Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВладислав Молоснов
1 Автор: Скворцова Т. Н., учитель МХК и литературы высшей категории МБОУ УСОШ 2 им. Сергея Ступакова г. Удомли Тверской области
2 В Средние века архитектура становится главным видом искусства, подчиняющим себе другие виды искусства. Стили архитектуры: 1. Романский (XI-XII вв.) 2. Готический (XIII-XV вв.)
3 Средневековый храм был единственным общественным зданием, куда приходили не только для молитвы, но и чтобы узнать последние новости. Со ступеней храмов провозглашались важнейшие городские и королевские указы. Их колокольни служили надёжным ориентиром всем идущим издалека путникам. Возведение храма – важное явление в жизни средневекового города Самое распространённое сооружение X-XII века – античная римская базилика, положившая начало романскому стилю архитектуры. Термин «романский стиль» ввёл в начале XIX века Арсисс де Комо, установивший связь архитектуры XIXII веков с древнеримской архитектурой (в частности, использование полуциркульных арок, сводов). В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Однако он вошёл во всеобщее употребление. Основной вид искусства романского стиля архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы).
4 Схема романского храма в разрезе Массивные башни с шатровыми вершинами; толстые стены узкими окнами, почти лишенные украшений; простота и строгость линий, подчеркивающих устремленность вверх, внушали мысль о бессилии человека и помогали верующему сосредоточиться на происходящем богослужении Ясность силуэта, преобладание горизонталей, спокойная, суровая сила романского зодчества были ярким воплощением религиозного идеала этого времени, говорившем о грозном всемогуществе божества. Одну из важнейших особенностей романской архитектуры составляет употребление сводов для потолочных покрытий.
5 В соответствии с идеологией христианства романский храм делился на три части: притвор (в Западной Европе его называют нартекс), корабли или нефы и алтарь. При этом символически эти части уподоблялись человеческому, ангельскому и божественному мирам; или телу, душе и духу. Восточная (алтарная) часть храма символизировала рай и была посвящена Христу; западная - ад и была посвящена сценам Страшного Суда; северная - олицетворяла смерь, мрак, зло; а южная - посвящалась Новому Завету. В то же время сам Христос говорил, что он есть путь, истина и жизнь. И потому проход верующего от западного портала (входа в храм) к алтарю символизировал путь его души из мрака и ада к свету и раю. В романских соборах вход устраивали часто не в западной стене храма, а в северной. Тогда и путь верующего пролегал из смерти и зла к добру и вечной жизни
6 Церковь Святого Михаила в Хильдесхайме Германия, XI-XIIвека Собор в Вормсе гг.
7 Бамбергский собор, восточный фасад с двумя башнями и полигональными хорами Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами. Несущие в себе оборонительное назначение. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок- крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм кубов, призм, цилиндров.
8 Если романский стиль в архитектуре - это время рыцарских замков и странствующих мастеров, то готика отмечает начало бурного расширения городов. Город быстро рождает новые, ранее невиданные типы здания: биржу, таможню, рынок, суд, больницу, склад и т.д. Окончательно складывается в тот период и тип городской ратуши. Теперь это двух- или трехэтажное здание с галереей в нижнем этаже, с парадными залами для городского совета и суда - во втором, с подсобными помещениями - в третьем. Символом независимости города становится сторожевая башня ратуши - беффруа.
9 Схема готического храма в разрезе Церковь Сен-Шапель в Париже (XIII век)
10 Городской собор с XIII века становится не только местом богослужения. И на площади перед собором, и в самом соборе происходят диспуты, читаются лекции, разыгрываются театральные представления. Собор теперь должен был вмещать почти все сильно возросшее население города. Трудно найти подходящие слова, чтобы описать впечатления от готического собора. Они высоки и тянутся к небу бесконечными стрелами башен и башенок, вимпергов, фиалов, заостренных арок. Вся воздушность, вся сказочность готического строения имеет рациональную основу: она вытекает из каркасной системы постройки.
