Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемГалина Выгодская
1 РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ПРОГРАММ ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Московский городской педагогический университет НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СТОЛИЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Босова Л. Л.
2 Программа Роль междисциплинарной программы « Формирование компетенций обучающихся в области использования информационно - коммуникационных технологий » в основной образовательной программе образовательной организации Основные элементы ИКТ - компетенции учащегося Содержание, виды и формы организации учебной деятельности по формированию и развитию ИКТ - компетенции учащегося Инструменты оценки ИКТ - компетенции учащегося Особенности формирования и развития ИКТ - компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья Босова Л. Л.
3 Социальный заказ установка на инициативность и приобретение новых компетенций готовность и способность к технологическим, организационным, социальным инновациям способность быстро адаптироваться к новым вызовам высокая социальная активность сотрудничество и взаимная ответственность Босова Л. Л.
4 Знаковые события в нашем образовании ФГОС Закон об образовании в РФ Профессиональный стандарт педагога Концепция развития математического образования Концепция поддержки развития педагогического образования Босова Л. Л.
5 Федеральный государственный образовательный стандарт Примерные программы по учебным предметам Примерные основные образовательные программы образовательного учреждения Основная образовательная программа образовательного учреждения Босова Л. Л.
6 Структура ООП ООО 1. Целевой раздел ( планируемые результаты как цели ) 2. Содержательный раздел ( общее содержание образования и программы, ориентированные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов ) 3. Организационный раздел ( общие рамки организации образовательного процесса ) Босова Л. Л.
7 Междисциплинарные учебные программы Формирование универсальных учебных действий Формирование ИКТ - компетенции обучающихся Основы учебно - исследовательской и проектной деятельности Основы смыслового чтения и работа с текстом Босова Л. Л.
8 Место в ООП ООО Вопросы, касающиеся формирования ИКТ - компетенции обучающихся, должны быть представлены в каждом из 3- х разделов ООП ООО. Деятельность по формированию ИКТ - компетенции обучающихся может быть представлена как самостоятельная программа или как подпрограмма программы формирования универсальных учебных действий. Босова Л. Л.
9 Методологическая основа ФГОС системно - деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование ИКТ в процессе изучения всех предметов и во внеклассной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе Босова Л. Л.
10 Роль ИКТ ИКТ - стратегически важное направление науки и практики, необходимое для развития экономики, промышленности, высоких технологий, обеспечения национальной безопасности, образования всех уровней. Необходим высокий уровень адаптации современного школьника, а в дальнейшем выпускника школы к жизни и работе в высокотехнологичной наукоёмкой среде. Босова Л. Л.
11 ИКТ и учебный процесс Условия для индивидуализации учебного процесса за счет возможностей : использования разнообразных способов представления информации ( гипертекст, графика, анимация, видео и звук ) организации интерактивного взаимодействия между пользователем и средством ИКТ, обеспечивающего поддержку самостоятельной учебно - познавательной деятельности учащихся ( тренинг типовых умений, автоматизация текущего и итогового контроля ) сопровождения и поддержки учебной деятельности каждого учащегося преподавателем Организация групповой учебной деятельности с применением средств информационно - коммуникационных технологий Образование с использованием той же технологии, которую учащиеся применяют для связи и развлечений вне школы Босова Л. Л.
12 Мировые тенденции ЭОР – ЭУ – ЭУМК Образование с использованием той же технологии, которую учащиеся применяют для связи и развлечений вне школы Персонализированная модель обучения Босова Л. Л.
13 Проблемы Средства ИКТ используются редко, бессистемно, преимущественно с целью предъявления новой информации, формирования репродуктивных навыков и контроля знаний Недостаточно реализуются возможности средств ИКТ в целях развития универсальных учебных действий Не используется потенциал ИКТ для формирования навыков самостоятельной индивидуальной и групповой учебной деятельности Низок уровень культуры использования базовых информационных технологий у большинства учащихся и педагогов Босова Л. Л.
