Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЕвгений Щербинин
1 МЦФЭР «Образование» Особенности разработки образовательной программы ДОО с учетом ФГОС ДО К.Ю. Белая, канд, пед., наук, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО, заслуженный учитель РФ К.Ю. Белая, канд, пед., наук, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО, заслуженный учитель РФ
2 МЦФЭР «Образование» Особенности разработки образовательной программы ДОО с учетом ФГОС ДО Закон «Об образовании в Российской Федерации от г. 273-ФЗ является комплексным базовым документом, в котором сформулированы как общие положения, так и нормы, регулирующие отношения в отдельных подсистемах образования. « Система образования выстраивается с учетом федеральных государственных образовательных стандартов различного уровня. Образовательные программы определяют содержание образования. Они самостоятельно разрабатываются, утверждаются и реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность». Закон «Об образовании в Российской Федерации от г. 273-ФЗ является комплексным базовым документом, в котором сформулированы как общие положения, так и нормы, регулирующие отношения в отдельных подсистемах образования. « Система образования выстраивается с учетом федеральных государственных образовательных стандартов различного уровня. Образовательные программы определяют содержание образования. Они самостоятельно разрабатываются, утверждаются и реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность».
3 МЦФЭР «Образование» ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РОСИИ 1014 от «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» (Зарегистрировано в Минюсте России ) Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности Порядок Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении"приказ ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РОСИИ 1014 от «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» (Зарегистрировано в Минюсте России ) Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности Порядок Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении"приказ
4 МЦФЭР «Образование» ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Образовательная деятельность осуществляется в группах. Группы могут иметь обще развивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность. В образовательной организации могут быть организованы также: группы детей раннего возраста без реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет; группы по присмотру и уходу без реализации образовательной программы дошкольного образования для воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.
5 МЦФЭР «Образование» ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях. Семейные дошкольные группы могут иметь обще развивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации образовательной программы дошкольного образования. В группы могут включаться как воспитанники одного возраста, так и воспитанники разных возрастов (разновозрастные группы).
6 МЦФЭР «Образование» ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
7 МЦФЭР «Образование» ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных лечебно-оздоровительных мероприятий. В группах оздоровительной направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования, а также комплекс санитарно- гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур.
8 МЦФЭР «Образование» ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Образовательная организация может использовать сетевую форму реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающую возможность ее освоения воспитанниками с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. Использование сетевой формы реализации образовательных программ дошкольного образования осуществляется на основании договора между указанными организациями.
9 МЦФЭР «Образование» ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
10 МЦФЭР «Образование» ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Режим работы образовательной организации по пятидневной или шестидневной рабочей неделе определяется образовательной организацией самостоятельно в соответствии с ее уставом. Группы могут функционировать в режиме: полного дня (12- часового пребывания); сокращенного дня (8 - 10,5- часового пребывания); продленного дня ( часового пребывания); кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания. По запросам родителей (законных представителей) возможна организация работы групп также в выходные и праздничные дни.
11 МЦФЭР «Образование» Особенности разработки образовательной программы ДОО с учетом ФГОС ДО Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение задач, указанных в пункте 1.6. Стандарта. Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение задач, указанных в пункте 1.6. Стандарта.
12 МЦФЭР «Образование» ОБЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ Программа формируется как программа психолого- педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
13 МЦФЭР «Образование» ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Программа направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Программа направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
14 МЦФЭР «Образование» ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учётом Примерных программ. При разработке Программы Организация определяет продолжительность пребывания детей в Организации, режим работы Организации в соответствии с объёмом решаемых задач образовательной деятельности. Организация может разрабатывать и реализовывать в Группах различные Программы с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе Групп кратковременного пребывания детей, Групп полного и продлённого дня, Групп круглосуточного пребывания, Групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, в том числе разновозрастных Групп. Программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в Организации. При круглосуточном пребывании детей в Группе реализация программы осуществляется не более 14 часов. Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учётом Примерных программ. При разработке Программы Организация определяет продолжительность пребывания детей в Организации, режим работы Организации в соответствии с объёмом решаемых задач образовательной деятельности. Организация может разрабатывать и реализовывать в Группах различные Программы с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе Групп кратковременного пребывания детей, Групп полного и продлённого дня, Групп круглосуточного пребывания, Групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, в том числе разновозрастных Групп. Программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в Организации. При круглосуточном пребывании детей в Группе реализация программы осуществляется не более 14 часов.
