Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемwww.ippk.ru
1 Хабаровск апрель 2012 Система РО как эффективная стратегия реализации ФГОС
2 Структура доклада Особенности системы РО : идея, сравнительный анализ традиционной и развивающей систем обучения ФГОС и система развивающего обучения Основные вызовы ФГОС ( на примере основной школы ) Проектирование образовательной программы основной школы
3 ЧАСТЬ 1 Особенности системы РО : идея, сравнительный анализ традиционной и развивающей систем обучения
4 РО : исторические предпосылки Вопрос « Отношение обучения и развития » 1. Независимость развития от обучения ( З Фрейд, Ж Пиаже. В основе принцип дидактической доступности – учить тому, что « могут понять ») 2. Обучение и есть развитие ( каждый шаг в обучении соответствует шагу в развитии – накоплению всевозможных привычек ) 3. Развитие – определяет обучение или обучение определяет следующий шаг развития. Итог : процессы развития не совпадают с процессами обучения ; Обучение - З Б Р - Развитие
5 Основания возникновения РО Культурно - историческая теория психического развития ЛС Выготского Теория деятельности АН Леонтьева Возрастная периодизация ДБ Эльконина Теория поэтапного усвоения знаний ПЯ Гальперина Философские основания Э Ильенкова Социально - экономические условия
6 Культурно - историческая теория психического развития « Развитие есть непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся в первую очередь непрестанным возникновением и образованием нового, не бывшего на прежних ступенях » ЛС Выготский Ведущие типы деятельности Новообразования возраста
7 Сравнительный анализ традиционной системы и РО Критерии анализа Традиционное обучение Развивающее обучение Отношение между развитием и обучением Обучение опирается на развитие. Дидактические средства приспосабливаются к росту структур мозга. Обучение должно идти впереди развития. Дидактические средства существенно влияют на развитие. Цель обученияПодготовить ребенка к выполнению тех или иных функций в общественной жизни Превратить ученика в учащегося, заинтересованного в самоизменении и способного к самоизменению Способы умственных действий ЗУНыПланирование, анализ, рефлексия, моделирование
8 Сравнительный анализ традиционной системы и РО Критерии анализаТрадиционное обучение Развивающее обучение Отношение к ученикуУченик – объект педагогических воздействий Ученик - субъект своего развития Основные методы обучения Нахождение способов решения разнообразных частных задач ; движение от частного к общему ( от конкретного к абстрактному ) Нахождение общего принципа решения задач определенного класса ; движение от общего к частному ( от абстрактного к конкретному ) Содержание обученияЧастные задачиСистема научных понятий
9 Сравнительный анализ традиционной системы и РО Критерии анализа Традиционное обучение Развивающее обучение Формы учебного общения Демонстрация и объяснение. Учитель – организатор работы. Организация и развертывание « квазиисследовательской » деятельности. Учитель - организатор обмена мнениями и деятельностями, равноправный участник диалога. Формируемый тип мышления Эмпирическое мышление ( сравнение и анализ ) Теоретическое мышление ( содержательный анализ и обобщение ) Критерии оценки успешности обучения Получение точного результата Получение способа выполнения задания
10 «Превращение ребенка в субъекта, заинтересованного в самоизменении и способного к нему, превращение ученика в учащегося характеризует основное содержание развития школьника в процессе школьного обучения. О беспечение условий для такого превращения является основной целью развивающего обучения, которая принципиально отличается от цели традиционной школы – подготовить ребенка к выполнению тех или иных функций в общественной жизни» В.В.Репкин
11 О взаимосвязи проектов РО в начальной и основной школе Целевая установка на формирование теоретического мышления и развития учебной самостоятельности Идея поляризации образовательного пространства ( урочное / неурочное / неучебное ) Специфика учебного содержания и учебных форм Специальная позиция педагога как посредника Учет возрастных особенностей при проектировании образовательного процесса
12 РО : начальная и основная школа Критерии анализаНачальная школаОсновная школа Поляризация ОП - ва ( по типу ) Подготовка ( тренировка ) - Реализация Замысливание - Реализация Единица проектирования Учебная задача ( форм. учебного понятия ) Учебная – проектная, учебно - исследова - тельская задача ( Де проектирования ) Цели образованияСтановление учебной самостоятельности через решение учебной задачи Становление учебной самостоятельности через решение учебно - проектной задачи Результат на финише Самостоятельное и ответственное учебное действие Способность ставить цели относительно дальнейшего учения
13 ЧАСТЬ 2 ФГОС и система развивающего обучения
