Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемГригорий Носаев
1 Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в ДОУ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления 151» г. Саратова Автор: педагог-психолог Ефимова Светлана Николаевна
2 Основные принципы сопровождения развития ребенка: рекомендательный характер советов сопровождающего: ответственность за решение проблемы остается за ребенком, его родителями, педагогами, близким окружением;рекомендательный характер советов сопровождающего: ответственность за решение проблемы остается за ребенком, его родителями, педагогами, близким окружением;
3 «быть на стороне ребенка»: специалист сопровождения стремится решать каждую проблему с максимальной пользой для ребенка, даже если ребенок виноват в ней сам;
4 непрерывность сопровождения: ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы; сопровождение прекращается, если проблема решена или подход к ее решению очевиден; дети, находящиеся под постоянным воздействием факторов риска, например хронически больной ребенок, ребенок-сирота, должны быть обеспечены непрерывным сопровождением в течение всего периода их становления;непрерывность сопровождения: ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы; сопровождение прекращается, если проблема решена или подход к ее решению очевиден; дети, находящиеся под постоянным воздействием факторов риска, например хронически больной ребенок, ребенок-сирота, должны быть обеспечены непрерывным сопровождением в течение всего периода их становления;
5 мультидисциплинарность сопровождения предполагает согласованную работу команды специалистов, включенных в единую организованную модель и владеющих единой системой методов;мультидисциплинарность сопровождения предполагает согласованную работу команды специалистов, включенных в единую организованную модель и владеющих единой системой методов; автономность: специалисты автономны от давления извне в ситуациях принятия решения.автономность: специалисты автономны от давления извне в ситуациях принятия решения.
6 Эффективность сопровождения достигается его системностью и включает: диагностический этап (осознание сути проблемы ее носителей и потенциальных возможностей решения);
7 поисковый этап (сбор необходимой информации о путях и способах решения проблемы, доведение ее до всех участников проблемной ситуации, создание условий для осознания информации самим ребенком);
8 консультативно-проективный этап (обсуждение со всеми заинтересованными лицами вариантов решения проблемы, построение прогнозов эффективности, выбор методов, распределение обязанностей по реализации решения, определения сроков исполнения и возможности корректировки планов);
9 деятельностный этап (оказание помощи педагогу и ребенку в реализации плана, привлечении внешних специалистов);
10 рефлексивный этап (осмысление результатов деятельности по решению проблемы, он может быть заключительным в решении индивидуальной проблемы; или стартовым в проектировании специальных методов предупреждения и коррекции массовых проблем, имеющихся в образовательном учреждении).
11 Задачи, содержание и формы сопровождения развития ребенка определяются: содержанием психического развития детей определенного возраста;
12 социальной ситуацией развития каждого конкретного ребенка, т.е. специфическим сочетанием внешних социальных условий и его внутренних процессов развития (например, особенностями семейной микросреды, условиями жизни, спецификой воспитания и обучения в образовательном учреждении);
13 индивидуальными проблемами и достижениями в развитии конкретного ребенка.
14 Основные линии развития детей раннего возраста: знакомство с предметами и их функциями; общение и совместная деятельность со взрослым; освоение предметных действий;
15 восприятие становится предметным; происходит освоение навыков самообслуживания; зарождаются предпосылки и элементы трудовой деятельности;
16 появляются своеобразные формы игровой деятельности (предметные действия с игрушками); появляются новые виды деятельности ребенка: рисование, конструирование, лепка, аппликация;
17 происходит освоение самостоятельной речи; развивается эмоциональная сфера ребенка; формируются социальные эмоции;
18 развивается любознательность; создается основа для нравственного развития;
19 личный опыт существенно влияет на появление индивидуальных различий в психическом развитии детей; происходит становление самосознания ребенка.
20 Выготский Л.С. выделил симптомы кризиса трех лет, которые делают ребенка трудновоспитуемым: негативизм поведение ребенка идет вразрез с тем, которое предлагают ему взрослые; он не хочет выполнять требуемое только потому, что это предложил взрослый;
21 упрямство ребенок настаивает на выполнении своего требования не потому, что этого очень хочет, а потому, что он это требует;
22 строптивость реакция, направленная против норм воспитания, против сложившегося образа жизни;
23 своеволие, своенравие тенденция к самостоятельности; стремление к деспотизму желание проявить деспотическую власть над окружающими (в семье с единственным ребенком);
24 ревность ревнивое отношение к другим детям (в семье с несколькими детьми).