15 МЦФЭР «Образование» Образовательная программа ДОО Структура образовательной программы как обязательного документа ДОО разрабатывается педагогическими коллективами в соответствии с приказом Минобрнауки России от «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». В ней три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Объём обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от её общего объёма; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%. Структура образовательной программы как обязательного документа ДОО разрабатывается педагогическими коллективами в соответствии с приказом Минобрнауки России от «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». В ней три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Объём обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от её общего объёма; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.
16 МЦФЭР «Образование» Целевой раздел образовательной программы В Целевом разделе выделяется два подраздела: 1. Пояснительная записка должна раскрывать: цели и задачи реализации Программы; принципы и подходы к формированию Программы; значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста. 2. Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья). В Целевом разделе выделяется два подраздела: 1. Пояснительная записка должна раскрывать: цели и задачи реализации Программы; принципы и подходы к формированию Программы; значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста. 2. Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья).
17 МЦФЭР «Образование» Содержательный раздел образовательной программы Второй содержательный раздел должен включать: а)описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учётом используемых вариативных примерных основных образовательных программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания; б)описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов; в)описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать выбранные различные направления, из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно. Второй содержательный раздел должен включать: а)описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учётом используемых вариативных примерных основных образовательных программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания; б)описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов; в)описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать выбранные различные направления, из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.
18 МЦФЭР «Образование» Содержательный раздел образовательной программы 2.8. «Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста: 1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда; 2) характер взаимодействия со взрослыми; 3) характер взаимодействия с другими детьми; 4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому» 2.8. «Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста: 1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда; 2) характер взаимодействия со взрослыми; 3) характер взаимодействия с другими детьми; 4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому»
19 МЦФЭР «Образование» Содержательный раздел образовательной программы «В содержательном разделе Программы должны быть представлены: а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик; б) способы и направления поддержки детской инициативы; в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников; г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы» «В содержательном разделе Программы должны быть представлены: а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик; б) способы и направления поддержки детской инициативы; в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников; г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы»
20 МЦФЭР «Образование» Содержательный раздел образовательной программы В содержательный раздел включаются материалы, связанные с проектированием, планированием и организацией текущей образовательной деятельности по образовательным областям. Каждая образовательная область может быть представлена в таблицах (перечень программ, технологий, пособий, отбор форм, методов, приемов, средств организации, соответствующих поставленным задачам и выбранным содержанием). Этот раздел специфичен даже для каждой возрастной группы, поэтому формы образовательной деятельности могут быть включены в перспективный план по каждой образовательной области по возрастным группам и отражать образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности. В содержательный раздел включаются материалы, связанные с проектированием, планированием и организацией текущей образовательной деятельности по образовательным областям. Каждая образовательная область может быть представлена в таблицах (перечень программ, технологий, пособий, отбор форм, методов, приемов, средств организации, соответствующих поставленным задачам и выбранным содержанием). Этот раздел специфичен даже для каждой возрастной группы, поэтому формы образовательной деятельности могут быть включены в перспективный план по каждой образовательной области по возрастным группам и отражать образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности.
