Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемНиколай Спирин
1 Управление образования Брянской городской администрации Муниципальнот общеобразовательнот учреждение «ГИМНАЗИЯ 5» г. Брянска , г.Брянск, микрорайон Московский, д.56, тел.: , , факс:
2 Час занимательной грамматики в 8 классе О словосочетании всерьез и в шутку. Презентацию подготовила Легоцкая Вера Сергеевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия 5» г.Брянска
3 Цель занятия: углубить знания учащихся о грамматической природе словосочетания. Задачи занятия: формировать речевые умения и навыки; стимулировать умственную деятельность учащихся, развивать внимание; воспитывать познавательный интерес к предмету.
4 Выбери меня, выбери меня… Из приведенных ниже сочетаний слов выберите только словосочетания. Устно аргументируйте ответ. Солнечный день, леса и парки, ребята трудятся, подъехать к станции, после уроков, в течение дня, были заняты, слово в слово, правильно и аккуратно, ради жизни, пройти мимо, книга интересна, потерять голову, рассматривать иллюстрации, конференция или семинар, удачливый конферансье.
5 Проверьте себя Солнечный день, леса и парки, ребята трудятся, подъехать к станции, после уроков, в течение дня, были заняты, слово в слово, правильно и аккуратно, ради жизни, пройти мимо, книга интересна, потерять голову, рассматривать иллюстрации, конференция или семинар, удачливый конферансье.
6 Игра «Четвертот лишнее» 1. Опытный наставник, первая стипендия, бабушкины советы, мечтать о счастье. 2. Желать здоровья, мой друг, вымыть руки, слушать экскурсовода. 3. Очень хороший, прийти поздно, разбудить брата, спорить горячо.
7 Проверьте себя 1. Опытный наставник, первая стипендия, бабушкины советы, мечтать о счастье. 2. Желать здоровья, мой друг, вымыть руки, слушать экскурсовода. 3. Очень хороший, прийти поздно, разбудить брата, спорить горячо.
8 Кто грамоте горазд, тому не пропасть! Распределите словосочетания по способам связи. Все ли примеры вы выписали? Большот желание, выразить желание, пять рублей, желание учиться, о трех случаях, где-то рядом, привычка читать, рядом с домом, идти в департамент, читать реферат, навстречу ветру.
9 Проверь себя! Большот желание Идти в департамент Желание учиться О трех случаях Выразить желание Где-то рядом Пять рублей Привычка читать Читать реферат
10 По щучьему велению, по мотму хотению… Измените словосочетания так, чтобы изменился способ связи. Измените согласование в управление: каменный дом, отцовская шапка, березовые листья. Измените управление в примыкание: рассказывать с восхищением, сделать с умыслом. Измените управление в согласование: время после обеда, туман перед рассветом, лучи солнца. Измените примыкание в согласование: говорить тихо, запасы на зиму, по-настоящему весело, рычать по-звериному.
11 Проверь себя! 1)Дом из камня, шапка отца, листья березы; 2)Рассказывать восхищенно, сделать умышленно; 3)Послеобеденнот время, предрассветный туман, солнечные лучи; 4)Тихий разговор, зимние запасы, настоящее веселье, зверинот рычание.
12 Физкультминутка
13 Викторина для очень умных детей 1. Может ли глагол согласовываться с именем существительным в роде? 2. Какая часть речи в именительном и винительном падежах управляет существительным, а в остальных падежах согласуется с ним? 3. Может ли прилагательнот управлять существительным, требуя творительного падежа без предлога? 4. Вспомните несколько глаголов, которые управляют не менее чем двумя именами существительными в разных падежах.
14 Что-то здесь не так… Проверьте, любые ли слова можно сотдинять друг с другом, чтобы получилось словосочетание? Установите причины лексической несочетаемости компонентов словосочетания. 1. Ужасно красивая – очень красивая; произвели обыск – произвели ремонт; отъявленный хулиган – отъявленный товарищ. 2. Красивот лицо – лицо кавказской национальности; благодарю за внимание – благодарю за беспокойство; порода овец – порода цветов.
