Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемinf-online.ru
1 Урок русского языка в 8 классе
2 «Народная физиономия языка» … фразеологизмы составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и самобытное, самородное богатство. В.Г.Белинский (предупреждение ошибок, связанных с употреблением фразеологизмов)
4 дело исключительной важности худой не к чему придраться плохаябыстрообсуждатьобязательноблизко напрасный, тщетный призыв очень опытный человек уверенно безликий, безвольный человек обмануть очень мало дальний родственник бездельничать вопрос жизни и смерти – кожа да кости – комар носа не подточит – куриная память - на всех парусах – перемывать косточки – хоть кровь из носу – рукой подать – глас вопиющего в пустыне - стреляный воробей – как рыба в воде – ни рыба ни мясо – обвести вокруг пальца – кот наплакал - седьмая вода на киселе – гонять лодыря –
5 Фразеология Фразеология – особый раздел лингвис - тической науки. Слово фразеология происходит от двух греческих слов: phrasis – «оборот», logos – «учение». Этим термином называют весь состав устойчивых словосочетаний в языке. Отдельные выражения называ- ются фразеологическими оборотами, или фразеологизмами.
6 Словари и справочники
7 Источники возникновения фразеологизмов Устное народное творчество Мифология Библия Трудовая деятельность человека Творчество поэтов и писателей
8 Авгиевы конюшни (сильно засоренное, загрязненное или захламленное место, обычно помещение, где все валяется в беспорядке)
9 Ахиллесова пята (слабая сторона, уязвимое место)
10 Ариаднина нить Ариаднина нить (путеводная нить, способ выйти из трудного, запутанного положения)
11 Троянский конь (дар врагу с целью его погубить, обманное действие)
12 Прометеев огонь (стремление к достижению высоких целей, к борьбе с засильем зла )
13 Выберите из слов в скобках те, которые обычно используются в составе приведенных фразеологизмов 1. Писать как ( лев, курица, собака ) лапой.левкурицасобака 2. (Медвежья, собачья, волчья) услуга. 3. Открыть (Африку, Австралию, Америку). 4. Заморить (мужичка, судачка, червячка). 5. (Нарисовать, зарубить, начертить) на носу.
14 Выберите из слов в скобках те, которые обычно используются в составе приведенных фразеологизмов 1. Писать как ( лев, курица, собака ) лапой. Писать как курица лапой – неразборчиво, так, что нельзя понять. 2. (Медвежья, собачья, волчья) услуга.Медвежьясобачьяволчья 3. Открыть (Африку, Австралию, Америку). 4. Заморить (мужичка, судачка, червячка). 5. (Нарисовать, зарубить, начертить) на носу.
15 Выберите из слов в скобках те, которые обычно используются в составе приведенных фразеологизмов 1. Писать как ( лев, курица, собака ) лапой. Писать как курица лапой – неразборчиво, так, что нельзя понять. 2. (Медвежья, собачья, волчья) услуга. Медвежья услуга – неловкая помощь, услуга, причиняющая только вред. 3. Открыть (Африку, Австралию, Америку).АфрикуАвстралиюАмерику 4. Заморить (мужичка, судачка, червячка). 5. (Нарисовать, зарубить, начертить) на носу.
16 Выберите из слов в скобках те, которые обычно используются в составе приведенных фразеологизмов 1. Писать как ( лев, курица, собака ) лапой. Писать как курица лапой – неразборчиво, так, что нельзя понять. 2. (Медвежья, собачья, волчья) услуга. Медвежья услуга – неловкая помощь, услуга, причиняющая только вред. 3. Открыть (Африку, Австралию, Америку). Открыть Америку – сообщать о чем-то известном. 4. Заморить (мужичка, судачка, червячка).мужичкасудачкачервячка 5. (Нарисовать, зарубить, начертить) на носу.
17 Выберите из слов в скобках те, которые обычно используются в составе приведенных фразеологизмов 1. Писать как ( лев, курица, собака ) лапой. Писать как курица лапой – неразборчиво, так, что нельзя понять. 2. (Медвежья, собачья, волчья) услуга. Медвежья услуга – неловкая помощь, услуга, причиняющая только вред. 3. Открыть (Африку, Австралию, Америку). Открыть Америку – сообщать о чем-то известном. 4. Заморить (мужичка, судачка, червячка). Заморить червячка – перекусить, слегка утолить голод. 5. (Нарисовать, зарубить, начертить) на носу.Нарисоватьзарубитьначертить
18 Выберите из слов в скобках те, которые обычно используются в составе приведенных фразеологизмов 1. Писать как ( лев, курица, собака ) лапой. Писать как курица лапой – неразборчиво, так, что нельзя понять. 2. (Медвежья, собачья, волчья) услуга. Медвежья услуга – неловкая помощь, услуга, причиняющая только вред. 3. Открыть (Африку, Австралию, Америку). Открыть Америку – сообщать о чем-то известном. 4. Заморить (мужичка, судачка, червячка). Заморить червячка – перекусить, слегка утолить голод. 5. (Нарисовать, зарубить, начертить) на носу. Зарубить на носу – крепко запомнить на будущее.
19 Вставьте слова, всегда употребляющиеся в составе фразеологических оборотов, объясните их значение Дрожит… Выводить… Беречь… Держать… очень сильно трясется обычно от страха, волнения как осиновый лист (очень сильно трясется обычно от страха, волнения) разоблачать, уличать в чем- либо на чистую воду (разоблачать, уличать в чем- либо) бдительно, заботливо, тщательно как зеницу ока (бдительно, заботливо, тщательно) возможны варианты
20 В «Фразеологическом словаре русского языка» приводится 31 устойчивое выражение со словом «держать»
21 1. На короткой ноге – в близких, дружеских отношениях. 2. Вставать с левой ноги – быть в мрачном, дурном настроении, в раздраженном состоянии. 3. Со всех ног – очень быстро, стремительно. 4. Уносить ноги – поспешно уходить, убегать, исчезать. 5. Ни ногой – совсем не ходит, не ездит куда-либо, не бывает у кого-либо или где-либо. 6. Ноги не будет – кто-либо никогда не придет, перестанет посещать кого-либо, бывать где-либо.
