Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемОксана Трошкина
1 Развитие творческого мышления в процессе обучения и воспитания в высшей школе
2 специалисты созерцательного типа ДОГМАТИЧЕСКИЙ ТИП ОБУЧЕНИЯ ОБЪЯСНИТЕЛЬНОЕ ПРЕПОДАВАНИЕ Развивает: память, мышление, наблюдательность, способность применить знания на практике Использует: лекции, практические занятия, упражнения и задания, выполняемые по готовому образцу Формирует: репродуктивное мышление
3 Эволюция понятия творческое мышление Античная философия (Героклит, Демокрит, Платон) Эпоха Возрождения (Петрарка, Мирандола) Реформация (Бэкон, Гоббс, Локк) Немецкая классическая философия(Кант,Гегель) Гештальтпсихология Вюрцбургская школа (Кюльпе, Ах) Американская психология (Дьюи) Фрейдизм Отечественная психология (Леонтьев, Скумбаев, Богоявленская, Смирнов)
4 КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ дивергентность гибкость оригинальность самостоятельность новизна
5 Условия развития творческого мышления 1)По Торренсу 2)По Маслоу ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ТВОРЧЕСКАЯ МОТИВАЦИЯ ТВОРЧЕСКИЕ УМЕНИЯ 1) ситуации незавершенности или открытости, в отличие от жестко заданных и строго контролируемых; 2) создание, разработка приемов и стратегий, предметов и инструментов для последующей деятельности; 3) стимулирование ответственности и независимости; 4) акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях
6 3) Современные представления об условиях развития творческого мышления студентов I.Субъективные (личностные) условия II.Объективные (ситуативные) условия личностные качества обучающихся положительная мотивация установка на творчество достаточный уровень подготовки профессиональная направленность личности личность и поведение педагога организация учебного процесса материально- техническая база морально-психологический климат в коллективе
7 Особенности организации учебного процесса для развития творческого мышления студентов 1)Приоритет самостоятельного обучения 2)Принцип совместной деятельности педагога и учащихся 3)Принцип опоры на опыт обучающихся 4)Индивидуализация обучения 5)Принцип контекстности обучения 6)Принцип элективности обучения 7)Принцип развития познавательных потребностей Организационные формы обучения лекции: проблемная, пресс-конфе ренция, диалог практические и семинарские занятия: дискуссии, «профессиональные бои», решение конкретных профессиональных задач (научных проблем), деловые игры интеллектуальные задачи: ситуации выбора, неоднозначность, противоречивость, обоснованность, межпредметность
8 Факторы, отрицательно влияющие на развитие творческого мышления студента по Смирнову Принципы снижения творческо-подавляющего эффекта: 1)развивать воображение, интуицию студентов; 2)формировать уверенность в своих силах; 3)стимулировать самостоятельный выбор задач и средств их решений; 4)формировать чувствительность к противоречиям; 5)использовать задачи открытого типа; 6)применять проблемные методы обучения; 7)опираться на положительные эмоции и поддерживать стремление к самовыражению и риску лимит времени состояние стресса некорректная постановка условий задачи неуверенность в своих силах наличие установки на конкретный способ решения
9 «Умственные замки», отрицательно влияющие на развитие творческого мышления по Оучу и задания, позволяющие их преодолеть 1)Установка на один правильный ответ 2) «Это не логично» а)Известно, что в современных социально-экономических условиях меценатство является значимым источником финансирования для восстановления памятников архитектуры. Однако, у этого явления имеются и негативные стороны. Назовите не менее трех отрицательных факторов подобной деятельности. б) Ситуация: снизился приток учащихся в университет. Назовите не менее трех возможных причин возникновения данной проблемы. а) Докажите, что и бесприбыльная работа строительной организации может считаться эффективной. б) Найдите сходство и различия между технологией творческого решения проблемы и технологией принятия управленческого решения в строительной компании.
10 3) Привычка следовать правилам 4) Стремление быть практичным 5) Склонность к избеганию двусмысленностей Общепринято, что наиболее эффективным является демократический стиль управления. Подберите ситуации, при которых руководителям необходимо проявлять авторитаризм или либерализм (примеры – из деятельности строительных организаций). Важнейшими факторами конкурентоспособности любых специалистов являются творческий потенциал, способность к дальнейшему обучению, опыт соответствующей деятельности. Какие недостатки могут обнаружиться в деятельности специалиста вашей отрасли при отсутствии одного из этих факторов? Процесс коммерциализации строительного производства – объективная реальность. Определите положительные и отрицательные стороны этого процесса с точки зрения а) рабочих б) управленческого аппарата в) администрации города г) потребителей.
11 6) «Ошибаться нельзя» 7) Уверенность, что это «не моя сфера» При выборе кандидата на должность преподавателя дисциплины «Технология стротельного производства» заведующий кафедрой руководствовался следующими критериями: возраст, опыт преподавательской деятельности, отсутствие вредных привычек, семейное положение, место жительства и др. Из всех кандидатов он выбрал человека, имеющего десятилетний стаж работы преподавателем педагогического ВУЗа (при равенстве баллов по остальным критериям). Выбор оказался неудачным. С чем это может быть связано? Какие критерии вы можете добавить к перечисленным ? Какие, на ваш взгляд, являются лишними? а) Назовите проблемы, с которыми сталкивается индустрия строительства. Какие из этих проблем актуальны для: деятельности системы профессионального образования, шоу-бизнеса, науки? б) Определите, что общего между агропромышленным строительным производством и производством автомобилей, в чем различия?
12 8) Установка «не будь глупцом» 9) «Я не творческий» Первый этап: Придумать самую нереальную причину снижения темпов строительства крупного промышленного объекта. Второй этап: Мозговой штурм – выработка идей по повышению скорости производства работ.Третий этап: Выбор самой «безумной» идеи.Четвертый этап: Развитие выбранной идеи. Первый этап: Определить возможные проблемы трудоустройства молодого специалиста. Выбрать и обосновать одну из них как наиболее труднорешаемую.Второй этап: Сформулировать возможные причины создавшейся ситуации. Выбрать одну (или несколько сходных) из них.Третий этап: Выработать максимальное количество идей, способствующих решению проблемы в соответствии с предполагаемой причиной ее возникновения. Четвертый этап: Провести обоснование всех предложенных решений проблемы.
13 10) «Игра в фривольности» а) Блиц-игра «Принятие управленческого решения». Проблема: Снизилась производительность работ строительной организации. Цель принятия управленческого решения: восстановить на прежнем уровне и, по возможности, увеличить годовой объем строительно-монтажных работ. Состав участников: директор предприятия, экономист, прораб, менеджер по рекламе, инженер по эксплуатации инвентаря и оборудования, архитектор-проектировщик. б) Блиц-игра «Портрет идеального преподавателя, студента». Цель игры – выработать идеальную модель преподавателя, студента. Участники – три-четыре команды по 4-5 участников. В процессе игры вырабатывают собственные модели. После сравнения и обсуждения – составление единой модели. в) Блиц-игра «Тендер на строительство молокозавода среди строительных организаций». Состав участников: 2-3 команды «претендентов», представляющие города либо страны; «независимое жюри». Цель игры: выиграть тендер. Для этого каждая команда «претендентов» представляет жюри письменное обоснование своего права и возможности проведения данного вида работ и озвучивает его. «Жюри» анализирует все заявления и принимает решение.
14 ДОКЛАД ОКОНЧЕН, СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.