Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемНиколай Наточиев
1 Урок 1 Автор Скворцова Т, Н., учитель литературы МБОУ УСОШ 2 им. Сергея Ступакова г. Удомли Тверской области
2 1. Вводный тест по литературе за курс средней школы (5-8 класс) 2. Беседа об искусстве, художественной литературе, их роли в жизни человека, о том, что изучалось в предыдущих классах, какие произведения особенно запомнились и почему. 3. Знакомство учащихся с учебником «Литература. 9 класс», пособием «Читаем, думаем, спорим... Дидактические материалы по литературе. 9 класс», «Российской школьной хрестоматией. 9 класс» (сост. В. И. Коровин, В. Я. Коровина), «Хрестоматией художественных произведений Литература. 9 класс» (сост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин). 4. Чтение статьи «Слово к девятиклассникам», знакомство с высказыванием В. Г. Белинского. Беседа. 5. Домашнее задание.
3 1 Искусство по своей природе А) рационально Б) эмоционально В) сочетает в себе и рациональное, и эмоциональное 2 Действующее лицо художественного произведения называется А) образ Б) персонаж В) тип 3 Есть ли разница между понятиями «образ» и «персонаж»? А) да Б) нет В) в зависимости от жанра 4 Тема произведения – это А) главная идея Б) объект отражения В) конкретная описанная ситуация 5 Идея произведения – это А) то, что хотел сказать автор Б) нравственный «урок» произведения В) главная обобщающая мысль произведения 6 Могут ли на одной теме раскрываться разные проблемы А) да Б) нет В) на этот вопрос нет однозначного ответа 7 Композиция – это А) последовательность событий и действий Б) движение произведения от завязки к развязке В) последовательность частей и элементов произведения Вводный тест по литературе за курс средней школы (5-8 класс)
4 8 Завязка – это А) момент возникновения или обнаружения конфликта Б) начало произведения В) первое появление главного героя 9 Сюжет – это А) основное содержание произведения Б) последовательность событий и действий В) последовательность всех элементов произведения 10 В основе сюжетного действия лежит А) композиция Б) конфликт Б) фабула 11 Литературные род – это А) эпос, лирика, драма Б) роман, трагедия, эпиграмма В) политический роман, социальная драма, философская элегия 12 Что такое литературные жанры? А) группы произведений внутри литературных родов, отличающихся общностью формальных и содержательных признаков Б) результат формальной классификации литературных произведений по различным признакам В) то же самое, что литературные роды 13 Для определения жанра существенным признаком является А) проблематика произведения Б) его тематика В) время создания произведения
5 Ключи ВБАБВАВАВБААА
6 Какие литературные произведения, изучаемые ранее, вам понравились, запомнились? Почему? Перескажите особенно понравившиеся эпизоды из прочитанных произведений, дайте характеристику героям, прочитайте стихотворные произведения. Какие произведения не понравились, и их, по вашему мнению, не стоит изучать в рамках школьной программы? Какие произведения из списка книг для чтения летом были прочитаны? Какие приемы работы на уроке вам особенно нравятся? 1) ответы на вопросы учителя по тексту произведений или учебника 2) обмен мнениями о прочитанном 3) викторина 4) групповая работа на уроке 5) работа в парах 6) конкурсы 7) составление планов по статье учебника 8) составление сравнительной характеристики персонажей 9) практическая работа по анализу текста 10) самостоятельная работа 11) просмотр учебных фильмов и музыкальных произведений в связи с изучаемым материалом 12) чтение и разбор в классе ваших собственных сочинений Что дают вам уроки литературы?
7 Девятый класс завершает основное общее образование, поэтому авторы считают необходимым как можно шире познакомить учащихся с произведениями русской литературы, включив в учебное пособие в соответствии с программой наиболее значительные тексты. Авторы старались отобрать важнейшие из них, не загружая учебник обилием теоретических и критических статей и высказываний, помочь осмыслить особенности творчества писателей, приобщить к самостоятельному чтению, к работе в библиотеках. Лучший способ овладеть читательским мастерством – индивидуальное знакомство с художественными текстами и критическими материалами при подготовке к сообщению, беседе, докладу, сочинению. Для этого необходимо активное участие каждого на уроках литературы, во внеклассной работе – в организации вечера, конкурса, литературной викторины.
