Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемРоза Шушпанникова
1 ПАМЯТЬ. Модели и механизмы.
2 Память это способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой (внешней или внутренней), сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении. В.Н. Дружинин, Когнитивная психология, 2002
3 Виды биологической памяти: Генетическая – память биологического вида, обеспечивающая структурное самовоспроизведение организмов. Носитель – нуклеиновые кислоты. Длительность – максимально возможная: много поколений, до миллионов лет. Иммунологическая – «молекулярная» память о контактах с чужеродными веществами. Носитель – клетки памяти иммунной системы. Длительность – всю жизнь организма. Нейрологическая – память нервной системы о событиях внешнего мира и реакциях организма на них. Носитель – ансамбли нейронов ЦНС. Длительность – от долей секунды до всей жизни.
4 1. Сенсорная память: порядка ½ секунды (иногда до нескольких минут) 2. Кратковременная (краткосрочная ) память: минуты, десятки минут [3. Промежуточная память (период консолидации): несколько часов (?)] 4. Долговременная (долгосрочная ) память: дни, месяцы, годы Консолидация – процесс перехода кратковременной памяти в долговременную. Энграмма – след памяти, сформированный в результате обучения. Классификации нейрологической памяти: 1. По времени сохранения информации:
5 Параметры и виды памяти Сенсорные регистры Кратковременная память Долговременн ая память Ввод информации механизмы предвнимани я вниманиепроговаривание,... Репрезентаци я информации след сенсорного воздействия акустическая и/или артикуляционная, возможно, зрительная и семантическая в основном семантическая Объем информации большоймаленький, в пределах «магического числа» предел неизвестен Забывание информации угасаниевытеснение, возможно, интерференция возможно, отсутствует Время сохранения порядка 300 мс порядка 30 сот минут до десятилетий Извлечение информации считываниепоисквозможно, поиск Структура памяти неассоциати вная ассоциативная Б.М. Величковский, Когнитивная наука, 2006
6 Классификации нейрологической памяти: 2. По типам сохраняемой информации: Долгосрочная память Декларативная (эксплицитная) Недекларативная (имплицитная) ЭпизодическаяСемантическая ПроцедурнаяПерцептуальная Декларативная память осознается, недекларативная – практически не осознается. Примечание: иногда выделяют также автобиографическую память как промежуточную между эпизодической и семантической.
7 Процессы, связанные с (долговременной) памятью: Кодирование, в процессе которого выделяется та информация, которая должна храниться; Консолидация – переход информации в долговременную память; Хранение и связывание новой информации с уже хранящейся; Воспроизведение (извлечение) из памяти. Забывание. Забывание может быть связано с различными факторами ( подробнее позже ).
8 Механизмы памяти: 1. Компьютерная метафора (трёхкомпонентная модель): Модель памяти Р. Аткинсона и Р. Шиффрина (Аткинсон, 1980); рис. из Б.М. Величковский, Когнитивная наука, 2006
9 Величина, обратная объему непосредственной памяти Зависимость между величиной, обратной объему непосредственной памяти, и скоростью поиска в памяти (Величковский, 2006 по Cavanagh, 1972). Кратковременная память
10 Доля вспоминаемой информации в зависимости от времени удержания в памяти
11 Механизмы памяти: 2. Теория уровней обработки. Первичные сенсорные признаки Выделение объектов Выявление связей между объектами Вербально-семантические преобразования Чем «глубже» обработка, тем лучше запоминание
12 Вспоминание сразу после обучения Эффект первичности – элементы из начала списка вспоминаются лучше, чем из середины. Эффект недавности – элементы из конца списка вспоминаются лучше, чем из середины. Вспоминание через несколько часов после обучения Эффекты первичности и недавности. Удаётся вспомнить, % Порядковый номер элемента Удаётся вспомнить, % Порядковый номер элемента ДВПКВП ДВП
13 Влияние эмоций. КАРМАН ВЕДРО ГЕКТАР ГЛОБУС ДОСКА БЛОКНОТ
14 Механизмы памяти: 3. Семантическая модель.