25 Модель психолого-педагогического сопровождения развития ребенка раннего возраста Цель сопровождения состоит в том, чтобы создать психолого- педагогические условия для оптимизации хода психического развития ребенка, а также обеспечить профилактику нарушений процесса социализации.Цель сопровождения состоит в том, чтобы создать психолого- педагогические условия для оптимизации хода психического развития ребенка, а также обеспечить профилактику нарушений процесса социализации.
26 Принципы, необходимые для организации сопровождения детей раннего возраста: принцип деятельного участия, принцип проживания, принцип открытости.
27 Задачи сопровождения развития ребенка раннего возраста: стимулирование развития свойственных возрасту психологических новообразований, а также предпосылок тех психических функций и видов деятельности, которые будут развиваться в дошкольном возрасте;стимулирование развития свойственных возрасту психологических новообразований, а также предпосылок тех психических функций и видов деятельности, которые будут развиваться в дошкольном возрасте;
28 обеспечение формирования психических функций, определяющих в данном возрасте продуктивное взаимодействие с окружающим;обеспечение формирования психических функций, определяющих в данном возрасте продуктивное взаимодействие с окружающим; содействие становлению адаптивного поведения в разнообразных социальных ситуациях.содействие становлению адаптивного поведения в разнообразных социальных ситуациях..
29 Психологическая характеристика процесса адаптации ребенка к условиям ДОУ Адаптация это реакция организма и психики на меняющиеся условия среды.
30 Адаптацию необходимо рассматривать не как пассивное приспособление к меняющимся условиям, а как процесс выработки новых форм и способов активности, обеспечивающих эффективность деятельности в изменяющихся условиях и сохранение своего психофизического благополучия.
31 Адаптация направлена на поддержание равновесия организма и среды в новых для ребенка условиях. Изменения, происходящие в процессе адаптации, затрагивают все уровни организма и психики.
32 Поэтому все адаптационные возможности и адаптационные изменения необходимо рассматривать на трех уровнях: психофизиологическом, индивидуально- психологическом и социально- психологическом.
33 Новые условия, характеризующие ДОУ, можно условно разделить на три группы: 1. Условия, связанные с новой организацией взаимодействия со взрослым.1. Условия, связанные с новой организацией взаимодействия со взрослым. 2.Условия, связанные с новой организацией среды.2.Условия, связанные с новой организацией среды. 3. Условия взаимодействия с ровесниками.3. Условия взаимодействия с ровесниками.
34 Этапы адаптации детей к ДОУ 1 этап – негативистский или депрессивный; 2 этап – псевдо адаптация; 3 этап – подлинная адаптация.
35 Для успешной адаптации необходимо организовать удовлетворение основных потребностей ребенка, как органических (в отдыхе, пище и пр.), так и социальных (доверительных контактах и сотрудничестве со взрослым, познании, признании, одобрении и т.п.), в новой среде и новыми средствами. Для успешной адаптации необходимо организовать удовлетворение основных потребностей ребенка, как органических (в отдыхе, пище и пр.), так и социальных (доверительных контактах и сотрудничестве со взрослым, познании, признании, одобрении и т.п.), в новой среде и новыми средствами.
36 Принципы организации взаимодействия с ребенком: педагогическое воздействие следует за направлением внимания ребенка;педагогическое воздействие следует за направлением внимания ребенка; используются естественные, повседневно возникающие ситуации;используются естественные, повседневно возникающие ситуации;
37 приоритет косвенного влияния через правильно организованную обстановку, пространство;приоритет косвенного влияния через правильно организованную обстановку, пространство; усвоение правил протекает в игровой форме;усвоение правил протекает в игровой форме;
38 обучение и воспитание включено во взаимодействие ребенка и взрослого с учетом естественных образцов общения ребенка и родителей.обучение и воспитание включено во взаимодействие ребенка и взрослого с учетом естественных образцов общения ребенка и родителей.
39 Требования к организации взаимодействия: взрослый организует действия поочередно с ребенком; взрослый называет предметы, игрушки, когда ребенок на них смотрит, действует, держит в руках;
40 взрослый поддерживает все проявления активности ребенка, откликается на стремление ребенка к вниманию взрослого; создание коммуникативных пауз, выбор темпа разговора с учетом состояния ребенка;
41 организация эмоционально насыщенных игровых ситуаций; профилактика и торможение отрицательных эмоций.
42 Приемы торможения отрицательных эмоций: переключение; игры с песком, водой; игры с бытовыми предметами; пальчиковые игры, сжимание пальцев (игрушки-пищалки);
43 спонтанные, раскрепощающие движения (надувать щеки, рвать бумагу, топать ногами); игры с озвученными игрушками (бубен, барабан, погремушка и пр.).
