Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЭдуард Щебелев
1 Семья - основной ресурс в профилактике наркозависимости подростков. (Практические рекомендации для родителей) Игошина Сауле Канатбековна, социальный педагог МОУ «СОШ 2»г.Всеволожска
2 Участие современной семьи в антинаркотической профилактике носит проблемный характер. Родители признают необходимость проведения массовой антинаркотической профилактики, но понимают ее в значительной мере только как просвещение детей относительно негативных последствий злоупотребления наркотиками. Основную роль в организации просвещения они отводят школе. Обычная семья также нуждается в укреплении внутрисемейных отношений, которые являются необходимым условием для выполнения ею своих задач по подготовке ребенка к интеграции во взрослое общество. Развитие ребенка опирается на семейные ресурсы, и именно семья должна обеспечить защиту подростка от негативных внешних влияний. Защита обеспечивается прежде всего хорошим микроклиматом в семье. Сплоченность семьи, ее крепкие внутренние связи и привязанности формируются и укрепляются постоянным и устойчивым семейным руководством со стороны родителей.
3 Каких ошибок не стоит делать взрослым? Самое большое значение для семейной профилактики имеет общение взрослых и подростка в семье. Увы, значительная часть родителей уделяют на общение не более 20 минут в день. Такая гипоопека может стать причиной беды ребенок, предоставленный самому себе, просто не сумеет правильно распорядиться имеющейся у него свободой.
4 Карта времени Взрослые и ребенок записывают в таблице тот вид занятия, которому они посвятили обозначенное время. А теперь нужно сравнить «Карты времени». Они наглядно продемонстрируют, кто из членов семьи больше всего загружен, а у кого есть резервы времени, которые можно использовать для домашней работы, разгрузив более занятого. Как показывает практика, такие карты оказываются для подростка гораздо убедительнее, чем многочисленные нотации мамы или папы о необходимости помощи по хозяйству. Кстати, вовлечение в хозяйство, совместное выполнение с подростком домашних дел можно использовать не только с целью высвобождения времени для общения, но и непосредственно для самого общения. Беседа за чисткой картошки, совместный поход за покупками могут оказаться ничуть не менее интересными, чем беседа за чайным столом.
5 Очень важные моменты: Во-первых, нагрузка на ребенка должна быть адекватна возможностям его организма. Жизнь в жестком темпе, без права на расслабление и отдых, несомненно, негативно отражается на здоровье ребенка. Это само по себе сводит усилия родителей и ребенка на нет. Во-вторых, ребенок, занимающийся только «содержательным и полезным», с точки зрения родителей, в реальности оказывается лишенным очень значимых вещей общения со сверстниками, формирующего коммуникативные умения и навыки, способность эффективно взаимодействовать с окружающим миром, времени на размышления о себе и других людях, когда развивается самооценка, формируется представление о собственных свойствах и качествах и т. д. И в-третьих, такие дети часто оказываются ориентированы на успешность любой ценой. Видя, какое значение имеют их достижения для родителей, дети стремятся оправдать ожидания взрослых. Чувство долга, страх разочаровать маму и папу, боязнь оказаться не первым все это создает сильное психоэмоциональное напряжение у ребенка, порождает дискомфортные ощущения.
6 Ссоры предупреждаются, а конфликты ослабляются, когда во взаимоотношениях родителей и детей последовательно реализуются три основных принципа семейного воспитания: 1.ребенку обеспечивается возможность пользоваться любовью и поддержкой родителей; 2.ребенка обучают навыкам конструктивного участия в семейной жизни: взаимодействию и взаимопомощи, самостоятельности и ответственности; 3.родители используют меры поощрения и наказания за соблюдение или нарушение семейных порядков (правил) и установок.
7 О чем рассказать подростку Лобовая атака: «А ну-ка, давай я расскажу тебе о вреде наркотиков» вряд ли будет иметь успех. Может оказаться, что именно в этот момент подросток просто не хочет обсуждать такие темы. Фильм, в котором затрагивалась тема наркомании и который произвел впечатление на сына или дочь, статья в газете или журнале, реальная ситуация, в которую попал кто-то, с кем знаком подросток, вполне могут служить поводом для начала разговора.
8 Не нужно превращать обсуждение в скучную лекцию, где ребенку отводится роль слушателя. Мама или папа могут считать, что им-то уж лучше знать, чем опасна наркотизация. Однако в действительности современные подростки могут оказаться гораздо более осведомленными в аспектах проблемы. самое разумное организовать обмен мнениями, в ходе которого родители (уважительно и тактично) могут попытаться повлиять на взгляды подростка.