21 МЦФЭР «Образование» Содержательный раздел образовательной программы КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА 1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы; 2) освоение детьми с ОВЗ Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА 1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы; 2) освоение детьми с ОВЗ Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
22 МЦФЭР «Образование» Организационный раздел образовательной программы Третий организационный раздел в соответствии с ФГОС ДО должен содержать описание материально- технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. Этот раздел также может состоять из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. В случае, если обязательная часть Программы соответствует примерной программе, она оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную программу. Обязательная часть должна быть представлена развёрнуто в соответствии с пунктом 2.11 Стандарта, если она не соответствует одной из примерных программ. Третий организационный раздел в соответствии с ФГОС ДО должен содержать описание материально- технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. Этот раздел также может состоять из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. В случае, если обязательная часть Программы соответствует примерной программе, она оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную программу. Обязательная часть должна быть представлена развёрнуто в соответствии с пунктом 2.11 Стандарта, если она не соответствует одной из примерных программ.
23 МЦФЭР «Образование» Организационный раздел образовательной программы В этом разделе предлагаем выделить семь подразделов и восьмой, если реализуется и коррекционная программа с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами. 1. Организация образовательного процесса и организационно- педагогические условия (режим работы организации, годовая модель образовательного процесса, система закаливающих и физкультурно-оздоровительных мероприятий; двигательный режим, особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников). Способы и направления поддержки детской инициативы (если в организации помимо основного организуется и дополнительное образование, например, включение внешних ресурсов социума, в котором находится организация). В этом разделе предлагаем выделить семь подразделов и восьмой, если реализуется и коррекционная программа с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами. 1. Организация образовательного процесса и организационно- педагогические условия (режим работы организации, годовая модель образовательного процесса, система закаливающих и физкультурно-оздоровительных мероприятий; двигательный режим, особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников). Способы и направления поддержки детской инициативы (если в организации помимо основного организуется и дополнительное образование, например, включение внешних ресурсов социума, в котором находится организация).
24 МЦФЭР «Образование» Организационный раздел образовательной программы 2. Материально-техническое обеспечение Программы Описание, позволяющее обосновать необходимые изменения в имеющихся условиях в соответствии с приоритетами основной образовательной программы при формировании госзадания (муниципального задания) Организации. 3. Кадровое обеспечение Схемы, таблицы и материалы о кадровом обеспечении образовательного процесса в ДОО. Важно обосновать необходимость введение дополнительных штатных единиц в соответствии с приоритетами основной образовательной программы при формировании госзадания (муниципального задания) Организации. 2. Материально-техническое обеспечение Программы Описание, позволяющее обосновать необходимые изменения в имеющихся условиях в соответствии с приоритетами основной образовательной программы при формировании госзадания (муниципального задания) Организации. 3. Кадровое обеспечение Схемы, таблицы и материалы о кадровом обеспечении образовательного процесса в ДОО. Важно обосновать необходимость введение дополнительных штатных единиц в соответствии с приоритетами основной образовательной программы при формировании госзадания (муниципального задания) Организации.
25 МЦФЭР «Образование» Организационный раздел образовательной программы 4. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения Описание дополнительных средств обучения и методических материалов, позволяющих обосновать их необходимость в образовательном процессе, для учета при формировании госзадания (муниципального задания) Организации. 5. Описание психолого-педагогических условий Эти условия представлены в примерной образовательной программе. Их можно взять за основу и при необходимости дополнить. 6. Описание развивающей предметно-пространственной и информационно-образовательной среды Эти материалы представлены в примерной образовательной программе. Их можно взять за основу и при необходимости дополнить 4. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения Описание дополнительных средств обучения и методических материалов, позволяющих обосновать их необходимость в образовательном процессе, для учета при формировании госзадания (муниципального задания) Организации. 5. Описание психолого-педагогических условий Эти условия представлены в примерной образовательной программе. Их можно взять за основу и при необходимости дополнить. 6. Описание развивающей предметно-пространственной и информационно-образовательной среды Эти материалы представлены в примерной образовательной программе. Их можно взять за основу и при необходимости дополнить
26 МЦФЭР «Образование» Организационный раздел о бразовательной программы 7. Описание условий для коррекционной работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами. Если осуществляется коррекционная работа, то необходимо представить описание условий для коррекционной работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, обеспечивающих реализацию Программы, позволяющее обосновать необходимые изменения в имеющихся условиях в соответствии с приоритетами основной образовательной программы при формировании госзадания (муниципального задания) Организации. 8. Финансовые условия реализации Программы. В основе могут быть использованы расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации примерной образовательной программы и при необходимости дополнить. 7. Описание условий для коррекционной работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами. Если осуществляется коррекционная работа, то необходимо представить описание условий для коррекционной работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, обеспечивающих реализацию Программы, позволяющее обосновать необходимые изменения в имеющихся условиях в соответствии с приоритетами основной образовательной программы при формировании госзадания (муниципального задания) Организации. 8. Финансовые условия реализации Программы. В основе могут быть использованы расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации примерной образовательной программы и при необходимости дополнить.