14 Компетенция и компетентность Компетенция – круг полномочий и прав, предоставляемых законом, уставом или договором конкретному лицу или организации в решении соответствующих вопросов ; совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы. Компетентность – умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности. Босова Л. Л.
15 ИКТ - компетенция В сфере образования под компетенцией понимается некоторое отчуждённое, наперёд заданное требование к образовательной подготовке обучающегося, а под компетентностью – уже состоявшееся его личностное качество ( характеристика ) и минимальный опыт деятельности по отношению к заданной сфере. ИКТ - компетенция – компетенция в области использования информационно - коммуникационных технологий ( ФГОС ООО, ст. 10). Босова Л. Л.
16 Компьютерная и информационная грамотность Компьютерная и информационная грамотность понимается как способность использовать компьютеры в исследовательских, творческих и коммуникационных целях для эффективного участия в личной, учебной, производственной и общественной деятельности. Это соединение технической компетентности в области ИКТ ( т. е. навыков владения техническими возможностями компьютера и / или определенным программным продуктом ) и интеллектуальных способностей для достижения целей коммуникации. Босова Л. Л.
17 ИК - компетентность ИК - компетентность – это способность использовать цифровые технологии, инструменты коммуникации и / или сети для получения доступа, управления, интеграции, оценивания, создания и передачи информации с соблюдением этических и правовых норм для того, чтобы функционировать в обществе, основанном на знании, чтобы успешно жить и трудиться в условиях современного информационного общества. Босова Л. Л.
18 Составляющие ИК - компетентности Определение ( информации ): умение корректно сформулировать проблему, чтобы целенаправленно искать и обрабатывать информацию. Доступ ( к информации ): умение искать и находить информацию в различных источниках. Управление ( информацией ): умение классифицировать или организовывать информацию. Интеграция ( информации ): умение интерпретировать и реструктурировать информацию, вычленять главное, сравнивать информацию из разных источников. Оценка ( информации ): умение составить мнение о качестве, релевантности, полезности информации и источников ее получения. Создание ( информации ): умение создавать или адаптировать имеющуюся информацию с учетом конкретной задачи. Передача ( информации ): умение адаптировать информацию к конкретной аудитории. Босова Л. Л.
19 ИКТ - компетенция столичного школьника Специфика формирования ИКТ - компетенции столичных школьников заключается в окружающей их высокотехнологичной среде столичного мегаполиса, в том числе высоком уровне технологической оснащенности школ ( образовательных комплексов ). Босова Л. Л.
20 Выпускник начальной школы активно использовать средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач вводить текст с помощью клавиатуры фиксировать ( записывать ) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки и измеряемые величины готовить свое выступление и выступать с аудио -, видео - и графическим сопровождением уметь использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета Босова Л. Л.
21 Непрерывность и преемственность Формирование основ Развитие Совершенствование Начальная школа Основная школа Старшая школа Босова Л. Л.
22 Элементы ИКТ - компетенции обращение с устройствами ИКТ ; фиксация и обработка изображений и звуков ; поиск и организация хранения информации ; создание письменных сообщений ; создание графических объектов ; создание музыкальных и звуковых объектов ; восприятие, использование и создание гипертекстовых и мультимедийных информационных объектов ; анализ информации, математическая обработка данных в исследовании ; моделирование, проектирование и управление ; коммуникация и социальное взаимодействие ; информационная безопасность. Босова Л. Л.
23 Поиск и организация хранения информации 5-6 классы использование приёмов поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве ; осуществление поиска информации в сети Интернет с использованием простых запросов ( по одному признаку ); сохранение для индивидуального использования найденных в сети Интернет информационных объектов и ссылок на них ; систематизация ( упорядочение ) файлов и папок ; 7-9 классы использование различных приёмов поиска информации в Интернете ( поисковые системы, справочные разделы, предметные рубрики ); построение запросов для поиска информации с использованием логических операций и анализ результатов поиска ; использование различных библиотечных, в том числе электронных, каталогов для поиска необходимых книг ; поиск информации в различных базах данных, создание и заполнение баз данных, в частности использование различных определителей ; формирование собственного информационного пространства : создание системы папок и размещение в них нужных информационных источников, размещение информации в Интернете. Босова Л. Л.