14 Системно - деятельностный подход – декларация ФГОС воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня ( результата ) личностного и познавательного развития обучающихся ; ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования ; признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся ;
15 Системно - деятельностный подход – декларация ФГОС учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения ; обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего ( полного ) общего образования ; разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося ( включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья ), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности ; гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
16 Деятельностный подход как методическая и идеологическая основа ФГОС Условия : понятия раскрываются через цели, способы и средства человеческих действий, лежащих за этими понятиями. способы и средства действия не сообщаются в готовом виде – в форме образцов, правил и определений, а задаются в виде ситуаций, обеспечивающих самостоятельный поиск и открытие этих средств и способов. присвоение способов и средств действия обеспечивается не только системой тренировки, но и через разнообразие организационных форм работы, обеспечивающих учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося ( включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья ), рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
17 Деятельностный подход как методическая и идеологическая основа ФГОС Условия : создаются инструменты, позволяющие соотносить полученный результат действия и намеченную цель, и обеспечивающие непрерывный мониторинг образования для всех его участников. Эти условия в равной степени относятся к действиям учеников, педагогов, управленцев
18 ЧАСТЬ 3 Основные вызовы ФГОС ( на примере основной школы )
19 Основные вызовы ФГОС ООО Три типа результатов Образовательные программы по предметам : предметный результат, специфика и динамика форм, урок - неурок УП, обеспечивающий реализацию требований ФГОС Специфика воспитательной работы : духовно - нравственное развитие и социализация Учет возрастных особенностей. Организация психолого - педагогического сопровождения ( обеспечение осознанного и ответственного выбора, самореализации подростков ) Здоровье как цель образования ( психическое здоровье, ценность ЗОЖ, мониторинг возможностей, способностей...) Преемственность образовательной практики ступеней обучения
20 Требования ФГОС ООО К результатам: зафиксированы личностные, метапредметные, предметные результаты преемственность результатов для разных ступеней зафиксирован системно-деятельностный подход К структуре: зафиксировано наличие частей, обязательной и формируемой участниками образовательного процесса и их соотношение определены разделы ООП (содержательно и количественно) интеграция учебной и внеучебной деятельности включена «неаудиторная занятость» К условиям: кадровым финансовым материально-техническим иным (информационно-образовательная среда, учебно-методическое обеспечение)
21 Требования к результатам Личностным готовность и способность к саморазвитию мотивация к обучению и познанию ценностно-смысловые установки социальные компетенции, личностные качества Метапредметным универсальные учебные действия: познавательные, регулятивные, коммуникативные самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории; Предметным опыт деятельности специфической для данной предметной области система основополагающих элементов научного знания
22 Соотношение компонентов БУП Наименование ООП Соотношение федерального и школьного компонентов (%) Соотношение учебной/внеучебн ых видов деятельностей (%) Соотношение аудиторных занятий и самостоятельной работы учащихся (%) ООП начальное общее образование 80/20 90/10 ООП основное общее образование 70/3065/3575/25 ООП Среднее (полное) общее образование 60/40
23 Целевые установки Воронцов : создать условия для формирования у подростка способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории через полидеятельностный принцип организации образования обучающихся. Кондаков: обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости. Конкретная школа: (учет специфики региона и ОУ, ориентация на образ выпускника основной школы и заказ старшей школы, понимание за счет чего будем менять образовательную практику по реализации ФГОС)
24 «…Когда я слышу педагогические рассуждения и громкие слова «самодеятельность», «индивидуальное развитие», «свободный выбор», - все это напоминает мне музыку при жертвоприношении людоедов. Ибо, как только дело доходит до осуществления этих прекрасных идеалов, каждый учитель соглашается ввести в программу своего предмета сокращения и перемены, до смешного ничтожные сравнительно с теми великими принципами, во имя которых эти изменениями предприняты. И в конце концов дети приносятся в жертву методам и системам, экзаменам и отметкам, которыми никто не хочет поступиться…». Э. Кей, 1905 г.