27 МЦФЭР «Образование» Образовательная программа ДОО Дополнительным разделом образовательной программы ДОО является текст её краткой презентации, которая должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления например, размещена на сайте образовательной организации. В краткой презентации Программы должны быть указаны: возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа ДОО, в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья, если Программа предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей; используемые Примерные образовательные программы; характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей. Дополнительным разделом образовательной программы ДОО является текст её краткой презентации, которая должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления например, размещена на сайте образовательной организации. В краткой презентации Программы должны быть указаны: возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа ДОО, в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья, если Программа предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей; используемые Примерные образовательные программы; характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.
28 МЦФЭР «Образование» ОФОРМЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ В случае если обязательная часть Программы соответствует примерной программе, она оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную программу. Обязательная часть должна быть представлена развёрнуто в соответствии с пунктом 2.11 Стандарта, в случае если она не соответствует одной из примерных программ. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы. В случае если обязательная часть Программы соответствует примерной программе, она оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную программу. Обязательная часть должна быть представлена развёрнуто в соответствии с пунктом 2.11 Стандарта, в случае если она не соответствует одной из примерных программ. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы.
29 МЦФЭР «Образование» Стандартизация образования. Преемственность дошкольного и начального общего образования Согласно ст. 11 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»( от ФЗ) федеральные государственные стандарты обеспечивают: 1) единство образовательного пространства Российской Федерации; 2) преемственность основных образовательных программ; 3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся; 4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.
30 МЦФЭР «Образование» Основные понятия стандарта «Стандарт – комплекс норм, правил, требований, которые устанавливаются на основе достижений науки, техники и передового опыта ФГОС - система основных параметров, которые принимаются в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала. ФГОС ДО отражает согласованные социально- культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня ДО, которые являются ориентирами для учредителей дошкольных Организаций, специалистов системы образования, семей
31 МЦФЭР «Образование» Преемственность дошкольного и начального образования как одно из условий перехода на ФГОС ДО
32 МЦФЭР «Образование» Преемственность дошкольного и начального образования Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием является одной из важнейших на современном этапе развития образования. В качестве главного условия непрерывного образования преемственность была впервые обозначена Коллегией Министерства Образования РФ в 1996 г. В этот период в развитии образования наблюдался всплеск интереса к данному вопросу и возможностям его решения, что отразилось в различных периодических изданиях.
33 МЦФЭР «Образование» Преемственность дошкольного и начального образования Сложность идеи преемственности, как плавного перехода от одного звена образования к другому, заключается в ее многоаспектности. Возможно, поэтому привычнее формулировка «проблема преемственности». Она включает содержательный, организационно-методический, психологический, юридичес кий, а также социально-экономический аспекты. На каждом из этапов образования понятие «преемственность» имеет свои задачи и свое содержание.
34 МЦФЭР «Образование» Преемственность дошкольного и начального образования Ведущим принципом преемственности на этапах дошкольного и начального образования является приоритет личностного развития (ранее знаний, умений, навыков). Это означает сохранение и дальнейшее развитие тех способностей ребенка, которые, по мнению А. В. Запорожца, составляют «золотой фонд личности». Автор имеет в виду наглядно-образное видение мира, способности к моделированию в познании, продуктивность воображения, сензитивность ко многим педагогическим воз действиям, отзывчивость, сопереживание и др.