8 «Изучить поэта значит не только ознакомиться, через усиленное и повторяемое чтение, с его произведениями, но и перечувствовать, пережить их... Пережить творения поэта значит переносить, перечувствовать в душе своей все богатство, всю глубину их содержания, пере- болеть их болезнями, перестрадать их скорбями, переблаженствовать их радостью, и торжеством, их надеждами. Нельзя понять поэта, не будучи некоторое время под его исключительным влиянием, не полюбив смотреть его глазами, слышать его слухом, говорить его языком». Б е л и н с к и й В. Г. Сочинения Александра Пушкина. Белинский в 1843 году. Художник К. Горбунов
9 УЧЕБНИК-ХРЕСТОМАТИЯ ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Авторы-составители В. Я. Коровина, И. С. Збарский, В. И. Коровин Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации 8-е издание МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2002 В учебнике-хрестоматии главы о «Слове о полку Игореве», русской литературе XVIII века, М. Ломоносове, Г. Державине, Н. Карамзине, В. Жуковском, К. Батюшкове, И. Крылове, К.Рылееве, А. Пушкине, М. Лермонтове, Н. Некрасове, Ф. Тютчеве, А. Фете, А. Блоке, С.Есенине, Н. Заболоцком, В. Маяковском, М. Цветаевой, А. Ахматовой, А. Твардовском, И.Бунине, романсах подготовленыВ. Я. Ко р о в и н о и; главы о Д. Фонвизине, А. Грибоедове, И. Тургеневе, А. Чехове, М. Горьком, М. Булгакове, М.Шолохове подготовлены И. С. 3 б а р с к и м; главы о Н. Гоголе, А. Островском, Л. Толстом, Ф. Достоевском, о поэзии XIX века, о стихотворении А. Твардовского «Я убит подо Ржевом...», о поэзии XX века подготовлены В. И. Коровиным.
10 СОДЕРЖАНИЕ Слово к девятиклассникам Древнерусская литература «Слово о полку Игореве». Пер. Н. Заболоцкого Русская литература XVIII века Классицизм Михаил Васильевич Ломоносов Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого na- верного сияния Ода на день восшествия на Всероссийский престол ее Величества го- сударыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года Гавриил Романович Державин Властителям и судиям. Снигирь. Задумчивость. Памятник.. Денис Иванович Фонвизин Недоросль Николай Михайлович Карамзин Сентиментализм Бедная Лиза. Осень. Берег
11 Шедевры русской литературы XIX века Александр Сергеевич Грибоедов Горе от ума И. А. Гончаров. Мильон терзаний Поэзия XIX века Романтизм Александр Сергеевич Пушкин К портрету Жуковского. К портрету Вяземского. Сожженное письмо. «Храни меня, мой талисман». «Если жизнь тебя обманет...». Призна- ние. Кипренскому. Ты и вы. Цветок. «На холмах Грузии лежит ночная мгла...». Мадона. «Я вас любил...». Пророк. Арион. Анчар, Поэт. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» Реализм Евгений Онегин (отрывки) Михаил Юрьевич Лермонтов Смерть Поэта. «Нет, я не Байрон...». «Поцелуями прежде считал...». Нищий. «Я жить хочу...». 1-е января. Родина. Пророк. «Выхожу один я на дорогу...». «Нет, не тебя так пылко я люблю...». «Я не хочу, чтоб свет узнал...». «Расстались мы...». «Есть речи...». Предсказание. Мо- литва Герой нашего времени. Княжна Мери
12 Николай Васильевич Гоголь Шинель (в сокращении) Федор Иванович Тютчев Летний вечер. Цицерон. Осенний вечер. «Еще томлюсь тоской жела- ний...». «Над этой темною толпой...». «Умом Россию не понять...». «Нам не дано предугадать...». «Она сидела на полу...». «Есть в осени перво- начальной...» Афанасий Афанасьевич Фет «На заре ты ее не буди...». «Я пришел к тебе с приветом...». «Какая ночь! Как воздух чист...». «Шепот, робкое дыханье...». «Это утро, ра- дость эта...». «Я тебе ничего не скажу...». «Какая грусть! Конец аллеи...» Александр Николаевич Островский Бедность не порок (отрывок) Николай Алексеевич Некрасов В дороге. «Ты всегда хороша несравненно...». «Я не люблю иронии твоей...». «Мы с тобой бестолковые люди...». «Внимая ужасам войны...» Кому на Руси жить хорошо (отрывки)