44 Требования к проведению адаптационных игр: игру повторяют в течение дня несколько раз;игру повторяют в течение дня несколько раз; при введении новой игры знакомые игры повторяют;при введении новой игры знакомые игры повторяют;
45 задачи предыдущего раздела программы при их освоении включают в последующий раздел при введении новых задач;задачи предыдущего раздела программы при их освоении включают в последующий раздел при введении новых задач; знакомые игровые ситуации включают в бытовые процессы;знакомые игровые ситуации включают в бытовые процессы;
46 игры и бытовые процессы каждодневно дополняют приемами торможения отрицательных эмоций;игры и бытовые процессы каждодневно дополняют приемами торможения отрицательных эмоций;
47 за единицу взаимодействия с ребенком игру можно повторять несколько раз, но прекращать до того, как у него к ней пропал интерес; при желании ребенка игра возобновляется;за единицу взаимодействия с ребенком игру можно повторять несколько раз, но прекращать до того, как у него к ней пропал интерес; при желании ребенка игра возобновляется;
48 продвижение в освоении каждой игры для каждого ребенка организуют индивидуально, по количеству повторений;продвижение в освоении каждой игры для каждого ребенка организуют индивидуально, по количеству повторений;
49 при повседневном использовании игр учитывают состояние ребенка в конкретный момент взаимодействия, поэтому возможно возвращение к играм, которые ранее были освоены.при повседневном использовании игр учитывают состояние ребенка в конкретный момент взаимодействия, поэтому возможно возвращение к играм, которые ранее были освоены.
50 Требования к организации образовательного пространства: определение достаточного места для ходьбы, бега, игры с мячами, каталками; создание комплекта предметов для торможения отрицательных эмоций; соединение игровых уголков с реальными бытовыми ситуациями;
51 зрительное уменьшение пространства (расположение мебели не по периметру, а так, чтобы образовались «комнатки»); включение в среду предметов, сделанных мамой; предметов обихода из дома.
52 Программа психодиагностики, профилактики и преодоления дезадаптации ЗАДАЧИ: анализ конкретного единичного случая в контексте новых изменившихся условий (типичных для дошкольного образовательного учреждения);
53 выявление причин дезадаптации и нарушения эмоционально- личностной сферы ребенка;
54 оценка психоэмоционального состояния ребенка в начале периода адаптации и через месяц посещений дошкольного образовательного учреждения.
56 Психолого-педагогическая диагностика развития ребенка раннего возраста: в диагностический комплекс входят программа психолого- педагогической оценки развития детей 2-3 лет и описание методик,
57 диагностирующих центральные линии психического развития в раннем детстве и предполагающих выделение и шкалирование базовых показателей психического развития, которые и являются критериями для его психолого- педагогической оценки.
58 Каждая методика изложена по схеме: название, в котором отражается ее цель;название, в котором отражается ее цель; алгоритм ее проведения;алгоритм ее проведения; обработка данных с выделением параметров, их градаций; их шкальные оценки в виде баллов;обработка данных с выделением параметров, их градаций; их шкальные оценки в виде баллов; диагностики;диагностики;
59 интерпретация, предлагающая выделение уровня развития в соответствии с целью.интерпретация, предлагающая выделение уровня развития в соответствии с целью.
64 Принципы работы педагога-психолога с детьми раннего возраста: ориентация на специфику возраста, интересы и возможности детей 2 – 3 лет; приоритет развивающей работы над коррекционной и диагностической;
65 содержательное сотрудничество с педагогами и взаимодополнительность функций педагога и психолога; связь с родителями, повышение их психолого- педагогической компетентности и вовлечение их в педагогический процесс.
66 Нам представляется, что с учетом данных принципов и при наличии соответствующей квалификации, можно разнообразить имеющиеся и создавать новые формы работы психологической службы раннего возраста.
67 Список используемой литературы: 1). Афонькина Ю.А. Психолого- педагогическое сопровождение в ДОУ развития ребенка раннего возраста. – М.: АРКТИ, – 80 с. 2).Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / авт.-сост. Н.В. Соколовская. – Волгоград: Учитель, – 188 с.
68 3).Сотникова В.М., Ильина Т.Е. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», – 80 с. 4).Первые шаги. Материалы московского городского конкурса «Первые шаги» (Модель воспитания детей раннего возраста) 2001 – 2002 года. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, – 392 с.
69 5).Смирнова Е.О. Ребенок – взрослый – сверстник (Методические рекомендации). – М.: МГПУ, – 140 с. Автор фотоматериалов: Ефимова С. Н.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.