Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемГлеб Уланов
2 Цели образования XXI века: уметь жить; уметь жить; уметь работать; уметь работать; уметь жить вместе; уметь жить вместе; уметь учиться. уметь учиться.
3 Поиск адекватных компетенций как интегрированного результата образования – это попытка «восстать» против процесса десоциализации, удержать личность в гравитации ее равно ответственности перед собой и обществом, «ближним» и дальним», смягчить фрустрационные травмы, вероятность которых многократно повышается в условиях стремительного (стихийного) нарастания динамизма и неопределенности. Поиск адекватных компетенций как интегрированного результата образования – это попытка «восстать» против процесса десоциализации, удержать личность в гравитации ее равно ответственности перед собой и обществом, «ближним» и дальним», смягчить фрустрационные травмы, вероятность которых многократно повышается в условиях стремительного (стихийного) нарастания динамизма и неопределенности.
4 Компетенции «закладываются» в образовательный процесс посредством: технологий; технологий; содержания образования; содержания образования; стиля жизни образовательного учреждения; стиля жизни образовательного учреждения; типа взаимодействия между преподавателями и обучающимися и между обучающимися. типа взаимодействия между преподавателями и обучающимися и между обучающимися. В технологическом подходе изначально присутствует ориентация на управляемость образовательного процесса, что предполагает четкую заданность целей и способов их достижения. В технологическом подходе изначально присутствует ориентация на управляемость образовательного процесса, что предполагает четкую заданность целей и способов их достижения.
5 Признаки технологии обучения: процессуальный двусторонний характер взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, т.е. совместная деятельность преподавателя и учащихся ; процессуальный двусторонний характер взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, т.е. совместная деятельность преподавателя и учащихся ; совокупность приемов, методов; совокупность приемов, методов; проектирование и организация процесса обучения; проектирование и организация процесса обучения; наличие комфортных условий для раскрытия, реализации и развития личностного потенциала учащихся. наличие комфортных условий для раскрытия, реализации и развития личностного потенциала учащихся.
6 Любая технология обучения включает в себя: целевую направленность; целевую направленность; научные идеи, на которые опирается; научные идеи, на которые опирается; системы действий преподавателя и учащегося; системы действий преподавателя и учащегося; критерии оценки результата; критерии оценки результата; результаты; результаты; ограничения в использовании. ограничения в использовании.
7 Таким образом, современную технологию обучения характеризуют следующие позиции: технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора (различают технологии процесса передачи знаний умений и навыков; технологии развивающей педагогики и т.д.); технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора (различают технологии процесса передачи знаний умений и навыков; технологии развивающей педагогики и т.д.); технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата; технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата; функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность преподавателя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей, использование диалога, общения; функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность преподавателя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей, использование диалога, общения; поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены любым преподавателем и, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми учащимися; поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены любым преподавателем и, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми учащимися; органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности. органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.
8 Целью технологии обучения в условиях перехода к гуманитарной парадигме образования являются личностные достижения учащегося, под которыми понимаются: а) степень прогресса личности по отношению к ее предшествующими проявлениями в образовательной деятельности (Л.С. Илюшин); а) степень прогресса личности по отношению к ее предшествующими проявлениями в образовательной деятельности (Л.С. Илюшин); б) личностное продвижение учащегося по лестнице достижений в процессе освоения знаний, умений, развития психических процессов, личностных качеств (А.Н. Майоров). б) личностное продвижение учащегося по лестнице достижений в процессе освоения знаний, умений, развития психических процессов, личностных качеств (А.Н. Майоров). Личностные достижения сегодня связываются с уровнем компетентности учащегося в образовательном процессе. Личностные достижения сегодня связываются с уровнем компетентности учащегося в образовательном процессе.
