Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемГалина Щебенихина
1 Занятие 1 Знакомство с теорией по методу проектов
2 Page 2 Почему метод проектов Базовой образовательной технологий, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании, является метод проектов. позволяет наименее ресурсозатратным способом создать natural environment («естественную среду», т.е. условия деятельности, максимально приближенные к реальным) для формирования компетентностей учащихся. При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у школьников компетентности решения проблем, а также освоение способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности.
3 Page 3 Почему метод проектов В основе развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему, необходимо применить интегрированное из разных областей знание.
4 Page 4 Почему метод проектов учебный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющий личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию к учению. изменяется тип отношений (учитель-ученик, ученик- ученик), повышается уровень ответственности и компетентности как ученика, так и учителя, происходит интеграция образования и воспитания.
5 Page 5 В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни: причастие projectus означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. «Метод» = дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельностью. Это путь познания, способ организации процесса познания. Метод проектов
6 Page 6 Проект - специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта. Метод проектов – технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося. Проект – проблема, для которой составлен план решения Определения
7 Page 7 Метод проектов Метод проектов возник во второй половине XIX в. Основой метода проектов были педагогические концепции американского педагога, психолога, ведущего представителя философии прагматизма Джона Дьюи. Он разработал теорию воспитания, направленную на формирование личности, наилучшим образом приспособленной к жизни и практической деятельности в условиях системы «свободного предпринимательства». В начале ХХ в. метод творческих проектов привлек внимание отечественных педагогов, таких как В.В. Игнатьев, М.В. Крупенина, С.Т. Шацкий, В.Н. Шульгин и др. Однако этот метод не получил массового применения в отечественной школе.
8 Page 8 В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Метод проектов
9 Page 9 Результаты выполненных проектов, которые получают учащиеся, должны быть, «осязаемыми»: если теоретическая проблема - то конкретное ее решение, оформленное в информационном продукте, практическая - конкретный продукт, готовый к потреблению. Результатом с позиции педагога является изменение уровня сформированности ключевых компетентностей, который демонстрирует учащийся в ходе проектной деятельности Осязаемые результаты
10 Page 10 5 «П» проекта Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
11 Page 11 Важно Проект - это Результативность, итоговый продукт Решение проблемы – исследовательские методы Самостоятельность и коллективная деятельность
12 Page 12 Укажите 5 «П» проекта и определите, что является шестым «П» проекта 1. П…2. П…3. П…4. П…5. П… 6. П…
13 Page 13 Основные требования к использованию метода проектов Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; план мероприятий, и пр.). Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
14 Page 14 Основные требования к использованию метода проектов Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования; выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования; оформление конечных результатов; анализ полученных данных; подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола", статистических методов, творческих отчетов, просмотров, пр.).
15 Page 15 Продукты проектной деятельности Фотоальбом Игра Костюм Справочник Сказка Рекламный проспектПутеводитель Пакет рекомендацийМузыкальное произведение Электронная газетаМодель ВидеофильмАтласWeb-сайт И другие
16 Page 16 СОВМЕСТ НАЯ учебно- познавательная СОВМЕСТ НАЯ учебно- познавательная СОВМЕСТНАЯ исследовательская СОВМЕСТНАЯ творческая СОВМЕСТНАЯ игровая Общий результат Решение проблемы цель методы Способы действия Способы действия
17 Page 17 Учебный телекоммуникационный проект - совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности. Е.С. Полат УТП
18 Page 18 Важно Главная и уникальная отличительная особенность телекоммуникационных проектов по сравнению с другими формами образовательной деятельности с использованием Интернета состоит в поэтапном решении школьниками проблем в сотрудничестве с дистанционными партнерами [по статье Серых Л.А. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ - Л.А. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ -
19 Page 19 Общие требования к ТКП учащиеся обсуждают решение проблем в реальных условиях; работа учащихся проводится в сетях, она осмысленна и активна (они вынуждены систематически и четко излагать свои мысли в письменном виде, им приходится посылать и получать большое количество текстовой, цифровой, а иногда графической информации, анализировать также поступающую к ним информацию и пытаться синтезировать новые идеи); в проекте организация взаимодействия школьников полностью отвечает требованиям эффективной групповой работы.
