путь к реализации ФГОС в начальной школе. Автор: Тимощук С.В. учитель начальных классов МБОУ СОШ уч. год.
2 Из истории вопроса МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О работе экспериментальных общеобразовательных учреждений по направлению "Здоровьесберегающие технологии" В рамках эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования Минобразования России в 2002/03 учебном году проводится работа по введению здоровьесберегающих технологий. (М.М. Безруких). ПРИЛОЖЕНИЕ К ПИСЬМУ Минобразования России от /13 О подготовке к организации здоровьесберегающего образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от "О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования" и Положением об эксперименте, утвержденным приказом Минобразования России от и зарегистрированным Минюстом России от , разрабатывается комплекс мер по снятию перегрузки, сохранению и укреплению здоровья и внедрению здоровьесберегающих технологий в образование. В ходе психофизиологического сопровождения эксперимента проводится изучение состояния здоровья, школьной инфраструктуры, организации учебного процесса, учебной и внеучебной нагрузки, организации физкультурно-оздоровительной работы и широкого использования в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий.
3 Анализ состояния здоровья обучающихся в МБОУ СОШ 3 в уч. году В МБОУ СОШ 3 обучалось 535 человек, из них на «Д» учёте состоит 110 человек. С 1-4 класс – 35 чел., с 5-9 кл. – 60 чел., с кл. -15 чел. Индекс Здоровья до 14 лет – 8,3 %, 15-17лет – 8,7%. За год: 970 случаев ОРВИ. Заболеваемость ОРВИ высокая за счёт вспышек респираторных заболеваний и холодных погодных условий; 255 – заболевания органов дыхания, как осложнения ОРВИ; 3- педикулёз. За счёт своевременности выявления и проф. осмотров медицинским персоналом, быстро ликвидируется; 50- ЖКТ. Заболеваемость ЖКТ сохраняется в связи с несбалансированным питанием дома и в школе. (не все учащиеся получают горячее питание в школе); 2 –ветряная оспа.
4 Характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье. Под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье. К таким условиям следует отнести: факторы внешней среды, способные оказывать негативное воздействие на состояние здоровья школьников (экологические, экономические, социальные и т.п.); факторы школьной среды – качественная оценка школьных зданий, санитарно-технического, медицинского, спортивного оборудования и оснащения, организации системы питания с учетом требований санитарных правил и норм, количественная и качественная характеристика контингента школы; организация учебного процесса и режима учебной нагрузки; организация и формы физического воспитания и физкультурно- оздоровительной работы; формы и методы здоровьесберегающей деятельности учреждений общего образования; динамика текущей и хронической заболеваемости.
5 Направления здоровьесберегающей деятельности 1) рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями; 2) рациональная организация двигательной активности учащихся, включающая предусмотренные программой уроки физкультуры, динамические перемены и активные паузы в режиме дня, а также спортивно-массовую работу; 3) организация рационального питания учащихся; 4) система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни. Без выполнения этого комплекса мер по охране и укреплению здоровья любые другие мероприятия не окажут должного эффекта здоровьесбережения.
6 Классификация здоровьесберегающих технологий, предложенная Н.К. Смирновым (2006г.) Понятие «здоровьесберегаюшие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. 1. Медико-гигиенические технологии. 2.Физкультурно-оздоровительные технологии 3.Экологические здоровьесберегающие технологии 4.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности 5. 3доровьесберегающие образовательные технологии в урочной и во внеурочной работе школы
7 1. Медико-гигиенические технологии 1. Медико-гигиенические технологии (МГТ). контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Медицинский кабинет школы организует проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья учащихся, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы. Участие врача или медицинской сестры необходимо при проведении психолого-педагогических консилиумов, на которых решаются вопросы, касающиеся отдельных учащихся с проблемами здоровья. Занятия по программе «Лечебная педагогика» должны проводиться под контролем и при участии медицинских работников. Создание в школе стоматологического, физиотерапевтического и других медицинских кабинетов для оказания каждодневной помощи и школьникам, и педагогам, проведение занятий лечебной физической культуры, организация фитобаров и т.п. - тоже элементы этой технологии.
8 2.Физкультурно-оздоровительные технологии Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.
9 3.Экологические здоровьесберегающие технологии создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это - и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.
10 4.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов – курса «Безопасность жизнедеятельности».
11 5. 3доровьесберегающие образовательные технологии - организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний; - психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого- педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса; - учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.
12 5. 3доровьесберегающие образовательные технологии во внеурочной работе школы: - социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ) включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально- психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов; - лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.