15 АБ Возможные (А) и невозможные (Б) фигуры в тестах на имплицитное и эксплицитное узнавание*. Семантическая обработка начинается уже на уровне сенсорной памяти. * - В тестах на эксплицитное узнавание фигуры предъявляются в две серии. Во второй серии часть фигур – новые. Испытуемому нужно указать видел он ранее такую фигуру или нет. Тесты на имплицитное узнавание используют косвенные признаки узнавания, такие как ускорение времени реакции при работе со знакомыми фигурами. Первичное предъявление фигур при этом может быть сублиминальным (быстрым настолько, что не осознаётся). Возможность/невозможность фигуры не влияет на эксплицитное узнавание. Имплицитное же узнавание невозможных фигур ( при сублиминальном первичном предъявлении ) резко ухудшено.
16 Наличие словесной интерпретации облегчает запоминание
17 ШРПИЕИЛТ ЕЕНГД
18 Какие буквы были показаны?
19 ПРИШЛИТЕ ДЕНЕГ
20 Какие буквы были показаны?
21 ПРИШЛИТЕ ДЕНЕГ ШРПИЕИЛТ ЕЕНГД
22 КАРМАН ВЕДРО ГЕКТАР ГЛОБУС ДОСКА БЛОКНОТ
23 Запоминание информации, предъявленной кратковременно, зависит от прошлого опыта, контекста и ее важности для субъекта. (A) Положение шахмат на доске после 21-го хода белыми в 10-ой игре Чемпионата Мира по шахматам между Карповым и Каспаровым. (B) Случайная расстановка тех же самых шахматных фигур. (C, D) После кратковременной демонстрации доски с фигурами профессиональные шахматисты лучше новичков восстанавливали их расположение в первом случае (реальной игры). Случайную расстановку фигур новички воспроизводили так же хорошо или даже лучше, чем профессионалы. При запоминании используется прошлый опыт и известные субъекту закономерности
24 Мнемоника
25 Улучшение запоминания набора цифр посредством тренировки (и развитие ассоциативных стратегий). Несколько месяцев тренируясь по часу в день (3-5 дней в неделю), испытуемый увеличил число запоминаемых цифр с 7 до 79. Цифры зачитывались ему в случайном порядке со скоростью одна цифра в секунду. Если испытуемый правильно воспроизводил названную цифровую последовательность, то к запоминаемому набору цифр добавлялась еще одна. Краткосрочную память можно натренировать
26 Ким Пик (Kim Peek) – человек с уникальной памятью. Ким прочитывает страницу за секунд, сразу запоминая ее наизусть. В его памяти хранится 9 тыс. книг, охватывающих огромные области знания от Шекспира до композиторов и карт всех крупных городов США. В мозге Кима обнаруживается множество аномалий, в том числе отсутствие мозолистого тела. У него также деформирован мозжечок, из- за чего многие простые движения в быту даются ему с трудом. В отличие от подавляющего большинства людей с феноменальной памятью, страдающих аутизмом и умственной отсталостью, Ким смог отчасти избавиться от своего аутизма, а недавно неплохо освоил игру на фортепиано. Послужил прототипом главного героя фильма «Человек дождя», хотя автобиографические детали в фильме не соответствуют реальности. Сходный случай описан в книге Лурия А.P. «Маленькая книжка о большой памяти»,1968.
