Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемМарфа Перхурова
1 М.В. ЛОМОНОСОВ ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ЛИТЕРАТУРЫ 9 КЛАСС Подготовила Пикалева Ирина Германовна Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 143 с углубленным изучением отдельных предметов» Республика Татарстан, г. Казань
2 М.В. ЛОМОНОСОВ «…Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом» А.С. Пушкин
3 Биография Михаил Васильевич Ломоносов Родился 8 (19) ноября 1711 в деревне Мишлинская близ Холмогор Архангельской губернии в семье крестьянина-помора. Ходил с отцом на судах за рыбой в Белое море и Северный Ледовитый океан. Рано научился грамоте и к 14 годам прочел все книги, которые мог достать: "Арифметику" Магницкого, "Славянскую грамматику" Смотрицкого и "Псалтырь" Симеона Полоцкого. В декабре 1730 года ушел с рыбным обозом в Москву. деревне Мишлинская "Арифметика" Магницкого "Славянская грамматика" Смотрицкого "Псалтырь" Симеона Полоцкого
4 В январе 1731 года Ломоносов, выдав себя за дворянского сына, поступил в Московскую славяно- греко-латинскую академию, где получил хорошую подготовку по древним языкам и другим гуманитарным наукам. Латинский язык знал в совершенстве, впоследствии был признан одним из лучших латинистов Европы. В начале 1736 года как один из лучших студентов Ломоносов был направлен в университет при Петербургской академии наук, а осенью того же года - в Германию, в Марбургский университет, в котором 3 года обучался естественным и гуманитарным наукам. Московская славяно-греко-латинская академия Петербургская академия наук Марбургский университет
5 В 1739 году отправился во Фрайбург, где изучал химию и горное дело в Горной академии. К этому времени относятся первые поэтические и литературно- теоретические опыты. Ломоносов прислал в Россию "Письмо о правилах российского стихотворства" с приложенной к нему одой "На взятие Хотина", в которой практически подтверждал провозглашенные в "Письме" правила русского силлабо- тонического стихосложения. Последовательно и смело развивал идеи, впервые высказанные В. К. Тредиаковским, и утверждал силлабо- тоническую систему как "природную" для русского языка. В 1741 году Ломоносов вернулся в Россию. В 1742 году был назначен адъюнктом физического класса, а в профессором химии (академиком) Петербургской академии наук. Сразу повел борьбу против "неприятелей наук российских" из числа иностранцев. Творчество Ломоносова было исключительно разносторонним. В его работах получили освещение почти все отрасли современного ему естествознания, горного дела и металлургии, математики, истории, филологии, языкознания, искусства, литературы. Фрайбургский университет
6 В 1748 году он создал химическую лабораторию, в которой проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик, созданных в 1751 году. М.В. Ломоносов активно и успешно занимался астрономией, мореходным делом, краеведением, географией, метеорологией и другими науками. Ввел в употребление химические весы и заложил основы количественного анализа, опроверг флогистонную теорию горения, аргументы против которой позже изложил Лавуазье. В 1742 году Ломоносов впервые в России начал читать публичные лекции на русском языке в Академии наук. В 1755 году по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, "открытый для всех лиц, способных к наукам", а не только для дворян.
7 Главным сочинением Ломоносова по языку была "Российская грамматика", написанная в 1755 году и выдержавшая 14 изданий. Это была первая получившая широкую известность грамматика русского языка, созданная в России. Использовав ряд идей старославянской грамматики Мелетия Смотрицкого (ок ), Ломоносов высказал ряд оригинальных идей. Сохраняя некоторые архаичные представления (например, восходящую к латинскому эталону схему частей речи), ко многим вопросам подходил по-новому, в частности, отделяя звуки от букв и рассматривая физиологические и акустические свойства звуков. В "Грамматике" дается первая классификация основных диалектов (наречий) русского языка. Четко разграничены русский и церковнославянский языки, определяются их основные различия на различных уровнях организации звуковой системы.
