Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемГерман Ямщиков
1 Лексические средства художественной выразительности Составила Ляшенко Елена Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 7 города Алексеевки Белгородской области
2 Эпитет - ? Эпитет – троп, фигура, образное определение предмета. Отличается от простого определения художественной выразительности.
3 Найдите в примерах эпитеты На трепещущие листья Капли крупные летят, И печальных сосен кисти Чуть кивают ветру в лад. (Саша Черный) Куда ни обращаю взор, Кругом сияет мрачный бор И день права свои утратил. В глухой дали стучит топор, Вблизи стучит вертлявый дятел. (А. А. Фет)
4 Найдите в примерах эпитеты Я снова здесь, в семье родной, Мой край, задумчивый и нежный! Кудрявый сумрак за горой Рукою машет белоснежной. (С.А. Есенин) Пар полуденный, душистый Поднимается с земли... Что ж за звуки в серебристой Все мне чудятся дали? (А.Н. Майков)
5 Найдите в примерах эпитеты Куда ни обращаю взор, Кругом сияет мрачный бор И день права свои утратил. В глухой дали стучит топор, Вблизи стучит вертлявый дятел. (А. А. Фет)
6 Метафора -? Метафора – перенос наименования, основанный на сходстве вещей по форме, цвету, характеру движения.
7 Объясните значения метафор Отсталых туч над нами пролетает Последняя толпа. Прозрачный их отрезок мягко тает У лунного серпа. ( А. А. Фет ) Вся в пыли торчит щетина Придорожного хвоща. (Саша Черный)
8 Найдите примеры метафор Россия! В злые дни Батыя Кто, кто монгольскому потопу Возвел плотину, как не ты? (В. Я. Брюсов) «Золото, золото падает с неба!» Дети кричат и бегут за дождем... Полноте, дети, его мы с берем, Только с берем золотистым зерном В полных амбарах душистого хлеба! (А.Н. Майков) Топи да болота, синий плат небес. (С. А. Есенин) Ель рукавом мне тропинку завесила. (А. А. Фет)
9 Метонимия -? Метонимия –перенос названия с одного предмета на другой, смежный с ним, то есть близкий ему. Вид тропа, в котором одно слово или понятие заменяется другим, смежным.
10 Найдите примеры метонимии Уж верба вся пушистая Раскинулась кругом; Опять весна душистая Повеяла крылом. (А. А.. Фет) Не то на серебре на золоте едал. (А.С. Грибоедов) Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла все кипит. (А.С. Пушкин)
11 Синекдоха -? Синекдоха – замещение слова другим, находящимся с ним в отношении «меньше» - «больше».
12 Найдите примеры синекдохи Что с Вами, синий свитерок? В глазах тревожный ветерок. (А. Вознесенский) Борода! Что ты все молчишь? (А. П. Чехов.)
13 Найдите примеры синекдохи С вечера все спится, На дворе темно, Лист сухой валится, Ночью ветер злится Да стучит в окно. (А. А.. Фет)
14 Антономасия -? Антономасия – вид метонимии, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного( геркулес, мегера).
15 Эвфемизм -? Эвфемизм – замена грубого слова в контексте более мягким ( умер – уснул)
16 Канофемизм _? Канофемизм – замена мягкого слова более грубым (сеньки таращит).
17 Перифраза -? Перифраза – замена названия предмета описанием его признаков ( город на Неве – Петербург).
18 Сравнение - ? Сравнение – троп, при котором характеристика одного предмета даётся через сопоставление его с другим предметом.
19 Найдите примеры сравнений Раненым медведем мороз дерёт. Н.Асеев Тускнеют угли. В полумраке Прозрачный вьётся огонёк. Так плещет на багряном маке Крылом лазурным мотылёк. А.А.Фет
20 Найдите примеры сравнений А сосны гнутся, как живые, И так задумчиво шумят… И, словно стадо птиц огромных, Внезапно ветер налетит И в сучьях спутанных и тёмных Нетерпеливо прошумит. И.С. Тургенев
21 Найдите примеры сравнений Стихи мои! Свидетели живые За мир пролитых слёз! Родитесь вы в минуты роковые Душевных гроз И бьётесь о сердца людские, Как волны об утёс. Н.А. Некрасов
22 Найдите примеры сравнений Воздух чист, как молитва ребёнка; И люди, как вольные птицы, живут беззаботно. М.Ю. Лермонтов Облаком волнистым Пыль встаёт вдали; Конный или пеший – Не видать пыли! А.А. Фет
23 Олицетворение -? Олицетворение (персонификация) – разновидность метафоры, присвоение предметам неживой природы свойств живых существ.
24 Найдите примеры олицетворений Вешних дней минутныйй грозы, Воздух чист, свежей листы… И роняют тихо слёзы Ароматные цветы. А.А. Фет Отговорила роща золотая Берёзовым весёлым языком. С.А. Есенин
25 Найдите примеры олицетворений Вешних дней минутныйй грозы, Воздух чист, свежей листы… И роняют тихо слёзы Ароматные цветы. А.А. Фет Отговорила роща золотая Берёзовым весёлым языком. С.А. Есенин
26 Найдите примеры олицетворений Тропами потаёнными, глухими, В лесные чащи сумерки идут. Засыпанные листьями сухими, Леса молчат – осенней ночи ждут. И.А. Бунин Улыбнулись сонные берёзки Растрепали шёлковые косы. С.А. Есенин
27 Гипербола - ? Гипербола – фигура, состоящая в чрезмерном преувеличении того, о чём говорится.
28 Найти примеры гиперболы Но я люблю – за что, не знаю сам – Её степей холодное молчанье, Её лесов безбрежных колыханье, Разливы рек её, подобные морям… М.Ю. Лермонтов Редкая птица долетит до середины Днепра. Н.В. Гоголь
29 Литота - ? Литота – фигура, состоящая в чрезмерном преуменьшении того, о чём говорится.
30 Найти примеры литоты Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. Н.А. Некрасов И шествуя важно, в спокойствии чинном Лошадку ведёт под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах… а сам с ноготок! Н.А. Некрасов
31 Оксюморон -? Оксюморон – сочетание несочетаемого
32 Найдите оксюморон Таинственно шумит лесная тишина, Незримо по лесам поёт и бродит Осень… Темнеет день за днём, - и вот опять слышна Тоскующая песнь под звон угрюмых сосен. И.А. Бунин
33 Найдите оксюморон Унылая пора! Очей очарованье, Приятна мне твоя прощальная краса- Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса. А.С. Пушкин Звучит земля – последнее оружье – Сухая влажность черноземных га. О. Мандельштам
34 Найдите оксюморон Убогая роскошь наряда Н.А. Некрасов Кому сказать, с кем поделиться Той грустной радостью, что я остался жив. С.А. Есенин
35 Список литературы 1. Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения: Учебное пособие. – М.: Флинта, Наука, – 248 с. 2. Злобина Т.А. Читаем стихи: Учимся чувствовать, понимать, анализировать. – М.: Вербум-М, – 141 с. 3. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. – М.: Айрис-пресс, – 224 с. 4. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов: Кн. для учащихся – М.: Просвещение, – 208 с. 5. Францова Н.В., Доронина, Генералова Н.С. Литература. Анализ эпизода. Анализ стихотворения. – М.: Изд-во «Экзамен», – 352 с.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.