27 Мнемонические методы МнемоникаХарактеристикаПример РазмещениеВизуализировать предметы по знакомым ориентирам Чтобы запомнить русских императоров, вообразите прогулку по университетскому городку. Ассоциируйте запоминаемую информацию с заметными ориентирами. Например, со столовой вы могли бы связать Екатерину II; с ФМШ Петра I и т. д. Слова- вешалки Связывать новые слова или понятия со списком уже знакомых слов Запомните рифму, например One is a bun; two is a shoe («Один это булочка, два это башмак»), и ассоциируйте королей и королев Англии с известными словами. Например, у Генри VIII были большие булочки, Виктория имела много детей, живущих в башмаке, и т. д. Ключевые слова Образовывать мостик между произношением слова и каким- нибудь знакомым словом Возьмем русское слово касса, которое произносится как kassa, что напоминает caughtya и означает «кассир» 1. И когда вы оплачиваете покупку, кассир gotcha 2 Организующи е схемы Знание это структура определенных значимых отношений Список иерархически организованных слов или понятий, как в случае Российских императоров, может быть организован в соответствии с историческими периодами или завоеваниями. Имена монархов можно вплести в историю или зарифмовать или придумать песенку ( Old King Sol was a merry old soul. «Старый король Сол был веселым стариной...») Дополнительн ые методы: акронимы акростихи Использовать первую букву слова (акроним) или фразу (акростих) как подсказку для припоминания Акроним: POLKA. Р обозначает Peg Word (слова- вешалки); О обозначает Organizational Schemes (организующие схемы), L обозначает Loci (размещение); К обозначает Key Word (ключевые слова); А обозначает Additional systems (дополнительные методы) (акроним и акростих) Акростих: Pa Observed Lice Kissing Ants. «Папа наблюдал, как вши целуют муравьев» По: Солсо Р. Когнитивная психология, 2006
28 Нейрофизиологические основы памяти
29 Амнезия – нарушение процессов памяти (запоминания, хранения, воспроизведения). Ретроградная амнезия – пациент не способен вспомнить материал, предшествующий травме; Антероградная амнезия – пациент не может вспомнить новый (только что предъявленный) материал. Первые сведения о физиологической основе памяти были получены при изучении нарушений памяти, связанных с повреждениями мозга.
30 При поражении гиппокампа ( и других областей медиальной части височной доли а также медиодорсального таламуса ) нарушается декларативная память, возникает как антероградная амнезия (нарушение запоминания нового материала), так и некоторая ретроградная амнезия (вплоть до нескольких лет, предшествующих операции или травме). Память на более отдаленные события сохраняется в норме. Интеллект в норме или даже выше нормы. Процедурная память у этих больных не нарушена и не отличается от таковой у здоровых людей.
31 Магнитно-резонансная томография мозга пациента Н.М. (A) Сагиттальный разрез правого полушария; область передней височной лобектомии показана белой пунктирной линией. Интактный задний гиппокамп представляет собой банановидное тело, отмеченное белой стрелкой. (B–D) Поперечные срезы на уровнях отмеченных красными линиями в (A). Иллюстрация (B) демонстрирует наиболее ростральную часть на уровне миндалины. Миндалина и ассоциативная кора полностью отсутствуют. Иллюстрация (C) на уровне преднего гиппокампа; здесь он и ассоциативная кора удалены. Иллюстрация (D) на заднем уровне гиппокампа; задний гиппокамп кажется интактным, хотя и в некоторой степени уменьшенным. Схема внизу дает ясное представление о том, какие части мозга Н.М. были иссечены (обозначено черным цветом).
32 Причины некоторых случаев амнезии
33 Префронталь- ная кора Миндалина Гиппокамп Таламус Передний рог Мамиллярное тело Участки мозга, при повреждении которых увеличивается вероятность нарушений декларативной памяти (следовательно, декларативная память основывается на физиологической активности этих структур). (A) Изучение пациентов с амнезией показало, что образование декларативной памяти зависит от целостности гиппокампа и его субкортикальных соединений с маммилярными телами и таламусом. (B) Локализация гиппокампа, вид в разрезе на горизонтальной плоскости. (C) Вид в вертикальном разрезе.
34 У животных при разрушении гиппокампа выработка простых условных рефлексов даже облегчается, однако сильно нарушается выработка контекстных (обстановочных) условных рефлексов (например, на цвет и рисунок обоев в качестве контекстного условного стимула). Также при разрушении гиппокампа полностью исчезает возможность ориентироваться в пространстве по внешним ориентирам.