8 Большое значение имело произведенное Ломоносовым стилистическое нормирование русского языка. Идеи о стилях русского языка Ломоносов впервые высказал в "Кратком руководстве к красноречию..." (1748); позднее писал об этом в "Российской грамматике" и более детально в сочинении "О пользе книг церковных в российском языке" (1758). Здесь Ломоносов создает получившую широкую известность концепцию "трех штилей" русского языка, призванную обосновать возможность и необходимость и при этом кодифицировать использование русского языка во всех функциональных стилях языкового общения. Согласно Ломоносову, каждый литературный жанр должен писаться в определенном "штиле": "высокий штиль" "потребен" для героических поэм, од, "прозаичных речей о важных материях"; средний - для стихотворных посланий, элегий, сатир, описательной прозы и др.; низкий - для комедий, эпиграмм, песен, "писаний обыкновенных дел". "Штили" упорядочивались прежде всего в области лексики, в зависимости от соотношения нейтральных (общих для русского и церковнославянского языков), церковнославянских и русских просторечных слов. "Высокий штиль" характеризуется сочетанием славянизмов с нейтральными словами, "средний штиль" строится на основе нейтральной лексики с добавлением некоторого количества славянизмов и просторечных слов, "низкий штиль" комбинирует нейтральные и просторечные слова.
9 Теория "трех штилей" оказала значительное влияние на развитие русского литературного языка во второй половине 18 века вплоть до деятельности школы Николая Михайловича Карамзина (с 1790-х годов), взявшей курс на сближение русского литературного языка с разговорным.
10 Поэтическое наследие Поэтическое наследие Ломоносова включает в себя философские оды-размышления "Утреннее размышление о Божием величестве" (1743) и "Вечернее размышление о Божием величестве" (1743), стихотворные переложения псалмов и примыкающую к ним "Оду, выбранную из Иова" (1751), дидактическое "Письмо о пользе стекла" (1752), незаконченную героическую поэму "Петр Великий" ( ), философский "Разговор с Анакреоном", героическую идиллию "Полидор" (1750), две трагедии, многочисленные стихи по случаю различных празднеств, эпиграммы, притчи, переводные стихи.
11 Оды – вершины поэтического творчества Вершиной поэтического творчества Ломоносова являются его оды, написанные им "на случай" - в связи с заметными событиями в жизни государства, например, к восшествию на престол императриц Елизаветы и Екатерины II. Ломоносов использовал торжественные поводы для создания ярких и величественных картин мироздания. Оды изобилуют метафорами, гиперболами, аллегориями, риторическими вопросами и другими приемами, создающими внутреннюю динамику и звуковое богатство стиха, проникнуты патриотическим пафосом, размышлениями о будущем России. Особенность поэтического мировоззрения Ломоносова подметил впоследствии Гоголь: "Сила восторга превратила натуралиста в поэта". императрица Елизавета императрица Екатерины II
12 Русский ученый-энциклопедист знал и ценил философское творчество Лейбница и Декарта. В то же время в своих гносеологических воззрениях Ломоносов стремился избегать крайностей сенсуализма, признавая исключительную роль рационального познания: "Те, кто, собираясь извлечь из опыта истины, не берет с собой ничего, кроме собственных чувств, по большей части должны остаться ни с чем, ибо они или не замечают лучшего и необходимейшего, или не умеют воспользоваться тем, что видят или постигают при помощи остальных чувств". Ученый не был склонен к мистицизму в понимании природы, утверждая, что "приписывать... физическое свойство тел божественной воле или какой- нибудь чудодейственной силе мы не можем". Лейбниц Декарт
13 Один из основоположников новой светской российской культуры, Ломоносов был убежден, что научное и культурное творчество требуют высокого нравственного и даже религиозного вдохновения.
14 Используемые материалы: М.В. Ломоносов – /s00/z /st005.shtml; uspeshnym.blogspot.com/2010/11/blog-post_19. html /s00/z /st005.shtmlhttp://virtmuseum.aonb.ru/z6/z6_gram.htmlhttp://parfenova-en101bud- uspeshnym.blogspot.com/2010/11/blog-post_19. html %80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0 %B5%D0%BC%D0%B8%D1%8F_%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA %80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0 %B5%D0%BC%D0%B8%D1%8F_%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA p1ai/content/reading/?SECTION_ID=120 p1ai/content/reading/?SECTION_ID= shtml html 0%93%D0%BE%D1%82%D1%84%D1%80%D0%B8%D0%B4_%D0%92%D0%B8%D0%BB%D1 %8C%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BC; 58; _v_lomonosova-dety/zanjatie-7. html 0%93%D0%BE%D1%82%D1%84%D1%80%D0%B8%D0%B4_%D0%92%D0%B8%D0%BB%D1 %8C%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BChttp://avkopeliovich.com/blog/ _v_lomonosova-dety/zanjatie-7. html html
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.