20 Page 20 ТКП педагогически оправданы, если в проекте предусматривается: сбор данных в разных странах, регионах, городах и сопоставление наблюдений за природными, физическими, социальными явлениями; сравнительное исследование или изучение событий, явлений, фактов, эффективности решения одной проблемы для выявления определенной тенденции, разработки предложений и принятия решения; совместная познавательная, творческая или игровая деятельность [по книге Ястребцева Е.Н. Пять вечеров: Беседы о телекоммуникационных образовательных проектах ].Ястребцева Е.Н. Пять вечеров: Беседы о телекоммуникационных образовательных проектах
21 Page 21 Информационный учебный проект Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением. Основной общей учебной задачей информационного проекта является именно формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию, следовательно, желательно, чтобы все учащиеся приняли участие пусть в разных по продолжительности и сложности информационных проектах. Следовательно, при планировании информационного проекта необходимо определить: а) объект сбора информации; б) возможные источники, которыми смогут воспользоваться учащиеся (нужно также решить, предоставляются ли эти источники учащимся или они сами занимаются их поиском); в) формы представления результата. Здесь также возможны варианты от письменного сообщения, с которым знакомится только учитель, до публичного сообщения в классе или выступления перед аудиторией (на школьной конференции, с лекцией для младших школьников и т.д.).
22 Page 22 Практико-ориентированный проект Практико-ориентированный проект предполагает реальный результат работы и носит прикладной характер (например, оформить выставку горных пород для кабинета географии). Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал, пр.) хорошо продуманная структура, даже сценарий всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.
23 Page 23 Творческий проект Творческий проект в наибольшей степени учитывает индивидуальные интересы и способности его исполнителей. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. Форма представления проекта может быть разнообразной: рисунок, сочинение, карта, буклет, реклама, презентация с использованием информационных программ. Возможности использования информационных технологий позволят сделать презентации подобных проектов особенно яркими и интересными.
24 Page 24 Исследовательский проект - проект, ориентированный на выявление проблем, выработку и постановку гипотез наблюдение, опыт, эксперимент. Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Он не предполагает немедленных результатов, а рассчитан на определенную кропотливую работу. Эти проекты предполагают длительный мониторинг показателей процесса. Проблема – исследование - результат Под проблемой обычно понимают явно сформулированный вопрос, а чаще комплекс вопросов, возникающих в ходе познания. Сам процесс познания в этом случае истолковывается как последовательный переход от ответов на одни вопросы к ответам на другие вопросы, вставшие после того, как первые были решены. Исследовательский проект
25 Page 25 Образовательный проект Образовательный проект – это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени.
26 Page 26 Социальный проект Социальный проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде: а) словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений; б) графического изображения (чертежей, схем и т.д.); в) числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий. Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.
27 Page 27 Постановка цели проекта Цели четко определены, измеряемы и достижимы Задачи проекта = реальные, измеряемые, ступеньки к достижению цели проекта Задачи проекта = этапы проекта (решается на определенном этапе проекта) Этапы проекта последовательно ведут к достижению цели Цель проекта Что? Задачи Как?
28 Page 28 Взаимосвязь компонентов проекта ЦельЗадачиЭтапы Итоговый продукт
29 Page 29 Структура проекта Забытые игры старого двора МОУ « 142» Цель проекта - создать иллюстрированное электронное пособие для проведения подвижных игр в условиях двора городского квартала 1 этап. Историко- исследовательский 2 этап. Методический 3 этап. Практический. Играем!