35 МЦФЭР «Образование» Преемственность дошкольного и начального образования предполагает: непрерывность в обучении и воспитании ребенка; наличие общих и специфических целей для каждого возрастного периода; сохранение, развитие, качественное преобразование при переходе к новому состоянию
36 МЦФЭР «Образование» Психологические основы преемственности: дошкольник и младший школьник переживают общий единый период детства; формирование психических качеств, необходимых школьнику, следует осуществлять не вопреки тем качествам, которые характерны для дошкольника, а на их основе; сохранение детства как внутреннего состояния комфорта, защищенности, уверенности ребенка в своих силах; позиция субъекта деятельности, общения, познания
37 МЦФЭР «Образование» Психологическая теория стандарта начального образования Системно-деятельностный подход, формирование универсальных учебных действий (УУД).
38 МЦФЭР «Образование» УУД(универсальные учебные действия) ФГОС НО В широком значении – «умение учиться». В узком (собственно психологическом) определяется как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса
39 МЦФЭР «Образование» Концепция развития УУД Разработана на основе системно- деятельностного подхода / Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Н.Ф. Талызина и др. / Необходима для планирования образовательного процесса в ДОО и начальной школе и обеспечения преемственности образования
40 МЦФЭР «Образование» Системно-деятельностный подход основан на: видении обучения как движущей силы развития (обучение ведёт за собой развитие, т.е. ориентируется на зону ближайшего развития ребенка); понимании содержания образования как системы научных понятий; предположении, что содержание образования проектирует определённый тип мышления, благодаря чему обучение осуществляет ведущую роль в умственном развитии учащихся; понимании, что в основе усвоения знаний (системы научных понятий) лежит организация системы учебных действий; утверждения, что результатом обучения должно стать умение учиться (т.е. сформированность учебной деятельности); положении о том, что ведущая деятельность определяет возникновение и развитие главных психологических новообразований; выявление того, что предметом формирования должны стать действия, понимаемые как способы решения определенного класса задач
41 МЦФЭР «Образование» Деятельностный подход предполагает: наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимание того, что именно нужно выяснить, освоить); выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающего знания; выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретаемые знания; формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу; включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач
42 МЦФЭР «Образование» Проблемы преемственности: отсутствие единства в требованиях к достижениям ребенка при поступлении в школу; трудности родителей при выборе школы; готовность педагогических кадров к решению проблемы
43 МЦФЭР «Образование» Позитивные тенденции: планы работы всех уровней по обеспечению преемственности дошкольного и начального общего образования; обобщение и трансляция опыта работы в решении проблемы; усиление позиций психологической науки в практике образования
44 МЦФЭР «Образование» Стратегия образования Обеспечение качества образования – главная стратегическая установка в реформировании системы образования; Обеспечение непрерывности образования – условие достижения качества; Преемственность между всеми звеньями образования – основное средство обеспечения непрерывности
45 МЦФЭР «Образование» Ведущие принципы ФГОС принципы преемственности и развития ДОУНачальная школа Основная школа Старшая школа ВУЗ Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний; умение связать новые знания с жизненным опытом. Формирование у каждого ребенка умения учиться – учить СЕБЯ.
46 МЦФЭР «Образование» Преемственность содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не наличием или отсутствием у ребенка определенных знаний по образовательным областям, а развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки. Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.
47 МЦФЭР «Образование» Преемственность содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждом уровне образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка.
48 МЦФЭР «Образование» Цели и задачи непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста Общие цели непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста могут быть сформулированы как: воспитание нравственного человека; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие детей. Знания, умения и навыки рассматриваются в системе непрерывного образования в качестве важнейшего средства развития ребенка
49 МЦФЭР «Образование» Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач: На дошкольной ступени: приобщение детей к ценностям здорового образа жизни; обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения; развитие, инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению; формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности; развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста )
50 МЦФЭР «Образование» Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач: На ступени начальной школы: осознанное принятие ценностей здорового образажизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др.); желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию; инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности; совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования); специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств; индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.