35 Пространственное обучение и память у грызунов зависят от гиппокампа. (A) Крыс помещали в круглый резервуар, похожий по форме и размерам на детский бассейн, наполненный мутной водой (с молоком). В окружающем пространстве находились знаки такие, как окна, двери, часы и т.д. Небольшая приподнятая платформа находилась неглубоко под поверхностью воды. Когда крысы искали эту площадку в воде, траектория их плавания регистрировалась видеокамерой. (B) После нескольких попыток нормальные крысы быстро обучались нахождению платформы, в отличие от крыс с повреждением гиппокампа. Пример плавательного пути (1-ая и 10-ая пробы) нормальной крысы (С) и животного с разрушенным гиппокампом (D). Таким образом, крысы с повреждениями гиппокампа не способны запоминать, где расположена платформа.
36 Изучение больных с амнезией, а также открытие длительной потенциации (удобной экспериментальной модели памяти) в гиппокампе привело к ошибочной точке зрения, что гиппокамп и является местом хранения памяти. На самом деле, видимо, гиппокамп необходим для кодирования и консолидации декларативной памяти, а также, возможно, ее воспроизведения, однако сама по себе долговременная память хранится преимущественно не в гиппокампе.
37 «Считается, что долговременная память связана с ассоциативной корой. В адресации памятных следов в определенные участки коры важную роль играют медиальные отделы височной области полушарий, включающие энторинальную кору и гиппокамп … Вышеназванные образования имеют обширные связи как между собой, так и с проекционными (теми, куда приходят сигналы от органов чувств) и ассоциативными отделами коры. При запоминании они направляют сигнал в ассоциативную кору для длительного удержания в памяти, а при необходимости вспомнить - указывают адрес, где хранится связанная с поступившим сигналом информация. Приведем простой пример. Долговременная память соответствует книгохранилищу в библиотеке, а гиппокампальный комплекс можно сравнить с каталогом, который показывает, где хранится нужная книга.» А.М.Иваницкий
38 Связи между гиппокампом и возможными местами хранения декларативной памяти. Показан мозг макаки резуса, поскольку данные соединения лучше подтверждены у приматов, чем у людей. Проекции от многочисленных корковых областей объединяются в гиппокампе, известно, что имеющие к ним отношение структуры мозга у человека вовлечены в процессы памяти, большинство этих областей также посылает проекции на те же корковые участки. Показаны медиальный и латеральный вид мозга, последний повернут на 180 ° для ясности. Медиальный видЛатеральный вид Гиппокамп
39 Декларативная память хранится во всех специализированных ассоциативных областях коры больших полушарий. Согласно данным томографических исследований на людях, при воспоминании изображений или звуков активируются те же самые области коры, что и при их восприятии соответствующих стимулов. (см. след. рис.)
40 Реактивация зрительной коры во время визуального запоминания картинки. (A) Дана инструкция либо смотреть на объекты (слева), либо представлять объекты без визуального стимула (справа). (B) (Слева) Билатеральные участки вентральной височной коры специфически активированы при предъявлении разных зрительных стимулов: домов (желтым), лиц (красным), стульев (синим). (Справа) Когда испытуемые вспоминали эти объекты, то преимущественно реактивировались те участки мозга, которые были активны при рассмотрении объектов этой же категории.
41 Процедурная память также широко распределена по всей коре больших полушарий, и связана преимущественно с сенсорными и моторными областями коры, а также с мозжечком. Но как формируются следы памяти?
42 Дональд Хебб (Donald O. Hebb) Клеточные механизмы памяти
43 A B B A Правило Хебба (1949 г.): «Если аксон клетки А расположен настолько близко к клетке В, что может возбуждать ее, и если он многократно и непрерывно принимает участие в ее активации, то в одной или обеих клетках возникают какой-то процесс роста или метаболические изменения, и в результате эффективность клетки А как одного из активаторов клетки В возрастает». Примечание: подразумевается, что клетка B может быть активирована каким-то другим способом, помимо синапса с клетки A – т.е. либо имеются и другие входы на клетку B, причем сильные, либо клетка B спонтанно активна.
