Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемОльга Ларюхина
1 Реализация рефлексов передних гласных среднего и средне-верхнего подъема в говоре д. Михалевская Архангельской обл. Василиса Жигульская Ф-т филологии, 3 курс НИУ ВШЭ
2 Материал Экспедиция, лето 2013 г., Устьянский район, д. Михалевская Информанты: ПФП (Павла Федоровна Пушкина),1928 г., в Бестужево АВМ (Анна Васильевна Мымрина), 1923г. в д.Михалевской …
3 Фонемы и Возможные реализации фонемы – ê (он же []) – дифтонг [ ͡ ие] – [е] Возможные реализация фонемы – [е] – более открытый [ę], [ ɛ ] – дифтонг [ ͡ еи] Шестая фонема существует, если гласные, восходящие к разным фонемам ( и ) в сильной позиции реализуются с разной степенью открытости [Касаткин 2005: 30-31, Пожарицкая 2005: 36-37, Шаульский, Князев 2005: 5] Ситуация в пятифонемном говоре
4 Отчет (1) Исследовательские вопросы: – Есть ли в говоре фонема средне-верхнего подъема ? – Бывают ли на ее месте дифтонгические произнесения? – Происходит ли переход *ě [и] в позиции C j VC j ?
5 Отчет (2) Рассматриваемые позиции: – C j VC: на месте и – C j VC j : на месте Звуки на месте гласных, восходящих к фонемам и : – частота второй форманты в середине гласного (Ф2 у выше, чем у ) – первая форманта исследуемых гласных, а также соседних гласных тех же слов положение Ф1 сравнивалось с положением Ф1 другого гласного
6 Отчет (3) Выбор слов: – наиболее часто встречающиеся словоформы (сравнение разных идиолектов) – способ образования окружающих согласных: не в соседстве с губными согласными (сильное влияние на контур Ф2) – без учета фразовой позиции – все произнесения выбранных слов : все́х, де́ло, се́но, сне́г, те́сто : биле́т, оте́ц, некоторые слова с приставкой не́-
7 Отчет (4) Пример измерений Ф2 СловоФ2 (Гц)Контекст всех1942И... у всех... у всех в = дворы были свои, кормили коров сами себе, и вот я тоже ко = держала корову. 2187И... у всех... у всех в = дворы были свои, кормили коров сами себе, и вот я тоже ко = держала корову. 2253Да колхоз, дак он не колхоз, а просто для всех пожалуйста, вот придешь в поле, там р 2275Ой... вс = всех перепутала. 2279Ведь у всех были м = маленькие. 2285Я - то вшей всех ловила. 2420Сама - то любима - то лучше - то на свете – то всех ты, изо всех - то, всех. 2431Сама - то любима - то лучше - то на свете - то всех ты, изо всех - то, всех. 2462Да, изо всех и всех. Она Всех-всех коровушек побил 2539Сама - то любима - то лучше - то на свете - то всех ты, изо всех - то, всех. 2547Да, изо всех и всех. Она. сено2029 И всё работал трактористом, его все обожали и любили, дак, слушаешь, надо ведь по сено, были коров - то держали все, у меня корова, у Кати, ну у всех коровы были. 2123Ну вот дак, наставим сено, а потом надо – то сено-то привезти коровушке – то. 2141Там искры там чёт сено, дак сама = сам поди живо загорит и пыхнет всё 2177Ну, сено накосят, вру = вручную, косами, ходили, я тоже косой косила было. 2203А сено ставили 2217 Не было портянок, ак сено положишь в лапти, потом - то стало уж, как с лесопункта - то ушла, тут стала я уж Таблица 1. Вторая форманта ударных гласных, восходящих к *ê. пфп.
8 Отчет (5) Bagplot По три слова на гласную, один носитель (pfp)
9 Отчет (6) Boxplot По три слова на гласную, один носитель (pfp)
10 Отчет (7) Согласное измерениям, не ясно, есть ли фонема – Согласно графику, Ф2 практически на одном уровне, медиана Ф1 у открытого ниже, однако диапазон значений для открытого шире – Связано с тем, что измерялось значение в середине звука? Есть ли различение за счет других признаков (движение контура Ф2/длительность/…)? В 84 случаях из 92 происходит переход *ě [и] в позиции C j VC j
11 Проблемы Сколько фонем в говоре (, )? Как отобразить разные реализации фонемы в рамках одного идиолекта? Как объяснить такой разброс (разные факторы)? Как найти результатам место в теории (2 системы vs. 1 система)?