25 ЧАСТЬ 4 Проектирование образовательной программы основной школы
26 Основания проектирования образовательной программы ФГОС, примерные ОП Возрастные особенности подростков Представления о ведущей деятельности подросткового возраста Специфика, ценности и стратегические цели школы
27 Возрастные особенности подростков Новообразование возраста – сформированное авторское ответственное действие подростка Новая самостоятельность – формулировать и оформлять свой интерес через пробу разных действий Специфика возраста - неоднородность возраста внутри подростковой школы Ключевое противоречие : педагогическая практика не попадает в интересы подростка Ключевые понятия : интерес, выбор, проба, самореализация
28 Ведущий тип деятельности Какие виды деятельности привлекательны для подростка : социальная проба, экспериментирование, проектирование В каких организационных и методических формах это возможно : Урок – не единственная форма учебной деятельности Практико - ориентированый подход Введение новых возрастно - адекватных предметов, формирующих компетентности Создание мест проб для реализации интереса подростка ( учебное и внеучебное пространство ) Система отношений ( наставничество, совместная деятельность, сопровождение )
29 Периодизация внутри основной школы Основания периодизации : кризис негативной фазы, пубертатный период полового созревания 5 – 6 класс Адаптация 5 кл., период психологического пубертата (« период шалостей и неуклюжести ») 7 – 8 класс Кризис негативной фазы ( резкое падение успеваемости, негативные и асоциальные пробы подростков ) 9 класс Физический пубертат – стабильный период, способствующий созидательной и продуктивной деятельности
30 Какой выпускник нужен старшей школе Идеальный образ выпускника подростковой школы Это успешный, уверенный в себе подросток, способный различать собственные замыслы и собственные действия и готовый к соотнесению замыслов и способов, возможностей его достижения, мотивированный на продолжение собственного образования. Заказ старшей школы на выпускника Научить выпускника основной школы выбирать ( от чего он отказывается ) Создать условия для участия ученика основной школы в проектной деятельности, рассматривать возможность деятельности в профильных лабораториях Определить специфику творческой работы ( творческого проекта ) и понимать отличие от дипломной работы Предоставить ученику основной школы поле проб Работа по организации детского выбора ( сопровождение выбора )
31 Специфика учебной деятельности 5 класс: ИЦН, погружения НРК, урок-занятие 6 класс: ИЦН, курсы по выбору, е-н практикумы 7 класс: ИЦН, курсы по выбору, е-н практикумы 8 класс: курсы по выбору, е-н практикумы, ВССП 9 класс: курсы по выбору, практикумы, предметный модуль, ВССП, творческая работа Сквозное: метапредметные погружения, нтенсивы, выездные школы, предметные и социальные проекты
32 Модель : В школе развивающего обучения принципы РО должны работать не только для детей, но и для педагогов и для « конторы » в целом Образовательное пространство ( учебный план, урочное – внеурочное, вмененное – инициативное ) Кадры ( присвоение ценностей РО, повышение квалификации, организация работы в инновационном режиме ) Управление ( миссия, традиции,
34 Образовательное пространство
35 Требования к образовательному пр - ву Учет специфики образовательной ступени и ее этапов Для каждого учебного предмета создание предметных мест – клубов во внеучебном пространстве Вмененное и инициативное образовательное пространство Два полюса – возрастной («школа взросления» с представлением прогресса самостоятельности и ответственности)и невозрастной (интерес, продуктивная деятельность, событийность, разновозрастность): Инфраструктурные изменения должны быть наглядно и предметно фиксированы в различиях между архитектурно-эстетическими характеристиками зданий, в различиях состава и функции помещений для работы
36 Что необходимо учитывать Снижение учебной мотивации Снижение учебной успеваемости от 5 к 9 классу Негативный характер проб, проба с риском Выпадение из учебного процесса (прогулы) Смена статуса «лидеры» и «изгои» Рост заболеваемости (снижение зрения, сколиоз), утомляемость Педагоги уступают подросткам в ряде областей знаний и деятельности
37 Инакомыслие – это высшая форма патриотизма. Томас Джефферсон – автор декларации о независимости США
38 Сегодня мы проектируем школу для них
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.