30 Page 30 Структура проекта Забытые игры старого двора МОУ « 142» Цель проекта - создать иллюстрированное электронное пособие для проведения подвижных игр в условиях двора городского квартала 1 этап. Историко- исследовательский 2 этап. Методический 3 этап. Практический. Играем! необходимо выбрать одну дворовую игру и составить исторический очерк об этой игре, ответив на предложенные вопросы (схема ответа). Задание этапа 1Задание этапа 1 + рефлексиярефлексия необходимо выбрать одну дворовую игру и составить исторический очерк об этой игре, ответив на предложенные вопросы (схема ответа). Задание этапа 1Задание этапа 1 + рефлексиярефлексия
31 Page 31 Структура проекта Забытые игры старого двора МОУ « 142» Сентябрь-декабрь 2011 г. Цель проекта - создать иллюстрированное электронное пособие для проведения подвижных игр в условиях двора городского квартала 1 этап. Историко- исследовательский 2 этап. Методический 3 этап. Практический. Играем! учимся правильно составлять описание игры. Для этого вам предложен шаблон описания. Скачайте и выполните внутри шаблона описание игры, историю которой вы исследовали на первом этапе. шаблон описания учимся правильно составлять описание игры. Для этого вам предложен шаблон описания. Скачайте и выполните внутри шаблона описание игры, историю которой вы исследовали на первом этапе. шаблон описания
32 Page 32 Проекты учителей г. Омска Забытые игры старого двора МОУ « 142» Сентябрь-декабрь 2011 г. Цель проекта - создать иллюстрированно е электронное пособие для проведения подвижных игр в условиях двора городского квартала 1 этап. Историко- исследовательский 2 этап. Методический 3 этап. Практический. Играем! Проведите избранную игру в своём дворе по правилам, описанными вами во втором этапе проекта. Предоставьте презентацию и фотоотчёт, иллюстрирующие этапы обучения и проведения игры.
33 Page 33 Новые требования к проектам
34 Page 34 Использовать сервисы НЕ в ущерб качеству проекта Воспринимать их как еще один инструмент для выполнения исследований, оформления отчетов, а не самоцель. Важно
35 Page 35 Минимум электронной почты – максимум самостоятельной работы участников Минимум конкурсов – максимум проектов, организующих коллективную деятельность участников (коллективное исследование – это не много презентаций на одну тему, это коллективный сбор статистики и совместный анализ этой статистики, и выводы, сделанные сообществом) Меняем формы представления результата: «нет» - презентациям и буклетам, «да» - социальным сервисам. Организуем обратную связь и взаимодействие участников проекта. Помним о самооценке и взаимооценке, о качественных критериях оценки. По возможности интегрируем проект в образовательный процесс (привязка к новым стандартам) Разрабатываем инструкции для учащихся (по работе в сервисах, по организации исследования и т.п) ) и рекомендации для педагогов (по эффективной организации деятельности учащихся в проекте в школе) Работы выполняют и сообщения пишут сами дети. Личное участие. Изменение требований к проектам Маркер Н.Ю. Эффективное использование дистанционных технологий при организации телекоммуникацион ных проект ов
36 Page 36 направленность проекта на формирование у учащихся навыков проектно-исследовательской деятельности; Качество целей, соответствие содержания проектных заданий целевым установкам проекта; наличие в проекте оптимальных вариантов использования социальных сервисов для решения поставленных педагогических задач; взаимодействие (команд в проекте, участников внутри команды) оригинальность методической идеи; наличие в проекте детально описанной стратегии оценивания. Что оценивается в проектах
37 Page 37 Как задавать вопросы: Ориентировка на будущее (куда дальше?) Оценочный вопрос (что правильно, а что нет?) Воображаемый вопрос (что было бы, если бы?) Субъективный вопрос (что я чувствую, что я знаю?) Каузальный вопрос (почему, кто, как что делает?) Описательный вопрос (кто, как, что, где, когда?)
38 Page 38 Проблемные основополагающие вопросы могут начинаться: Может ли……………..……? Будет ли………………..…..? Возможно ли ……………….? Почему………………? Как…………………...? Как можно……………………..? Что случится, если………….? Каковы опасности (преимущества)…………….?
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.