12 Литература: как? Красовицкий А.М. «Артикуляционные сдвиги и нейтрализация гласных в Севернорусском наречии (на материале архангельского говора)» Коробейникова Т. Фонологический семинар «Эволюция вокалической системы и проблема звуковой вариативности» Мороз Г. Фонологический семинар «Нанайская вокалическая система: фонология, акустика, сингармонизм и ATR»
13 Красовицкий А.М. «Артикуляционные сдвиги и нейтрализация гласных в Севернорусском наречии (на материале архангельского говора)» (1) Верхняя Пёза (Мезенский район Архангельской области), соседние деревни Сафоново и Ёлкино Местные жители (в парах) читали и повторяли слова и выражения из списка 3 возрастные группы (8 дикторов): – Старшая ( ): 5 – Средняя (1968): 1 – Младшая (1992, 1995): 2 «Переход от последовательного различения к последовательной нейтрализации /а/ и /о/ в безударных слогах после твердых согласных»
14 Красовицкий А.М. «Артикуляционные сдвиги и нейтрализация гласных в Севернорусском наречии (на материале архангельского говора)» (2) Историческое изменение (перестройка фонологической системы) наблюдается в речи разных групп диалектов [Labov (1994), (2001), (2007), Labov и др. (2006), Аванесов (1950), Панов (1990), Ваахтера (2009)] Три типа дикторов (аллофоны в безударных): – Тип A: Последовательное различение /а/ и /о/ (1 старший) – Тип B: Непоследовательная нейтрализация /а/ и /о/ (4 старших) – Тип C: Регулярная нейтрализация /а/ и /о/ (средние и младшие)
15 Красовицкий А.М. «Артикуляционные сдвиги и нейтрализация гласных в Севернорусском наречии (на материале архангельского говора)» (3) Области рассеивания (Мартине 1960: 70): фонологические признаки, коррелирующие с зонами в артикуляционном пространстве Сближение областей рассеивания /о/ и /а/ (в т.ч. под ударением) развитие нейтрализации в безударных позициях Зона безопасности (тип А) vs. смыкание областей рассеивания (типы В и С): расширение области /а/ вверх, - и плавный переход Ослабление лабиализации
16 Красовицкий А.М. «Артикуляционные сдвиги и нейтрализация гласных в Севернорусском наречии (на материале архангельского говора)» (4) Ударные vs. Безударные аллофоны /о/ Дальнейшее расширение области рассеивания /о/ дальнейшее ослабление лабиализации Расположение областей рассеивания аллофонов /о/ и /а/ в ударных слогах коррелирует с оппозицией этих фонем в безударных
17 Коробейникова Т. Фонологический семинар «Эволюция вокалической системы и проблема звуковой вариативности» (1) Cело Кай и деревня Южаки, Верхнекамский район, Кировская область Три возрастные группы (11): – года (3 человека) – лет (3 человека) – лет (5 человек) Спонтанная речь + списки слов (+ вопрос к диктору, «перцептивный эксперимент») Сбор данных: скрипт (c) 2012 Sven Grawunder, MPI EVA, Leipzig Построение графиков на основе нормализованных формантных значений
18 Коробейникова Т. Фонологический семинар «Эволюция вокалической системы и проблема звуковой вариативности» (2) Стадии развития ударного вокализма: реконструированная система - переходные идиолекты - инновативные идиолекты Реконструированная система 1 тип (2 диктора) 2 тип (4 диктора) 3 тип (2 диктора) 4 тип (3 диктора) Красным выделены фонемы, нейтрализация которых в одной из позиций обязательна
19 Коробейникова Т. Фонологический семинар «Эволюция вокалической системы и проблема звуковой вариативности» (3) Правила субаллофонического варьирования: – Более слабая позиция – более закрытый ударный гласный – Спонтанная речь – более закрытый, список слов – более открытый – Благоприятное консонантное окружение (/о/ -губные, заднеязычные, [л], [l]; /е/ и /а/ - C j VC j ) – более закрытый – Меньшая длительность относительно средней длительности гласного – более закрытый
20 Коробейникова Т. Фонологический семинар «Эволюция вокалической системы и проблема звуковой вариативности» (4) Правила действовали следующим образом:
21 Коробейникова Т. Фонологический семинар «Эволюция вокалической системы и проблема звуковой вариативности» (4) Правила слабой позиции и стиля речи: в сильной позиции стоит отдельно произнесенное слово, как это и получается при прочтении списка слов. Одно ли это и то же? Кажется, наиболее оптимальная иерархия составлялась по базе данных Полезно бы было рассмотреть графики, в основе которых лежат разные признаки
22 Мороз Г. «Нанайская вокалическая система: фонология, акустика, сингармонизм и ATR» (1) График boxplot [Tukey 1975] - одномерное распределение вероятностей График bagplot или bivariate boxplot [Rousseeuw, Ruts, Tukey 1999]
23 Мороз Г. «Нанайская вокалическая система: фонология, акустика, сингармонизм и ATR» (2) Замеры Ф2 и Ф1. Проблема: что хорошо для одних гласных – плохо для других
24 Мороз Г. «Нанайская вокалическая система: фонология, акустика, сингармонизм и ATR» (2) Построение графика для каждого отдельного носителя
25 Выводы Представлять в виде областей рассеивания. При этом не просто точек, а с помощью графика boxplot (с выделением центра, периферии и выбросов) Диахронические процессы могут отражаться в синхронии (разные возрастные группы) Учет разных факторов – построение графиков для каждого из них (конкретный носитель, фонетическое окружение, фразовая позиция и т.п.)
26 План 1.Выбор вхождений 2.Замеры и их обработка 3.База данных (соответствие разным признакам) 4.Построение графиков
27 Выбор вхождений Рассмотренные слова + выбор новых, менее частотных слов Фонетическое окружение: – Избегать (или учитывать) контексты, сильно влияющие на форманты – Сходный контекст для и – C j VC j (и C j VC j ?)
28 Замеры и их обработка (1) Объединение звука и разметки (как?) Настройка формант в Praat (с учетом значений этих и других гласных звуков) (2) Запуск скрипта: сбор формант [Шешенин, Мороз]
29 Замеры и их обработка (2)
30 База данных EntryF1, HzF2, Hzphrspk… word pfp… word pfp… word avm… word avm… ……………… ОбозначениеРасшифровкаЗначения phrФразовая позиция0 – слабая, 1 – сильная spkИнформантpfp, avm, … …
31 Построение графиков (1) Метод – Проблема: стационарный участок (например, середина гласного) могут быть одинаковыми, а разница между фонемами достигается различным движением формант – Не статистическая репрезентация кривых, а отображение кривой движения формант Признак, лежащий в основе построения графиков
32 Построение графиков (2) 1.Построение отдельных графиков для Ф2 и Ф1: [Мороз]
33 Построение графиков (3) 2.Boxplot3.Bagplot
34 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.