13 Иван Сергеевич Тургенев Первая любовь Федор Михайлович Достоевский Белые ночи (отрывок) Лев Николаевич Толстой Юность (главы из повести) Антон Павлович Чехов Анна на шее (в сокращении) Литература XX века Иван Алексеевич Бунин Темные аллеи Максим Горький Макар Чудра Александр Александрович Блок «Ветер принес издалека...». «Ушла. Но гиацинты ждали...». Заклятие огнем и мраком. В ресторане. «Как тяжело ходить среди людей...». «О доблестях, о подвигах, о славе...». «О, я хочу безумно жить...»
14 Сергей Александрович Есенин «Вот уж вечер...». «Гой ты, Русь моя родная...». «Край ты мой заброшенный...». «Под соломой-ризою...». «Разбуди меня завтра рано...». «Отговорила роща золотая...». «Письмо к женщине». «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..». «До свиданья, друг мой, до свиданья...». «Не жалею, не зову, не плачу...» Владимир Владимирович Маяковский А вы могли бы?.. Нате!.. Послушайте!.. Люблю (Отрывок). Прозаседавшиеся Марина Ивановна Цветаева «Моим стихам, написанным так рано...». «Идишь, на меня похожий...». Бабушке. «Мне нравится, что вы больны не мной...». «С большою нежностью...». Стихи о Москве. Стихи к Блоку. Из цикла «Ахматовой». Родина Михаил Афанасьевич Булгаков Собачье сердце Николай Алексеевич Заболоцкий Я не ищу гармонии в природе. О красоте человеческих лиц. Где-то в поле возле Магадана. Можжевеловый куст. Завещание
15 Анна Андреевна Ахматова Цикл «В Царском Селе». Сероглазый король. Из книги «Четки». Из книги «Белая стая». Молитва. Из книги «Подорожник». Из книги «An- no Domini». Из книги «Тростник» Седьмая книга. Из книги «Ветер войны» Михаил Александрович Шолохов Судьба человека Александр Трифонович Твардовский Урожай. Весенние строчки. Страна Муравия (Отрывки). «Я убит подо Ржевом...» Романсы и песни на слова русских писателей XIX и XX веков... Зарубежная литература Французский классицизм Ж а н- Б атист Мольер Мещанин во дворянстве (Сцены)
16 Какие впечатления у вас от разделов учебника, писателях, произведениях? Оцените роль автора, редактора, художника вашего учебника.
17 Какова роль вопросов, заданий, литературоведческих и справочных материалов, очерков, статей? (поможет освоению темы) Какую роль могут сыграть портреты писателей, иллюстрации к произведениям? Какие произведения и имена писателей для вас совершенно новы, а какие давно известны?
18 Повторите материал по древнерусской литературе, изученный в предыдущих классах: «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» ( Тест) «Поучение» Владимира Мономаха. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (Тест) «Сказание о Кожемяке» «Сказание о белгородском киселе» «Повесть о Шемякином суде» «Житие Сергея Радонежского» (Тест)
19 В защиту живого слова: Сб. статей / Сост. В. Я. Коровина. Л., Коровина В. Я., Коровин В. И., Збарский И. С. Литература. 9 класс. Учебник- хрестоматия. М.; Просвещение, Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы по литературе: 9 кл. / Авт-сост. Коровина В. Я., Коровин В. И., Збарский И. С. - М.; Просвещение, 2004.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.