44 Синапс Хебба и условный рефлекс УС БС БР или УР Исходно слабая синаптическая связь, которая усиливается при совпадении во времени пресинаптической и постсинаптической активности (синапс Хебба) Исходно сильная синаптическая связь
45 Утолщение и укорочение шейки шипика, что снижает его электрическое сопротивление Больше постсинаптических рецепторов, сильнее реакция на нейромедиатор Дендритный шипик Выделение большего количества нейромедиатора Спраутинг: образование новой дополнительной терминали Четыре возможных способа повышения эффективности синапса
46 Эксперимент на переживающем срезе гиппокампа Модель краткосрочной памяти: долговременная потенциация в гиппокампе
47 Ассоциативная длительная потенциация Поле CA3 Поле CA1 Зубчатая фасция Энторинальная кора Слабый стимул W1 Слабый стимул W2 Сильный стимул S Регистрация ВПСП Усиление ВПСП, % Сочетание W1 c S Сочетание W2 c S Долговременная потенциация в гиппокампе как клеточная модель условного рефлекса
48 Вероятно, кратковременная память, как и долговременная, хранится непосредственно в тех же структурах, которые отвечают за данную функцию.
49 При кратковременной памяти синаптические изменения носят нестойкий характер, поэтому эта память сохраняется лишь пока существует соответствующая нервная активность. Нервная активность может поддерживаться за счет так называемой реверберации (многократного повторного прохождения сигнала по цепочкам нервных клеток) или каких-то сходных более сложных процессов циркуляции сигнала в нейронных сетях. Любое изменение нервной активности (например, при поступлении новых сигналов, а также любое травматическое воздействие) ведет к разрушению кратковременной памяти. Явления ретроградной амнезии наблюдались в экспериментах с животными, которым электрошок наносился сразу после обучения, но он был неэффективен, если наносился спустя некоторое время после процедуры обучения. При сильном сотрясении мозга человек не может вспомнить обстоятельства своей травмы (ретроградная амнезия), так как воздействие удара на мозг разрушило кратковременную память, не дав ей перейти в долговременную.
50 «Нейронная ловушка» Вертикальный модуль – корковый конец таламокортикальной петли Пример реверберирующей «петли» Структурной основой реверберации импульсов могут являться «нейронные ловушки», распространённые в лобных областях коры, и таламо-кортикальные петли, представленные в теменных и височных областях.
51 Реакции нейронов префронтальной коры в эксперименте с отсроченным ответом. Когда обезьяна фиксирует взор на центральном пятне, на экране (слева) вспыхивает и затем исчезает цель. Во время длящейся несколько секунд отсрочки обезьяна хранит об этой цели «мысленную» память (в центре). Когда центральное пятно исчезает, животное переводит взгляд туда, где появлялась цель (справа). Некоторые нейроны префронтальной коры реагируют на появление цели, другие сохраняют о ней «мысленную» память, а третьи разряжаются, подготавливая двигательный ответ. (Гольдман-Ракич, 1992)
52 В основе процессов кратковременной памяти лежит временное повышение проводимости в синапсах, связывающих определенные нейроны, и реверберация импульсов, основанная на ряде химических и электрохимических реакций, не связанных с синтезом макромолекул.
53 Широкое распространение получила гипотеза, которая была впервые сформулирована Д. Хеббом (1949): кратковременная память представлена динамической, легко прерываемой электрической активностью, тогда как долговременная память связана с более стойкими структурными изменениями (например, белков мозга). Этот процесс в дальнейшем получил название консолидации следов памяти. Переход краткосрочной памяти в долгосрочную
54 В экспериментах на животных было показано, что обязательным требованием для консолидации следа памяти является синтез белка и РНК во время периода консолидации. Блокада хотя бы одного из этих процессов в течение первого часа после обучения приводила к полному разрушению памяти, однако в более позднее время блокада синтеза белка и РНК уже не влияет на образование долговременной памяти. В результате в конце 60-х –начале 70-х гг. распространилась ошибочная точка зрения, что консолидация представляет собой запись памяти в некотором коде непосредственно в молекулах РНК и/или белка.