9 Иерархия компетенций : ключевые компетенции – относятся к общему (мета предметному) содержанию образования; ключевые компетенции – относятся к общему (мета предметному) содержанию образования; общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; предметные компетенции – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов. предметные компетенции – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
11 ценностно-смысловая компетенция (мировоззрение, ценностные ориентиры учащегося, механизмы самоопределения в различных ситуациях): формулировать свои ценностные ориентиры по отношению к изучаемым предметам и сферам деятельности; формулировать свои ценностные ориентиры по отношению к изучаемым предметам и сферам деятельности; владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок; владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок; осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм. осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.
12 учебно-познавательная компетенция (элементы логической, методологической, общеучебной деятельности; целеполагание, планирование, анализ, рефлексия, самооценка; приемы решения учебно-познавательных проблем; функциональная грамотность): ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель; ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель; организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно- познавательной деятельности; организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно- познавательной деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы; ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы; выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графически редакторы, презентации); выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графически редакторы, презентации); имеет опыт освоения научной картины мира. имеет опыт освоения научной картины мира.
13 Социокультурная компетенция (познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно- нравственные основы жизни человека и человечества…) ; владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы; владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы; определять свое место и роль в окружающем мире, семье, коллективе, государстве; владеет культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффектными способами организации свободного времени; определять свое место и роль в окружающем мире, семье, коллективе, государстве; владеет культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффектными способами организации свободного времени; иметь представления о разных системах социальных норм и ценностей в России и других странах; иметь собственный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе; иметь представления о разных системах социальных норм и ценностей в России и других странах; иметь собственный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе; действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений; действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений; владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, ремесленника и др. владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, ремесленника и др.
14 коммуникативная компетенция (знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями): уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;; уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;; уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка; уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка; владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог; владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог; владеет разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями; владеет разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями; владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы; владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы; иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанном на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп. иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанном на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.
15 Информационная компетенция (поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача; владение современными информационными технологиями): владеть навыками работы с различными источникам информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD - ROM, Интернетом; владеть навыками работы с различными источникам информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD - ROM, Интернетом; самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное, необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ; ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное, необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ; владеет навыками использования информационных устройств: компьютер, телевизор, магнитофон, телефон, мобильный телефон, пейджер, факс, принтер, модем, копир; владеет навыками использования информационных устройств: компьютер, телевизор, магнитофон, телефон, мобильный телефон, пейджер, факс, принтер, модем, копир; применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио- видеозапись, электронная почта, Интернет. применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио- видеозапись, электронная почта, Интернет.
16 здоровьесберегающая компетенция (способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития; эмоциональная саморегуляция и самоподдержка… иметь опыт ориентации и природосообразной экологической деятельности в природной среде (лесу, поле, на водоеме и др.); иметь опыт ориентации и природосообразной экологической деятельности в природной среде (лесу, поле, на водоеме и др.); знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми; знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми; иметь позитивное отношение к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля; иметь позитивное отношение к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля; знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами первой медицинской помощи; знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами первой медицинской помощи; владеть элементами психологической грамотности, половой культуры поведения; владеть элементами психологической грамотности, половой культуры поведения; иметь многообразие двигательного опыта и уметь использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации отдыха и досуга; иметь многообразие двигательного опыта и уметь использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации отдыха и досуга; уметь подбирать индивидуальные средства и методы развития своих физических качеств. уметь подбирать индивидуальные средства и методы развития своих физических качеств.