24 Создание графических объектов 5-6 классы использование простейшего ( растрового и / или векторного ) графического редактора для создания и редактирования графических объектов ; создание графических объектов с повторяющимися и / или преобразованными фрагментами ; создание простых геометрических объектов с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов ; создание графических объектов проведением рукой произвольных линий с использованием специализированных компьютерных инструментов и устройств ; 7-9 классы создание и редактирование изображений с помощью инструментов графического редактора ; создание различных геометрических объектов и чертежей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов ; создание диаграмм различных видов ( алгоритмических, концептуальных, классификационных, организационных, родства и др.) в соответствии с решаемыми задачами ; создание движущихся изображений с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов ; создание объектов трёхмерной графики. Босова Л. Л.
26 Анализ информации, математическая обработка данных 5-6 классы проведение простых экспериментов и исследований в виртуальных лабораториях ; ввод результатов измерений и других цифровых данных для их обработки, в том числе статистической и визуализации ; 7-9 классы проведение естественнонаучных и социальных измерений, ввод результатов измерений и других цифровых данных и их обработка, в том числе статистически и с помощью визуализации ; проведение экспериментов и исследований в виртуальных лабораториях по естественным наукам, математике и информатике ; анализ результатов своей деятельности и затрачиваемых ресурсов Босова Л. Л.
27 globallab.org/ru/
28 Информационная безопасность осуществление защиты информации от компьютерных вирусов с помощью антивирусных программ ; соблюдение правил безопасного поведения в Интернете ; использование полезных ресурсов Интернета и отказ от использования ресурсов, содержание которых несовместимо с задачами воспитания и образования или нежелательно. Босова Л. Л.
30 Где формируется ИКТ - компетенция На уроках информатики ( теоретические основы и практические умения ) В процессе использования ЭОР и ИКТ на всех уроках В процессе использования ЭОР и ИКТ во внеурочной деятельности ( кружки, междисциплинарные проекты ) В процессе использования средств ИКТ вне школы Босова Л. Л.
31 Не единственный, но ключевой … Ключевым предметом, целенаправленно и системно формирующим ИКТ - компетенцию обучающихся, является школьный курс информатики, закладывающий теоретические основы, дающий первоначальный практический опыт использования средств ИКТ, а в дальнейшем – обобщающий и систематизирующий опыт использования средств ИКТ, получаемый учащимися при изучении других предметов и в повседневной жизни. В целях достижения высокого качества столичного образования в области информационных технологий в школе реализуется базовая / расширенная / углубленная модель курса информатики. Босова Л. Л.
32 Цель программы Целью разработки программы формирования ИКТ - компетенции столичных школьников является координация деятельности участников образовательных отношений на уровне образовательной организации, направленной на развитие способностей обучающихся к сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению, пополнению и интеграции знаний ; способности к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ. Босова Л. Л.
33 Задачи программы описание основных элементов ИКТ - компетенции ; описание содержания, видов и форм организации учебной деятельности по формированию и развитию ИКТ - компетенции ; фиксация планируемых результатов формирования и развития компетентности обучающихся в области использования ИКТ ; определения подходов к оценке ИКТ - компетентности обучающихся. Босова Л. Л.
34 Требования к программе формирования ИКТ - компетенции Полнота содержания работ по формированию ИКТ - компетенции обучающихся Логика развёртывания образовательного процесса во временн ó й перспективе Вклад различных предметов и различных видов образовательной деятельности в формирование ИКТ - компетенции обучающихся Босова Л. Л.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.