15 Понаблюдаем… Лексическая несочетаемость компонентов словосочетаний часто умышленно используется в художественной литературе как средство воздействия на читателя. Укажите, где лексическая несочетаемость является средством создания комического, а где – приемом психологической характеристики? 1. В семье родилась тройня. Горе молодого счастливого отца не поддается описанию. (М.Зощенко) 2. «Я плавал, очень плавал», – произнес Врунгель. (В.Некрасов) 3. Он прекрасно делает из конины куриные котлеты. (Е.Шварц)
16 Проведем лингвистический эксперимент Запишите предложения, вставляя пропущенные второстепенные члены на месте многоточий. Попробуйте угадать оригинальный авторский вариант с лексической несочетаемостью компонентов словосочетания. 1. Маргарита шла по... саду. 2. А его голубь... облетает к_карнизы и б_локоны,... кушает п_л_жен_от зерно. 3. Зоя сидела одна на необитаемой скале, поросшей сосной и брусникой. Одна среди чужих,... бодрых людей, среди их радостных криков за обедом, сваренным из горохового концентрата. 4. Я снова будто впервые увидел ее, удивительную, с громадными черными косами, с... в глазах.
17 Сравните ваш вариант с авторским 1.М.Булгаков: «...по простуженному сквозному саду...». 2. Т.Толстая: «...научно облетает, грамотно кушает...». 3. Т.Толстая: «...оскорбительно бодрых...». 4. К.Воробьев: «...со свадьбой в глазах...».
18 Посочиняем? Посочиняем! Из приведенных ниже слов выберите одно, имеющее переноснот значение, и составьте образные, по возможности нестандартные словосочетания (стена: стоять стеной, стена недоверия и т.д.). Взгляд, шаг, озеро, гром, корень, рука, лес, зубы, почерк, сердце, солнце, ветер, урожай, цепь, радость, школа, звезда.
19 Посочиняем? Посочиняем! Представьте себе ситуацию: вы пришли в мебельный магазин, чтобы приобрести стол. Какой? Составьте и запишите словосочетания, называющие разные виды столов, из которых вы собираетесь выбрать нужный вариант. Зависимый член словосочетания может определять предмет, названный главным словом, по его отношению а) к материалу, из которого он сделан; б) к цвету; в) к форме; г) к размеру; д) к деталям, характерным для данного предмета; е) к его качеству; ж) к назначению.
20 Это должен знать каждый Если главный член словосочетания – имя существительнот (и, следовательно, называет предмет), зависимот слово при нем обозначает какой либо отличительный признак предмета, определяет его. Поэтому все указанные выше оттенки смысловых отношений между главным словом (именем существительным) и зависимым членом словосочетания можно обобщить и обозначить термином определительнот значение словосочетания. При этом роль определения выполняет зависимый член словосочетания.
21 Рефлексия Игра «Звонок маме» Позвоните маме и расскажите, чем запомнился вам наш урок занимательной грамматики, что особенно понравилось, что удалось, чему научились?
22 Домашнее задание Попробуйте дома составить веселые задания для своих одноклассников по теме «Словосочетание»
23 Список использованной литературы 1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. для учащихся.– М.: Просвещение, Купалова А.Ю. Материал для самостоятельной работы учащихся 8-го класса по теме «Словосочетание». «Русский язык», 22/ Курочкина М.В. Связь слов в словосочетании. «Русский язык», 24/ Малюгина В.А. Олимпиады по русскому языку: 7-8 классы.-М.: ВАКО, Тихонова В. Мотивация при изучении темы «Словосочетание» в 8 классе. «Русский язык», 42/2001.
24 Интернет-ресурсы jpg jpg jpg jpg jpg jpg jpg jpg
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.