17 Литература Агапов И. Г. Учимся продуктивно мыслить // Библиотечка «Вестника образования». М., Агапов И. Г. Учимся продуктивно мыслить // Библиотечка «Вестника образования». М., Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. – М., Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. – М., Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. Пособие. – М., Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. Пособие. – М., Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. – М.: Народное образование, Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. – М.: Народное образование, Горчакова – Сибирская М.П. Инновации в профессиональном образовании: педагогические технологии: Учеб. Пособие. – М., Горчакова – Сибирская М.П. Инновации в профессиональном образовании: педагогические технологии: Учеб. Пособие. – М., Загвязинский В. И. Педагогическое творчество преподавателя Загвязинский В. И. Педагогическое творчество преподавателя Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования. СПб Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования. СПб Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига, Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М., Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М., Левитес Д. Г. Практика обучения: Современные образовательные технологии. Мурманск, Левитес Д. Г. Практика обучения: Современные образовательные технологии. Мурманск, Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г Сибирская М.П. Концепция педагогической технологии // Энциклопедия профессионального образования: В 3 т./Под ред. С.Я. Батышева. – М., Сибирская М.П. Концепция педагогической технологии // Энциклопедия профессионального образования: В 3 т./Под ред. С.Я. Батышева. – М., Ивлева И.А., Панасюк В.П., Чернышева Е.К. Концептуальные основы построения системы качества профессионального образования. – СПб., Ивлева И.А., Панасюк В.П., Чернышева Е.К. Концептуальные основы построения системы качества профессионального образования. – СПб., 2001.
18 Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / А.П. Панфилова; под общей редакцией В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», – 368 с. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / А.П. Панфилова; под общей редакцией В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», – 368 с. Педагогические Мастерские: Франция Россия /Сост. Э. С. Соколова, И.А.Мухина: Под ред. Э.С.Соколовой; Пер. с фр. М., Педагогические Мастерские: Франция Россия /Сост. Э. С. Соколова, И.А.Мухина: Под ред. Э.С.Соколовой; Пер. с фр. М., Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе / Науч. ред. Т. И.Шамова, П.И.Третьяков. М.; Тюмень, Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе / Науч. ред. Т. И.Шамова, П.И.Третьяков. М.; Тюмень, Пригожий А. И. Нововведения: Стимулы и препятствия. М., Развитие одаренности детей: (Опыт финалистов Всероссийского конкурса «Преподаватель года России»). М., Пригожий А. И. Нововведения: Стимулы и препятствия. М., Развитие одаренности детей: (Опыт финалистов Всероссийского конкурса «Преподаватель года России»). М., Российская педагогическая энциклопедия / Гл. ред. В. В.Давыдов. М-, Российская педагогическая энциклопедия / Гл. ред. В. В.Давыдов. М-, Федеральная программа развития образования в России. – М., Федеральная программа развития образования в России. – М., Сериков В. В. Личностно-ориентированное образование: Феномен, концепция, технология // Педагогическое образование для XXI века: Материалы международной научно-практической конференции. М., Сериков В. В. Личностно-ориентированное образование: Феномен, концепция, технология // Педагогическое образование для XXI века: Материалы международной научно-практической конференции. М., Сластенин В.А., Шиянов Е.П. Гуманистическая парадигма педагогического образования // Педагогическое образование для XXI века: Материалы международной научно-практической конференции. М., Сластенин В.А., Шиянов Е.П. Гуманистическая парадигма педагогического образования // Педагогическое образование для XXI века: Материалы международной научно-практической конференции. М., Управление развитием инновационных процессов в школе / Науч.ред. Т.И.Шамова, П.И.Третьяков. М., Управление развитием инновационных процессов в школе / Науч.ред. Т.И.Шамова, П.И.Третьяков. М., Фридман Л. М., Маху В. И. Проблемная организация учебного процесса. М., Фридман Л. М., Маху В. И. Проблемная организация учебного процесса. М., Хуторской А. В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. М., Хуторской А. В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. М., Хуторской А.В. Практикум по дидактике и методикам обучения /А.В. Хуторской. – СПб.: Питер, – 541 с. – (Серия «Учебное пособие»). Хуторской А.В. Практикум по дидактике и методикам обучения /А.В. Хуторской. – СПб.: Питер, – 541 с. – (Серия «Учебное пособие»). Шамова Т.П. и др. Управление учебным процессом в школе на основе технологических карт преподавателя. М., Шамова Т.П. и др. Управление учебным процессом в школе на основе технологических карт преподавателя. М., Шамова Т.П., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М., Шамова Т.П., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М., 2001.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.