22 Найдите здесь четвертый лишний фразеологизм, объясните свой выбор : Слово в слово Вилами на воде писано Тютелька в тютельку Комар носа не подточит
23 Попробуйте найти антонимическую пару Коломенская верста Воспрянуть духом Ни зги не видно Ни в дудочку ни в сопелочку Повесить нос От горшка два вершка И швец, и жнец, и в дуду игрец Как кошка с собакой Душа в душу Хоть иголки собирай
24 Попробуйте найти антонимическую пару Коломенская верста Воспрянуть духом Ни зги не видно Ни в дудочку ни в сопелочку Повесить нос От горшка два вершка И швец, и жнец, и в дуду игрец Как кошка с собакой Душа в душу Хоть иголки собирай
25 Тестовое задание на поиск и исправление ошибок в употреблении фразеологизмов
26 A. НА СУББОТНИКЕ АНДРЕЙ РАБОТАЛ НЕ СКЛАДАЯ РУК. (_ 3 _) B. В НАШЕМ КЛАССЕ САМЫЙ УМНЫЙ АРТЕМ. ОН У НАС О ДВУХ ГОЛОВАХ. (_ 2 _) C. ЖИЗНЬ ВХОДИТ В НОРМАЛЬНУЮ КОЛЕЮ. (_ 4 _) D. ЗА ЭТОТ ВЕЧЕР КОСТЯ ПРОЧИТАЛ КНИГУ ОТ КОРКИ ДО КОРКИ. (_ 1 _) E. Я ПРИШЕЛ В МАСТЕРСКУЮ РАБОТАТЬ, А НЕ В БАКЛУШИ ИГРАТЬ. (_ 4 _) F. МЫ УСПЕШНО ЗАВЕРШИЛИ ЧЕТВЕРТЬ. НАШ КЛАСС ПРОДЕЛАЛ БОЛЬШОЙ СИЗИФОВ ТРУД. (_ 2 _) G. ТРУДНО В ПОХОДЕ С НАТАШЕЙ: ОНА ПРОСТО КИСЕЛЬНАЯ БАРЫШНЯ. (_ 3 _) H. Я ДУМАЮ, ЧТО ТВОЯ ПРОБЛЕМА ВЫЕДЕННОГО ЯЙЦА НЕ СТОИТ. (_ 1 _) 1) нет ошибок в употреблении фразеологизма 1) нет ошибок в употреблении фразеологизма 2) ошибка: непонимание фразеологизма 2) ошибка: непонимание фразеологизма 3) ошибка: искажение словесного состава фразеологизма 3) ошибка: искажение словесного состава фразеологизма 4) ошибка: смешение двух фразеологизмов в одном 4) ошибка: смешение двух фразеологизмов в одном
27 … фразеологизмы составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и самобытное, самородное богатство. В.Г. Белинский В.Г. Белинский
28 Назовите литературное произведение, автора, а также раскройте значение фразеологизмов. 1. У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки и леса синие верхушки – французы тут как тут! 2. Пора нам, Тетка, делом заняться. Довольно тебе бить баклуши. Я хочу из тебя артистку сделать. 3. Артемий Филиппович. С тех пор как я принял началь- ство, - может быть, вам покажется даже невероятным, - все как мухи выздоравливают. 4. –Слушай, брат Андрей Гаврилович: коли в твоем Володьке будет путь, так отдам за него Машу; даром, что он гол как сокол. Внимание! СокОл – старинное стенобитное орудие, представлявшее собой совершенно гладкую чугунную болванку, закрепленную на цепях.
29 Внимательно прочитайте отрывок и определите, в каком предложении и с какой целью используется фразеологический оборот
30 (1)Однажды маленький Саша Пушкин написал стихотворную шутку на французском языке и дал прочесть ее своему гувернеру французу Русло.(2) Гувернер осмеял стихи и их автора. (3) Мальчик крепко обиделся и обиду свою сохранил надолго. (4) Спустя несколько лет Пушкин подарил своему отцу собачку. (5) На вопрос Сергея Львовича, как же звать песика, озорник ответил: «Русло!» (6) Таково семейное предание, хранившееся у потомков сестры поэта Ольги Сергеевны Павлищевой. (7) В семье пса стали звать не Русло, а Руслан, в честь героя поэмы «Руслан и Людмила», которой вся фамилия Пушкиных гордилась. (8) Пес был добр, его любили все домашние и слуги. (9) Сам Сергей Львович был от него без ума. (10) Куда бы он ни направился, куда бы ни поехал, Руслан был всегда с ним. (11) В 1824 году Сергей Львович заказал художнику свой портрет, на котором он изображен вместе с верным Русланом. С.Гейченко
31 Белое золото – хлопок трактор верблюд Стальной конь – Корабль пустыни –
32 Голубые береты – Пятый океан – десантники небо
33 Перифраза (от гр. peri - вокруг, phraso - говорю ) - один из художественных тропов: замена названия предмета или явления описанием существенных, определяющих его черт и признаков, создающих в нашем представлении яркую жизненную картину. Перифразы способствуют донесению информации в образ- ной форме, наиболее доступной для восприятия. Фото словаря
35 Домашнее задание. оздайте текст, употребив в нем как можно больше фразеологических оборотов. С оздайте текст, употребив в нем как можно больше фразеологических оборотов.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.