Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВера Черепанова
1 Информационная грамотность и чтение Гофман Галина Владимировна Зав. библиотекой МБОУ « СОШ 3» г. Тарко - Сале
2 Говорить о роли чтения в жизни подрастающего поколения, все равно, что цитировать таблицу умножения. «Функции чтения… полностью определяют литературу. Одна из важнейших – избавить от необходимости думать. То, что мы называем «рассеяться». Читать – не думать. Существует, однако чтение, которое думать заставляет. От произведений, которые мы создаем, можно требовать лишь одного… чтобы они чему – либо нас научили» Поль Валери
3 В сегодняшнем мире, когда научно – технический прогресс неумолимо несет человечество вперед, информация и знания становятся основой экономики, интеллектуальное развитие и культура личности приобретают стратегическое значение, понятие грамотного человека постоянно расширяется, включая в себя все новые составляющие. По –прежнему главным связующим звеном между человеком и знаниями остается чтение, которое становится ключом к веку информации. Социологами и психологами доказано, что именно чтение формирует социально ориентированную, духовно зрелую, образованную личность, поэтому для того, чтобы достичь мирового уровня в науке, технике, культуре и искусстве государству нужны читающие и думающие люди.
4 Приобретение литературного опыта; получение информации; подготовка задания.
5 образовательная информационнаяэстетическая развивающая воспитательная социализирующая терапевтическая Досугово - развлекательная
6 Сегодня говорят о том, что функции чтения изменились. Нет, функции остались прежними, они просто поменялись местами. Изменилась структура, приоритеты чтения. Это объективно, потому, что изменился мир. И сегодня на первое место вышло «деловое» чтение, чтение с целью получения информации.
7 «совокупность знаний, умений, навыков для оптимальной организации процесса чтения, достижения его общественно значимой направленности и других целей; одна из составляющих информационной культуры личности». (Библиотечная энциклопедия) Культура чтения предполагает серьезное отношение к чтению, когда читатель видит в книге познания мира и стремится извлечь из чтения пользу, т. е. использует книгу не для легкого времяпровождения, а для самообразования, развития, для организации и совершенствования своего труда.
8 целеустремленность разносторонность систематичность плановость
9 Читатель – мастер должен владеть следующими компетенциями: -познавательными; -проектировочными; -конструктивными; -коммуникативными; -организаторскими. Следовательно, культура чтения – это знания, умения, навыки, необходимые читателю для полноценного выбора, восприятия и понимания произведения.
10 Сегодня существует проблема обучения чтению и основам информационной культуры личности на протяжении всего периода обучения в школе. У нас в стране произошла подмена понятий: понятие информационной грамотности отождествили с понятием компьютерной грамотности. Вместе с тем, в реализуемом в большинстве школ обучении информационной культуре не учитывается важный компонент, который должен лежать в ее основе в качестве ее фундамента: это умение работать с различными видами текстов на разных носителях информации. Информационно грамотный человек умеет учиться, то есть понимает, как организовано знание, где и как найти информацию, может научить других пользоваться ею.
11 информация видео текстовая графическая звуковая числовая 1,2,3,4…
12 Понятная Актуальная Полная Достоверная Полезная
13 Информационная грамотность – это универсальная характеристика степени владения личностью совокупностью знаний, умений, навыков информационно – поисковой деятельности, позволяющими ей вести полноценную жизнь в обществе, являться составной частью навыков непрерывного образования и является показателем образованности человека.
14 Исследования ученых показывают, что уровень информационной грамотности сегодняшних учащихся достаточно низкий. Это говорит о том, что сегодня нужны новые подходы к формированию информационной грамотности учащихся. Решение проблем видится: -в скоординированной совместной деятельности школьной библиотеки и коллектива школы; -во внедрении новых форм и методов работы с книгой и информацией; -в разработке новых программ информационной грамотности, которые были бы включены в инвариантную часть учебного плана(возможно создание комплексных программ формирования информационной грамотности и поощрения читателей); -в активизации работы по подготовке методических рекомендаций для библиотекарей, ведущих уроки информационной грамотности.
15 - Уровень исполнительской компетенции; -Уровень технологической компетенции; -Уровень экспертной компетенции; -Уровень аналитико – синтезирующей компетенции.
16 Получение информации (пользователь отбирает информацию рационально и эффективно); Оценка информации (пользователь оценивает информацию критически и компетентно); Использование информации (пользователь находит новые пути передачи, представления и использования информации, осваивает информацию как собственное знание); Применение полученной информации, освоение ее как собственного знания, подготовка информационных продуктов; Передача и использование информации в соответствии с законами об интеллектуальной собственности, правилами легального использования информации и этическими нормами.
17 Для формирования информационных умений необходимо, чтобы в учебно- методическом комплекте присутствовал материал, который с первых дней обучения детей в школе постоянно и планомерно ставил бы каждого ученика в ситуацию, в которой ему необходимо работать с информацией: вычленять её, воспринимать, фиксировать, преобразовывать, сохранять, излагать.
18 Умение формулировать информационный запрос, то есть адекватно словесно выражать свою информационную потребность; Знание информационных ресурсов; Умение вести поиск как в традиционном, так и в автоматизированном режиме, с использованием ИКТ; Умение осуществлять анализ и синтез информации и на этой основе создавать новый, свой собственный информационный продукт; Время и продуктивность информационной деятельности.