55 На самом деле последовательность событий примерно такая: 1. Кратковременные нестойкие изменения в синапсах возникают согласно правилу Хебба. 2. При условии того, что клетка продолжает быть активной и в тело клетки входят ионы кальция, в ядре запускается сложный каскад процессов ( с участием белкового комплекса CREB ), который в конечном счете ведет к синтезу определенных белков. 3. Эти белки распространяются в цитоплазме клетки повсюду, но способны встроиться лишь в те синапсы, которые в данный момент несут кратковременные изменения. 4. Встраивание этих синтезированных белков в измененные синапсы позволяет превратить нестойкие изменения в устойчивые. 5. Блокада любого звена этой цепочки процессов не дает кратковременной памяти перейти в долговременную.
56 Модель консолидации памяти на клеточном уровне
57 Тест
58 Напишите первое пришедшее вам в голову подходящее слово (например, _ у _ а => рука)
59 _ о _ к а
60 к _ _ _ а н
61 _ о _ н о _
62 _ е _ р о
63 КАРМАН ВЕДРО ГЕКТАР ГЛОБУС ДОСКА БЛОКНОТ
64 Память: итоги. 1. Память это способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой, сохранять результат этого взаимодействия и использовать его в поведении. 2. Кратковременная память обеспечивается реверберацией импульсов в нейронных сетях. Долговременная – облегчением проводимости в этих сетях. То есть, кратко- и долговременной памяти соответствуют не разные структуры (как предполагает «компьютерная метафора»), а разные процессы/состояния в одних и тех же структурах. 3. «Следы памяти» сохраняются в тех же областях мозга, что отвечают за восприятие (эпизодическая память), семантическую обработку информации (семантическая память) и управление движениями (процедурная память) ( « память встроена в процессор» ). Адресация «следов памяти» по всей видимости осуществляется гиппокампом. 4. Осмысленность информации существенно влияет на эффективность её запоминания. При этом первичная смысловая обработка происходит ещё на неосознаваемой стадии.
66 Этапы формирования памяти ( по Д.Хеббу, 1949 ): 1. Кратковременная память – неустойчивый след памяти. Для кратковременной памяти характерен ограниченный объем информации (7±2 единицы), быстрое угасание и разрушаемость под воздействием большого числа факторов 2. Долговременная память – устойчивый след памяти Процесс перехода кратковременной памяти в долговременную называется консолидацией. Примечание: кратковременная память не эквивалентна рабочей (оперативной памяти)!
67 1. Рабочая память - сохранение информации в пределах одного опыта (какие рукава лабиринта были посещены в данном опыте); хранение информации, необходимой для решения конкретной текущей задачи 2. Референтная память (=семантическая память?) сохранение информации об общей структуре лабиринта в целом. Виды памяти, определяемые в экспериментах с радиальными лабиринтами, созданных для изучения пространственной памяти, а также во многих других задачах:
68 Когда молекула глутамата связывается с NMDA- рецептором, кальциевые каналы не могут открыться, поскольку заблокированы ионами магния NMDA - рецептор Молекула глутамата Деполяризация мембраны как следствие развития возбуждающего постсинаптического потенциала (ВПСП) в данном или соседних синапсах заставляет ионы магния покинуть кальциевые каналы Когда теперь молекула глутамата связывается с NMDA-рецептором, канал открывается и кальций беспрепятственно входит внутрь клетки. В цитоплазме клетки вошедшие ионы кальция запускают каскад процессов, обеспечивающих длительную потенциацию Молекулярные процессы, лежащие в основе долговременной потенциации
69 Схема эксперимента по получению длительной потенциации в гиппокампе Поле CA3 Зубчатая фасция Регистрация из зубчатой фасции Стимуляция перфорантного пути Энторинальная кора Поле CA1
70 Пример ДП в перфорантном пути, записанной in vivo.
72 В гиппокампе есть три главных синаптических пути, каждый из которых способен к долговременной потенциации
73 Строение гиппокампа Гиппокамп Коллатерали Шаффера Зубчатая фасция Перфорантный путь
74 Согласно наблюдениям над пациентами с амнезией и экспериментам над животными, гиппокамп имеет большее значение для эпизодической памяти (которая всегда связана с контекстом, в котором произошел эпизод), а парагиппокампальная область ( энторинальная, периринальная и парагиппакампальная области коры ) связана с семантической памятью («чистое знание»).
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.