11 Готика не изменила назначения собора, который по-прежнему остался местом богослужений. Но готика была связана с новой конструкционной системой - каменным каркасом, т.е. взаимосвязанными каменными стержнями. Это позволило "прорубить" в соборах большие окна и практически растворить стену в пространстве воздуха. Этому же способствовала и стрельчатая арка, т.е. две арки, скрещивающиеся под углом и облегчающие готическую конструкцию. Промежутки между опорными столбами теперь повсеместно заполняются витражами - красочными мозаичными окнами, во многом заменившими готике и иконопись и скульптуру. Наружние каркасы усиливали рельефную выразительность здания, подчеркивая его устремленность вверх. Человек чувствовал себя маленьким рядом с огромным собором или внутри его, но храм не подавлял верующего. Напротив, стрельчатые арки, башни и башенки с остроконечными шпилями, сотни, а иногда и тысячи статуй на фасадах и внутри здания - все это влекло взор и мысли человека вверх, к Богу. Готический собор в Кутансе, Франция
12 Собор Парижской Богоматери Реймсский собор Шартрский собор Отметьте общие черты французской готики.
13 Кёльнский собор готический собор в Кёльне (Германия). Строительство: гг., гг. Высота метров, самое высокое зданием мира с 1880 по 1884 год. Занимает третье место в списке самых высоких церквей мира.. Амьенский собор самый большой из французских соборов Сравните Кёльнский собор в Германии и французский собор в Амьене. Имеются ли различия в их внешнем облике?
14 Дворец Дожей · Венеция, Италия Дворец дожей - резиденция дожа до падения Венецианской республики. В I797 общественный дворец и место отправления правосудия. Символ венецианской цивилизации, ее культурной, военной, политической и экономической истории. Все исторические периоды представлены в структурных и декоративных элементах: от античных основ оригинального комплекса до готики. Залы, посвященные политической жизни, украшены полотнами Веронезе, Тинторетто и великих мастеров эпохи Возрождения.
15 Внутренний двор · Дворец Дожей · Венеция, Италия Какие элементы готики использованы в оформлении архитектурного облика сооружения?
16 Первым архитектором был избран Маттиас, спроектировавший план собора в стиле французской готики, с переходной базиликой и трансептом. К сожалению, Маттиас дожил лишь до завершения строительства галереи и аркад Собор Святого Вита с его высокими шпилями виден со всех частей Праги. Это один из красивейших готических соборов Европы. Строительство колоссального сооружения началось еще в 1344 году, и не было закончено до 20 го столетия. Собор Святого Вита проектировался, как место коронации, сокровищница и фамильный склеп. Собор св. Вита.
17 Западная сторона была построена в классическом готическом стиле Верхняя половина фасада собора Святого Вита в Чехии.
18 Собор святого Стефана в Вене Возводился храм на протяжении нескольких столетий, поэтому здесь наблюдается смешение архитектурных стилей разных эпох. Трехнефная структура базилики предполагает наличие трех входных порталов, однако здесь есть только один центральный Исполинский портал или Ворота гигантов. Это наиболее древний элемент собора (готический портал "Ризентор). Во время подготовки к его строительству в котловане была обнаружена кость мамонта, которая пролежала там, возможно, со времен Всемирного потопа. Примерно тот же возраст, что и портал, имеют расположенные на нем башни "Хайдентюрме".
19 Аббатство Мария Лаах, Германия Где римский судия судил чужой народ, Стоит базилика, – и, радостный и первый, Как некогда Адам, распластывая нервы, Играет мышцами крестовый легкий свод. Но выдает себя снаружи тайный план, Здесь позаботилась подпружных арок сила, Чтоб масса грузная стены не сокрушила, И свода дерзкого бездействует таран. Стихийный лабиринт, непостижимый лес, О каком типе храма идёт речь в стихотворении Мандельштама? Собор Парижской Богоматери
20 1. Назовите характерные черты романского стиля. Что было заимствовано зодчими из римской и византийской архитектуры. 2. Французские соборы в Реймсе и Амьене по праву считаются шедеврами готического искусства. Рассмотрите фасады этих соборов и отметьте характерные черты готики.
21 1. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств: Очерки. М., Вып. I. 2. Любимов Л. Д. Искусство Западной Европы. М., Лясковская О. А. Французская готика. М., Мировая художественная культура: от XVII века до современности. 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. И. Данилова. – 3-е изд., пересмотр.- М.: Дрофа, – 399 с. : ил.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.