9 Не стоит даже из лучших побуждений стремиться запугать подростка (опасность наркотизации и без того велика). Заведомое преувеличение опасности вызывает у подростка недоверие к сведениям, получаемым от взрослых, формирует представление об их некомпетентности. Основной акцент обсуждения рекомендуется сделать на том, как наркотизация может отразиться на значимых для подростка ценностях, например на внешности, успехах в спорте (если они имеют значение для подростка), реальности получения желаемой профессии и т. д. Объясните ребенку, чем и как знакомство с наркотиком может помешать реализации его мечты.
10 Не стоит разбрасываться угрозами и обещаниями наказаний в случае возможного знакомства подростка с одурманивающими веществами: «Если я только узнаю, что ты попробовал, то...» Сама по себе такая угроза может стать своеобразной провокацией: «Интересно, выполнит или не выполнит взрослый свои обещания?» Для подростка, стремящегося продемонстрировать свою взрослость, самостоятельность, независимость, гораздо большее значение будет иметь высказанное взрослым доверие к нему: «Меня очень расстроит и огорчит, если ты решишься на столь неразумный поступок, однако я верю, что ты способен принимать правильные решения, умеешь делать верный выбор».
11 Не стоит подробно обсуждать с подростком (если этого не требует конкретная ситуация) специфику эйфорического эффекта, вызываемого различными одурманивающими веществами, технологию их применения и другую подобную информацию, которая, не способствуя формированию антинаркогенных установок, может провоцировать интерес к наркотизации, облегчать возможность приобщения.
12 Чему нужно научить подростка, чтобы предотвратить его знакомство с одурманивающим веществом. Использовать метод активного слушания (по Ю.Гиппенрейтер) 1. Для подростка очень важно научиться анализировать возникающие у него проблемы, ведь это первый шаг в поиске эффективных путей их решения. заключается в том, чтобы возвращать собеседнику в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначая, называя его чувства. Выглядеть такой диалог может следующим образом: - Почему ты нагрубил учительнице? - Не знаю. - Ты не можешь понять, что случилось. - Она накричала на меня. - Тебе стало обидно? И т. д.
13 Прием активного слушания Прием активного слушания дает неожиданный и весьма действенный эффект. Дело в том, что традиционные способы реагирования при всей их кажущейся обоснованности имеют один общий недостаток они оставляют молодого человека наедине с его переживаниями, демонстрируют ему, что взрослого не интересуют его чувства. Активное слушание, напротив, показывает, что мать или отец приняли внутреннюю ситуацию подростка, стимулирует его к дальнейшему диалогу, пробуждает желание анализировать свои поступки. Видя, что взрослые готовы понять его, подросток уже не стремится переложить ответственность за происшедшее на других и готов объективно оценивать свои действия. Во время беседы с сыном или дочерью важно соблюдать некоторые правила. Нужно непременно повернуться к собеседнику лицом глаза участников беседы должны оказаться на одном уровне. Дистанцию лучше сократить желательно, чтобы беседующие находились близко друг от друга. В беседе очень важно держать паузу. После каждой реплики взрослого нужно дать подростку возможность собраться с мыслями, понять свои переживания, обдумать ответ.
14 Научить подростка сопротивляться негативному давлению, говорить «нет» тому, кто предлагает попробовать опасное вещество. Традиционно одним из положительных качеств любого ребенка считается послушание. Родители стремятся воспитывать у ребенка готовность выполнять их распоряжения, подчиняться требованиям взрослых. Быть строптивым плохо учат мальчиков и девочек с раннего детства. Но взрослые забывают о том, что, когда ребенок станет взрослее и на него будут пытаться оказывать влияние (и не всегда положительное) самые разные люди, готовность беспрекословно слушаться и подчиняться может сыграть с сыном или дочерью недобрую шутку. Поэтому нужно учить ребенка и умению настоять на своем, сопротивляться давлению.
15 Игра «Нет, уважаемый сударь!» Один из играющих стремится заставить своего соперника сказать «да», отвечая на вопросы или предложения. Задача другого заключается в том, чтобы, несмотря на все ухищрения предлагающего, говорить «нет». Например: «Говорят, что вы умный и образованный человек, это правда?», «Попробуйте мороженое, оно очень вкусное» и т. д. Трудность для отказывающегося в том, чтобы, говоря «нет», не оказаться в смешном положении. Например, на реплику: «Говорят, что вы умный человек» можно ответить просто «нет», а можно сказать: «Нет, я очень умный человек». На предложение попробовать мороженое можно ответить «нет», а можно сказать: «Нет, я не буду его пробовать, я его просто съем!» Чуть-чуть изменились акценты и появился повод для улыбки, отказ не привел к ссоре. Такая игра, несмотря на кажущуюся несерьезность, полезна для выработки умения быстро реагировать в ситуации давления, находить эффективные формулировки отказа.