13 Уровни решения задач по проблеме реализации здоровьесберегающих технологий. 1. Уровень района, города, объединяющий несколько школ и других образовательных учреждений, предполагает принятие грамотных стратегических решений и, в соответствии с этим, финансирование направлений и программ работы. Необходимо серьезное научное обеспечение разработки и реализации принимаемых программ с учетом состояния здоровья детей, учащихся, всего населения, проживающего на данной территории. Ответственные лица на этом уровне - руководитель отдела образования и его заместители.
14 Уровни решения задач по проблеме реализации здоровьесберегающих технологий. 2. Уровень школы : -создание оптимальных гигиенических, экологических и других условий для образовательного процесса; - обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающей формирование у учащихся дезадаптационных состояний: переутомления, гиподинамии, дистресса и т.п.; - обеспечение школьников в период их пребывания в школе питанием, способствующим нормальной работе пищеварительной системы и обмену веществ в соответствии с современными медико-гигиеническими требованиями; - включение в учебные планы школы всех классов занятий, позволяющих целенаправленно подготовить учащихся к деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья, сформировать у них культуру здоровья, воспитать стремление к ведению здорового образа жизни: - обеспечение подготовки (повышение квалификации, переподготовка) всего педагогического коллектива по вопросам здоровья, подготовки всех учителей и специалистов к внедрению в работу школы здоровьесберегающих образовательных технологий; - обеспечение охраны здоровья педагогов и создание условий, позволяющих им грамотно укреплять свое здоровье; - проведение мониторинга состояния здоровья учащихся; - проведение тематической работы с родителями учащихся, направленной на формирование в их семьях здоровьесберегающих условий, здорового образа жизни, профилактику вредных привычек.
15 Уровни решения задач по проблеме реализации здоровьесберегающих технологий. 3. Уровень класса, обеспечиваемый работой на уроке. От того, насколько работа каждого учителя отвечает задачам здоровьесбережения, в конечном счете зависит результат влияния школы на здоровье учащихся. Организовать обучение учителя таким технологиям - задача руководства; использовать их в своей работе, отслеживая результаты, - задача каждого учителя.
16 Средства здоровьесберегаюших технологий : 1) средства двигательной направленности; 2) оздоровительные силы природы; 3) гигиенические факторы; 4) факторы становления ценностного отношения к здоровью.
17 Двигательная направленность Это движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и «минутки покоя»; гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж; самомассаж; психогимнастика, тренинги и др.
18 Оздоровительные силы природы Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т. д. Учет влияния метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления, движение и ионизация воздуха и др.) на определенные биохимические изменения в организме человека, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности учащихся может способствовать снятию негативного воздействия обучения на школьников.
19 Гигиенические средства выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т. д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т. д.; обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах ); организация порядка проведения прививок учащихся с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления. Несоблюдение гигиенических требований к проведению занятий снижает положительный эффект здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.
20 Формирование ценности здоровья Формирование ценности здоровья – одно из важнейших средств реализации здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе. Наиболее эффективны в этом направлении – программы образования в области здоровья, программы психопрофилактики.
21 Физкультурно-оздоровительные технологии Организация отдыха детей во внеурочное время Занятия на массажных ковриках. Динамическая пауза на перемене. 1 «В» класс учебный год
22 Физкультурно-оздоровительные технологии Занятия на массажных ковриках. Динамическая пауза на перемене. 1 «Б» класс учебный год
23 Физкультурно-оздоровительные технологии Организация спортивных соревнований, подвижных игр на свежем воздухе Спортивная эстафета на школьном катке. 2 «Б» класс учебный год
24 Физкультурно-оздоровительные технологии Организация занятий в спортивных секциях Группа здоровья 4 «В» класса в бассейне учебный год
25 Физкультурно-оздоровительные технологии Организация занятий в спортивных секциях Группа здоровья 1 «Б» класса на секции «Самбо» Тренер: Карманов С.А учебный год
26 Физкультурно-оздоровительные технологии Организация занятий в спортивных секциях Команда 4 «Б» класса по баскетболу Тренер: Медведев В.Д учебный год
27 Экологические здоровьесберегающие технологии Организация экологических акций 2 «Б» класс на пришкольном участке сажает саженцы сосен учебный год
28 Экологические здоровьесберегающие технологии Организация экологических акций Акции «Кормушка», «Добрая зима» 2 «Б» класс учебный год