51 МЦФЭР «Образование» Психолого-педагогические условия реализации непрерывного образования личностно ориентированное взаимодействие взрослых с детьми; предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности, партнера, средств и пр.; ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями); создание образовательной среды, способствующей эмоционально- ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности; формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; опора на игру при формировании учебной деятельности; сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных норм активности
52 МЦФЭР «Образование» Программное обеспечение преемственности ФГОС ДО и ФГОС НО Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) Утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования России г. Программы: «Преемственность» (Н.А. Федосова, Т.С. Комарова, Т.Я. Шпикалова и др.) «Предшкольная пора» (Журова Л.Е, Щербакова Е.И., Салмина Н.Г., Козлова С.А., Куликова Т.А., Виноградова Н.Ф.) и др.
53 МЦФЭР «Образование» «Преемственность» (Н.А. Федосова, Т.С. Комарова, Т.Я. Шпикалова и др.) Программа включает несколько подпрограмм: для работы с детьми 3–4 лет; для работы с детьми 5–7 лет; программа четырехгодичного курса обучения в начальной школе. Программа «Преемственность» состоит из обязательных курсов и курсов по выбору. К основным (обязательным) относятся: Здоровье и физическая культура; Зеленая тропинка; Искусство и культура; Родное слово; Математические ступеньки; Конструирование
54 МЦФЭР «Образование» «Преемственность» (Н.А.Федосова, Т.С. Комарова, Т.Я. Шпикалова и др.) Курсы (или программы), которые предлагают авторы-разработчики использовать по выбору, с учетом приоритетных направлений работы ДОУ: «Тонизирующая гимнастика»; «Театральное искусство»; «Декоративно-прикладное искусство»; «Прикладное искусство»; «Музыка». Программа рекомендована Министерством образования РФ.
55 МЦФЭР «Образование» «Предшкольная пора» (Журова Л.Е, Щербакова Е.И., Салмина Н.Г., Козлова С.А., Куликова Т.А., Виноградова Н.Ф.) и др. В ней выделяются пять разделов, отражающих основные линии развития ребенка-дошкольника в результате его обучения: «Познаем других людей и себя», «Познаем мир», «Учимся думать, рассуждать, фантазировать», «Учимся родному языку», «Учимся рисовать», «Играем и фантазируем».
56 МЦФЭР «Образование» «Предшкольная пора»(ЖуроваЛ.Е, ЩербаковаЕ.И., Салмина Н.Г., Козлова С.А., Куликова Т.А., Виноградова Н.Ф.) и др. Продолжительность обучения: 24 недели с октября по апрель. Общее число занятий 156: «Познаем других людей и себя» 24; «Познаем мир» 24; «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» 24; «Учимся родному языку» 36; «Учимся рисовать» 24; «Играем и фантазируем» 24 (проводится во время игрового часа).
57 МЦФЭР «Образование» Исходя из этого, программа «Предшкольная пора» построена не по областям знаний и не по учебным предметам (как в школьных программах), а в соответствии с логикой психического развития дошкольников: мышления, воображения, внимания, объяснительной речи; произвольности процессов; ценностного отношения к окружающему миру и к себе и др. Предшкольная пора» (Журова Л.Е, Щербакова Е.И., Салмина Н.Г., Козлова С.А., Куликова Т.А., Виноградова Н.Ф.) и др.
58 МЦФЭР «Образование» Изменение в системе оценивания Переход от оценки как инструмента контроля к оценке как инструменту управления качеством образования. Переход от констатирующей оценки к формирующей, определяющей саморазвитие. Переход от оценки исключительно предметной обученности к оценке образовательных результатов в целом, включая метапредметные результаты и личностное развитие. Главный вопрос – что ребенок умеет делать? Сформированность ключевых компетентностей
59 МЦФЭР «Образование» Спасибо за внимание !
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.