16 Ролевая игра Взрослый вместе с подростком обыгрывают ситуацию, в которой подросток выступает в роли предлагающего какое-то занятие, а взрослый отказывается, однако каждый раз использует разные варианты отказа. Занятие может быть выбрано самое необычное например, подросток может предложить взрослому... полететь на Марс. Варианты отказа в этом случае могут быть такими: «Боюсь у меня не получится... Не знаю, могу ли...» (Отказ-соглашение. Отказывающийся практически демонстрирует свою готовность сдаться. Используя этот вариант, можно избежать конфликта, а вот настоять на своем вряд ли возможно.) «Я с удовольствием, но завтра я должен сдавать годовой отчет. Вот буду посвободнее, может, тогда...» (Отказ со ссылкой на обстоятельства. Отказывающийся демонстрирует, что в принципе ничего против предложения не имеет, но в данный конкретный момент по каким-то причинам не может его принять. Такой отказ поможет избежать конфликта, ссоры, однако дает основание предлагающему и в дальнейшем обращаться к вам со своей идеей.) «Марс это, конечно, хорошо! А давай-ка поближе например, в соседний кинотеатр отправимся. Там, говорят, как раз фильм новый о космосе идет». (Это отказ- альтернатива. Отказывающийся выдвигает альтернативное предложение. Такой отказ позволяет настоять на своем и не обидеть предлагающего.) «Мне совсем не нравится эта идея. Считаю этот полет пустой тратой времени». (Отказ-отрицание. Такой вариант может вызвать обиду, спровоцировать конфликт, однако он точно выражает готовность человека отказаться.)
17 Практические советы родителям: Совет 1. Сделайте жизнь своего ребенка интересной и разнообразной. Если в ней не останется места для скуки и безделья, тогда вашему ребенку не нужно будет искать сомнительные источники острых ощущений и не захочется испытать на себе действия опасных веществ. Совет 2. Учите подростка искусству общения. Подскажите ему, как вести себя в сложных ситуациях, возникающих в компании сверстников, помогите найти интересных и верных друзей. Будьте сами внимательны к своему ребенку – он должен всегда быть уверен в том, что родители готовы выслушать, понять его и помочь. Совет 3. Научите подростка говорить «нет», отказываясь от того, что кажется ему опасным, неприемлемым. Конечно, послушный ребенок – подарок для родителей и учителей. Но готовность к беспрекословному послушанию может сыграть с вашим сыном или дочерью плохую шутку. Ребенок должен твердо знать, что у него есть право отказаться, и уметь это делать Совет 4. Научите сына или дочь получать удовольствие от собственных усилий, помогите найти свою сферу деятельности, свое увлечение. С уважением относитесь к хобби ребенка, демонстрируйте интерес к такого рода занятиям. Совет 5. Укрепляйте в ребенке уверенность в собственных силах. Не забывайте отмечать его успехи и достижения. Не стоит сравнивать сына или дочь с другими детьми. Сравнивайте их вчерашних с ними сегодняшними, поддерживайте в стремлении стать лучше, умнее, сильнее.
18 Совет 6. Выдвигаемые вами требования к сыну или дочери должны быть по силам. Прежде чем требовать от них решение той или иной задачи (чтобы они хорошо учились, были вежливыми и сдержанными с учителями тд), покажите им, как именно они могут справиться с проблемой. Не забывайте о том, что ваш пример сильнее любых слов Совет 7. Постарайтесь познакомиться с друзьями и приятелями вашего ребенка. Помните, что запрет на общение можно использовать лишь в самых крайних ситуациях, когда у вас не остается сомнений в том, что влияние этого человека опасно для вашего сына или дочери. Совет 8. Дайте возможность подростку проявить свою самостоятельность, взрослость. Советуйтесь с ним при обсуждении тех или иных семейных проблем, подчеркивайте значение его участия в домашних делах. Совет 9. Сформируйте у подростка представление о том, с какими проблемами сталкивается человек, пристрастившийся к наркотикам. Важно, чтобы подросток осознавал опасность даже единственной пробы одурманивающего вещества. Рассказывая о негативных последствиях наркотизации, делайте акцент на факторах, имеющих большое значение в подростковой среде (объясните, как наркотизация сказывается на внешности, возможности приобрести престижную профессию, сделать карьеру и тд) Совет 10. Убедите подростка в том, что не существует опасных и неопасных наркотиков: любой наркотик оказывает негативное воздействие на психику и физическое здоровье человека.
19 Полезные ссылки: ный20%педагог.html – интернет-урок «Имею право знать» ный20%педагог.html - много полезных статей, ссылок, презентаций, фильмов, книг и т.д.
20 В данной работе использовались материалы: УМК «Все цвета, кроме черного» под редакцией А.Г. Макеевой, М.М. Безруких М: Просвещение 2005; «Общаться с ребенком. Как?» Ю.Гиппенрейтер М:АСТ, 2012; «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» Ю.Гиппенрейтер М:АСТ, 2012;
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.