Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЮлия Чумакова
1 Литературоведческий анализ языка художественного произведения
2 Поэтическая лексика Слова, словесные обороты, которые использует поэт. Особые группы слов. Синонимы слова, различные по звучанию, но близкие по смыслу (это позволяет точнее выразить мысль, избегая повторов) Выхожу я один на дорогу; // Сквозь туман кремнистый путь блестит... Колокольчики мои, // Цветики степные! Антонимы слова, противоположные по значению. Они помогают лучше передать, изоб разить противоречия, противопоставить явления Белей лишь блеск, чернее тень. Они сошлись: волна и камень I/ стихи и проза, лед и пламень...V Архаизмы устаревшие слова и выражения, придающие речи торжественность Угас, как светоч, дивный гений... И в светлой гриднице, в кругу князей, бояр... Неологизмы новообразованные слова и выражения языка, отражающие новые понятия, явления или усиливающие выразительность речи Будет буря мы поспорим // И помужествуем с ней О, рассмейтесь, смехачи! Стоял Январь, не то Февраль, I/ Какой-то чертовый Зимарь
3 Тропы Эпитет художественное определение Тучка золотая; утес-великан; стоит одиноко; в пустыне чах лой и скупой. Вся комната янтарным блеском II Озарена... Сравнение сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого Глаза, как небо, голубые. Я жил, как деды, по старинке. Посмотрит рублем одарит. Река, как зеркало...
4 Аллегория (иносказание) изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы Ирония скрытая насмешка Забил снаряд я в пушку туго / / И думал: угощу я друга! // Постой-ка, брат, мусъю... Литота художественное преуменьшение Мальчик с пальчик, мужичок с ноготок Гипербола художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление В шар земной упираясь ногами, II Солнца шар я держу на руках Олицетворение изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ да ром речи, способностью мыслить и чувствовать Робко месяц смотрит в очи, // Изумлён, что день не минул... Осторожно.ветер // Из калитки вышел...
5 Овеществление уподобление явлений одушевленного мира неодушевленным предметам Гвозди б делать из этих людей: II крепче б не было в мире гвоздей Метафора скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются Деревья в зимнем серебре (деревья в снегу, как в зимнем серебре); безмолвен черный лес (безмолвны птицы в черном лесу); ель рукавом мне тропинку завесила (ель ветвью, как рукавом, мне тропинку завесила) Метонимия сближение, сопоставление понятий по смежно сти обозначаемых понятий, когда явление или предмет обозна чаются с помощью других слов и понятий Стальной оратор дремлет в кобуре (револьвер); вел мечи на пир обильный (вел воинов)
6 Поэтический синтаксис и интонационные фигуры Риторические вопросы, обращения, восклицания усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа Что ищет он в стране далекой? II Что кинул он в краю родном? Мой друг, отчизне посвятим II Души прекрасные порывы! Ах! уймись ты, буря! Повтор (рефрен) неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений Разновидности повторов: анафора, эпифора, градация, кольцо, стык Соловей мой, соловей, // Голосистый соловей! Не верь, не верь поэту, дева! Рано, рано осень... Мутно небо, ночь мутна О весна без конца и без края, II Без конца и без края мечта
7 Анафора единоначатие «Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем, Клянусь позором преступленья И вечной правды торжеством Эпифора единство концовок Струится нетихнущий дождь, томительный дождь... Градация своеобразная группировка определений либо по нарастанию, либо по ослаблению эмоционально-смысловой значимости Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым Антитеза противопоставление Черный вечер, белый снег. Ветер. Ветер Пропуск отдельных слов для придания фразе дополнительного динамизма Мы сёла в пепел! Града в прах! В мечи серпы и плуги
8 Сопоставление противоположностей Я царь, я раб, я червь, я бог Инвектива резкое обвинение (в противоположность панегирику восхвалению) А вы, надменные потомки... подлостью прославленных отцов Бессоюзие намеренный пропуск союзов Мелькают мимо будки, бабы, II Мальчишки, лавки, фонари, I/ Дворцы, сады, монастыри... Многосоюзие увеличение числа союзов между словами с целью замедлить речь вынужденными паузами, сделать ее выразительнее И волны теснятся, и мчатся назад, // И снова приходят, и о берег бьют... Параллелизм однородное синтаксическое построение предложений Твой ум глубок, что море, // Твой дух высок, что горы Инверсия нарушение общепринятого порядка слов, перестановка частей фразы И смертью чуждой сей земли не успокоенные гости... Где глаз людей обрывается ку-ций...
9 Поэтическая фонетика Аллитерация повторение согласных звуков Пушки с пристани палят... Пора, перо покоя просит... Ассонанс повторение гласных звуков Стало в комнате темно. Заслоняет слон окно. Или это снится сон? Динь-дон. Динь-дон Анафора единоначатие Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн...Я, говорит, не воин, Я, говорит, раздвоен, Я, говорит, расстроен Звукоподражание прямое и непрямое, т. е. имитация звуковых явлений подбором слов с однородными звуками О как, о как нам к вам, к вам, боги, не гласить (лягушки)Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши... Знакомым шумом шорох их вершин... Паронимия игра близкими по звучанию словами, когда случайное сходство звука используется для создания новой смысловой связи Леса лысы. // Леса обезлесели. Леса обезлисели
10 Слово с точки зрения происхождения Архаизмы вышедшие из употребления слова Ланиты щеки, очи глаза, перлы жемчуг, на тоце на поле, живот жизнь Славянизмы устаревшие слова, словосочетания и обороты речи, заимствованные из церковно-славянского и старославянского языков. Используются для придания речи художественной выразительности, экспрессивного звучания: торжественного или иронического, а также для создания исторического колорита. См. «Пророк» А. С. Пушкина. Отрывок «Ах ты, гой еси...» в поэме А. И. Безыменского «Трагедийная ночь». Беречь как зеницу ока, паче чаяния Многие славянизмы вошли в состав устойчивых фразеологических оборотов Диалектизмы местные слова, распространенные в ограниченной области Яр круча, черевички туфельки, баз двор
11 Профессионализмы слова, имеющие ограниченное рас пространение в какой-либо профессии Файл, директория, сидиром, зазипованный архивированный файл, скачать переписать Провинциализмы слова, передающие особенности провин циального говора, характерны для малокультурной речи Эфтот этот, вецер, церез, лу-цына («ц» вместо «ч»), корми-ти, пойти (кормить, поить) Жаргонизмы (арго) использование ненормативного условного языка Хаза притон, пушка, во-лын револьвер, телка девушка, бабки деньги Варваризмы иностранные слова, используемые в массовой литературе Мусье, мамзель, пардон, сорри Неологизмы новые (новообразованные) слова языка Компьютер, принтер, луноход, космонавт
12 Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный – Пора, красавица, проснись; Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела – А нынче... погляди в окно: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.