Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВасилий Петряев
1 С-Петербург, Зеленогорск 2013 Государева Потешная Палата Автор презентации – преподаватель по классу аккордеона и баяна Кравченко Эльвира Ивановна Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств 13 Курортного района»
2 К концу XV века было создано централизованное государство – Московская Русь. Это время было ознаменовано подъёмом духовной жизни русского народа. Развивалось певческое и инструментальное искусство, а при дворе московских князей традиционной забавой была «потеха» с участием скоморохов, для которой впоследствии и была создана «Государева потешная палата». Старая Москва. Картина А. Васнецова
3 В царствование Михаила Романова, взошедшего на престол в 1613 году, Потешная палата представляла собой уже как бы особое ведомство, «к которому принадлежали все потешники и все лица, имевшие во дворце потешное значение». Многочисленный штат, состоящий из русских «весёлых» людей скоморохов и иноземных потешников, занимался организацией различных развлечений при дворе. Государь Михаил Фёдорович
4 Слепой домрачей из Потешной палаты развлекает в покоях царицу и её детей
5 Наибольшего расцвета Потешная палата достигла в царствование Алексея Михайловича, который, следуя веяниям нового времени, поддерживал светское искусство при дворе. Главной темой было воспевание благоденствия страны и долга царя, призванного заботиться о своих подданных. Государь Алексей Михайлович
6 Теремной дворец. В его подклете в XVII веке располагалась Потешная палата. Здесь происходила большая часть княжеских увеселений, хранилась «потешная утварь и рухлядь».
7 На таких цимбалах играли в Потешной палате Потешная палата была местом, где собрались профессиональные музыканты, композиторы, мастера музыкальных инструментов. Они стали больше общаться, состязаться, делиться опытом. Тогда же получило развитие ансамблевое и оркестровое исполнительство.
8 Церковь резко отрицательно относилась к светским развлечениям царей, справедливо усматривая в шутках скоморохов и куплетах домрачеев и бахарей угрозу своему благополучию. Ведь они высмеивали глупых попов, жадных купцов да спесивых бояр. Патриарх московский Иоасаф, положивший конец скоморошеству и Потешной палате.
9 Восстание в Москве в 1648 г. Картина Э. Лисснера Но Алексей Михайлович любил Потешную палату, и только череда бунтов, в первую очередь, Соляной бунт в 1646 году и Московское восстание в 1648, заставила его наложить запрет на скоморохов и музыкальные инструменты.
10 К сожалению, все архивы «Государевой Потешной Палаты» погибли, и мы не знаем, каких высот достигло музыкально-театральное исполнительство на Руси в XVI-XVII веках. Но в вокальном жанре «государевы певчие дьяки» заложили основы отечественной певческой школы и в дальнейшем развили её, превратив в национальную гордость русского народа. Трехголосная партитура строчного пения. Рукопись 17 в.
11 Увы, искусство инструменталистов «Потешной палаты» не только не получило продолжения, а наоборот, вскоре было задушено властью церкви и самодержавного государства. Игра на музыкальных инструментах считалась «грехом равным пьянству», а тех, кто был почитателем этого искусства, духовенство причисляло к язычникам, богохульникам. «Бесовские инструменты» отбирали и сжигали. Скрыпотчик, цимбалист, трубник и домрачей (скрипач, цимбалист, трубач и домрист)
12 Несмотря на то, что Потешная палата просуществовала менее века, она оказала заметное влияние на развитие русской культуры. Она подготовила почву для возникновения русского театра, открыла путь светской музыке и создала основу профессионального служения искусству. Фрагмент фрески с изображением скоморохов из Софии Киевской
13 Со времени упразднения Потешной палаты прошло более трёх с половиной веков, но интерес к её музыкантам и актёрам не ослабевает. До сих пор известны многие имена: Богдан Путята, Любим Иванов, Томила Михайлов Бесов... И, может быть, мы ещё услышим слова, произносившиеся ими в финале каждого действа: «Ей, ей, ей. Ей! Великая Москва с нами ся весели!». Концерт белорусских цимбалисток. Наши дни.
14 Список использованной литературы 1. Забелин И.Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. – М., Россия: Энциклопедический словарь. – Л.: Лениздат, Искусство. Энциклопедический словарь школьника. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, Белкин А.А. Русские скоморохи. – М.: Издательство «Наука», Интернет-источники 1. Государство после Смуты veka_novoselcev_saxarov_i_dr/rossiya-posle-smuty// 2. Скоморохи и церковь. Скоморохи в памятниках письменности / Сост. З.И. Власова, Е.П. Фрэнсис (Гладких). СПб.: Нестор-История, 2007, с
15 Слайд 2.А. Васнецов. Старая Москва. Слайд 3. Государь Михаил Фёдорович Слайд 4. Домрачей Слайд 5. Государь Алексей Михайлович html Слайд 6. Теремной дворец Слайд 7.Цимбалы. Слайд 8. Патриарх Иоасаф. Слайд 9.Э. Лисснер. Восстание в Москве в 1648 г. feodalizma.html Слайд 10. Трехголосная партитура строчного пения. Рукопись 17 в. htm Слайд 11.Скрыпотчик, цимбалист, трубник и домрачей php Слайд 12. Фрагмент фрески с изображением скоморохов из Софии Киевской Слайд 13. Концерт белорусских цимбалисток.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.