29 Экологические здоровьесберегающие технологии Участие в конкурсах, проектах, исследовательских работах экологической направленности Исследовательская работа «Покормите птиц зимой!» Команда 2 «Б» класса проводит замеры глубины снежного покрова учебный год
30 Экологические здоровьесберегающие технологии Участие в конкурсах, проектах, исследовательских работах экологической направленности Областной форум «Будущее – это мы!» 2 место 4 «Б» класс. Николаева Полина учебный год Межрегиональный конкурс «Удивительный мир научно-популярных книг» 1 место 4 «Б» класс. Николаева Полина учебный год
31 Экологические здоровьесберегающие технологии Участие в конкурсах, проектах, исследовательских работах экологической направленности Исследовательская работа «Кто, кто в теремочке живёт?» Изучение строения гнезда птицы, работа с атласом-определителем под руководством учителя биологии Козиной Т.И. 4 «Б» класс. Николаева Полина учебный год
32 Экологические здоровьесберегающие технологии Участие в конкурсах, проектах, исследовательских работах экологической направленности «День птиц» 4 «Б» класс учебный год
33 3доровьесберегающие образовательные технологии Работа по программам обучения грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся Районный конкурс в рамках программы«Разговор о правильном питании» Проект «Кулинарное путешествие во времени» 3 «В» класс. 3 место уч. год
34 3доровьесберегающие образовательные технологии Работа по программам обучения грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся Областной конкурс в рамках программы«Разговор о правильном питании» Конкурсная фотография. 2 место. 4 «Б» Бесчётнова Светлана учебный год
35 3доровьесберегающие образовательные технологии Мероприятия, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся Конкурс худ. самодеятельности 4 «В» класс учебный год
36 3доровьесберегающие образовательные технологии Мероприятия, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся Танцевальная группа 2 «Б» класса «Дружная семейка» Танец «Звёздные дети» 1 место. Районный конкурс современного танца учебный год
37 3доровьесберегающие образовательные технологии Мероприятия, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся «Праздник Осени» 4 «Б» класс учебный год
38 3доровьесберегающие образовательные технологии Мероприятия, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся «Широкая масленица» 4 «Б» класс учебный год
39 3доровьесберегающие образовательные технологии Мероприятия, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, с привлечением родителей «Малая зимняя олимпиада» на школьном катке 3 «Б» класс учебный год
40 3доровьесберегающие образовательные технологии Мероприятия, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся Подарок маме к 8 марта «Букет из пряных трав» 4 «Б» класс учебный год
41 3доровьесберегающие образовательные технологии Мероприятия, обеспечивающие формирование и укрепление физического здоровья учащихся Поход в сосновый бор 4 «В» класс учебный год
42 3доровьесберегающие образовательные технологии Мероприятия, обеспечивающие формирование и укрепление физического и психического здоровья учащихся Осенняя экскурсия 2 «Б» класс учебный год1 «Б» класс учебный год
43 Здоровый образ жизни – начать с себя!
44 Здоровый образ жизни – начать с себя! Лыжная прогулка с коллегами в сосновом бору год
45 Результативность Диагностика уровня заболеваемости проводилась на анализе классных журналов за уч. г., уч. г., уч.г. по разделу «Сводная ведомость учёта посещаемости». (2 «В» - 4 «В» КПИВ) Мониторинг здоровья учащихся за 2,3,4 классы. Диаграмма показывает снижение заболеваемости учащихся на 29% уч. г уч. г уч. г. Количество пропущенных дней учащимися по болезни 179дней112 дней52 дня
46 Результативность По результатам использования «ступенчатого» режима в соответствии с письмом «Об организации обучения в первом классе четырёхлетней школы» в 1 «Б» классе уч.г. медицинским работником школы проведено обследование учащихся, где подтверждается сохранность здоровья учащихся. Из 21 учащихся 80,9 % с I группой здоровья, 95,2% - с основной физкультурной группой, 80, 9% не состоят на диспансерном учёте. Диагностика уровня заболеваемости за учебный год 4 «Б» - 7, 8 дней Среднее значение по школе – 9,5 дней
47 Результативность Результаты валео-педагогического мониторинга показали наличие: - позитивной динамики в учебе; - повышение уровня знаний о здоровье и здоровом образе жизни; - ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни; - улучшение показателей эмоционального комфорта и функционального состояния; - возрастание самооценки психического благополучия (самочувствие, активность, настроение), уверенности в себе; - динамики развития волевых качеств, что поднимает результативность любой деятельности, в том числе образовательной.
48 Ресурсы: Фото из личного архива Тимощук С.В. Карякина Т.В. мед.работник МБОУ СОШ 3 «Анализ заболеваемости за уч. год» Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе педагог –психолог УО Путятина М.В. И.И. Колисник. Рациональная организация учебного процесса, Саратов 2006 М.А. Павлова Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном пространстве образовательного учреждения.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.