19 Осознание информационной потребности Навыки поиска необходимой информации (ресурсов и источников чтения) Умение оценивать ресурсы; умение оценить источник информации; умение включить полученное знание в собственную базу данных; навыки обмена полученной информацией.
20 1.Что я должен сделать? (формулировка и анализ потребности) 2.Куда мне обратиться? (выявление и оценка вероятностных источников) 3.Как получить информацию? (поиск и обнаружение конкретных ресурсов) 4.Какие ресурсы использовать? (изучение, выбор или отказ от конкретных ресурсов) 5.Каким образом использовать ресурсы? (критический анализ ресурсов) 6.Что следует записать? (фиксация и сортировка информации) 7.Получил ли я нужную информацию? (интерпретация, анализ, синтез и оценка) 8.Как ее представить? (представление, коммуникация) 9.Каков результат? (оценка)
21 В «Примерных программах начального общего образования Стандартов нового поколения» большое внимание уделяется формированию информационной грамотности в начальной школе. Определены умения, которые должны быть сформированы у учащихся начальной школы в результате освоения общих навыков работы с информацией: -Оценивать потребность в дополнительной информации; -Определять возможные источники информации и способы ее поиска; -Осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете.
22 Формирование информационной грамотности – одна из актуальных задач начального образования. От того, насколько сегодня эта задача будет реализована в практику работы школ, зависит успешность социализации учащихся в будущем. Младший школьный возраст представляет особую важность для формирования информационной грамотности как составляющей информационной культуры личности, так как именно в этот период происходит активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования. Таким образом, нам- педагогам необходимо научить учиться, научить думать, научить находить новые решения и создавать свое собственное будущее!
23 - Школьная библиотека собирает, хранит и распространяет информацию, она является ее естественным источником для учащихся; -Школьная библиотека обеспечивает модель информационного окружения, в котором учащиеся работают и живут; -Исторически школьная библиотека реализует образовательную функцию через обучение использованию библиотечных инструментов в работе с традиционными носителями информации; -Школьный библиотекарь теоретически является ведущим информационным специалистом в школьном образовательном пространстве.
24 1.Обеспечивает учебный процесс информацией и материалами; 2.Предоставляет доступ к информационным ресурсам для удовлетворения познавательной активности школьников; 3.Формирует у учащихся навыки поиска и использования информации; 4.Развивает и поощряет привычки к чтению, потребность пользования библиотекой в течении всей жизни; 5.Организует мероприятия, воспитывающие культурное, социальное, гражданско – патриотическое самосознание учащихся; 6.Организует деятельность, способствующую развитию творческого потенциала детей и юношества, самовыражению их интересов.
25 Уроки библиотечно – библиографической грамотности Уроки информационной культуры Беседы, обзоры Громкие чтения, обсуждения книг Урок - утренник Проектная деятельность Литературные гостиные Экскурсии, игры, викторины
26 1 класс. «Библиотека – дом, где хранится информация». «Первое посещение библиотеки. Правила и умения обращаться с книгой.» 2 класс. «Структура книги.» «Путешествие каталожной карточки» 3 класс. «Выбор книг в библиотеке.» «Сую свой нос в любой вопрос.» 4 класс. «Книга и ее создатели» «От папируса до компьютера»
27 5 класс. «Формирование культуры чтения» «Справочная и научно – познавательная литература.» 6 класс. «Какой я читатель?» «Методы работы с информацией» 7 класс. «Русской речи государь по прозванию Словарь.» «СБА библиотеки.» 8 класс. «Особенности поиска информации в Интернете» «Особенности различных типов и видов информационных ресурсов.» 9 класс. «Методы работы с информацией»
28 Лишь объединяя усилия общеобразовательных учреждений и школьных библиотек, всех учителей и школьных библиотекарей, можно решить столь актуальную сегодня задачу информационного образования, задачу формирования высокого уровня информационной грамотности подрастающего поколения.
29 Использованные источники: 1.Формирование информационной грамотности учащихся в школьной библиотеке. Методическое пособие/ В.Б.Антипова. - М.:Издательство «Глобус», с.- (Уроки мастерства) 2.Збаровская Н. Информационная культура личности/ Н.Збаровская// Библиотечное дело.-2005,-1. С Николаева Л.А. Учись быть читателем./Л.А.Николаева.- 2-е изд., изм. И доп. – М.: Просвещение, Соколова Т. Формирование основ ББГ/Т.Соколова// Начальная школа с.36 5.Информационные компетенции младших школьников: библиотечно – библиографические уроки/ авт. – сост.М.А.Багаева. – Волгоград:Учитель, с. 6.Шевийот С. Библиотеки и «информационная грамотность»: современное состояние дел/С.Шевийот// Библиотековедение, Формирование информационной культуры в библиотеках общеобразовательных учреждений: проблемы и перспективы: сб. статей и материалов/ ред. – сост.В.Б.Антипова. – Псков:ПОИПКРО, (Информационная культура, информационная грамотность и компьютерная компетентность)
30 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.