Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЛеонид Самылкин
1 Еловский филиал ГБОУ СПО «Осинский профессионально- педагогический колледж», Пермский край Урок по обществознанию Для группы АМ-26 профессия «Автомеханик» Подготовил преподаватель истории и обществознания Головкова Наталья Витальевна
2 Все духовные и материальные достижения людей, объединяемые понятием "культура", являются результатом общественно обусловленных действий людей на уровне двух систем - социальной и культурной.
3 В основе первой лежат действия людей, движимых целями своего биологического сохранения в определенной общественной среде.
4 Для культурной системы, более высокой, являющейся направляющей, характерны: символичность (язык, система символов) и нормативность (зависимость человека от общепринятых норм, выработанных ценностей).
5 Таким образом, базисные элементы культуры существуют в двух видах - материальном и духовном. Но два элемента культуры часто пересекаются, являются взаимосвязанными и взаимопроникающими.
6 Материальная культура характеризует преобразующую деятельность человека с точки зрения влияния ее на развитие человека. В материальную культуру входят: культура труда, материального производства, быта, жилища, физическая культура.
7 Духовная культура включает в себя познавательную, нравственную, художественную, правовую, религиозную и др. культуры.
8 Именно духовная культура является приоритетной в жизнедеятельности человека. В области духовной культуры находятся такие важнейшие для человека понятия, как познание смысла жизни, общественные ценности и нравственные категории, а также высшие формы проявления человеческого сознания, такие как религия, философия и искусство.
9 Во всех этих формах проявления духовной культуры предложена модель существования человека с точки зрения наивысших ценностей. В религии – это самопожертвование (жизнь ради других),
10 в философии – это самопознание (непрерывная мыслительная деятельность, направленная на изучение окружающего мира и самого человека), в искусстве – это эмоциональное совершенствование (развитие чувственной сферы ради сочувствия и сопереживания другим людям).
11 Если разделить культуру по ее носителю, то можно выделить культуру мировую и национальную.
12 Первая - это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов.
13 Вторая - синтез культур различных социальных слоев и групп соответствующего общества. Своеобразие национальной культуры проявляется как в материальной, так и в духовной сфере жизни общества.
14 В каждом обществе существует своя совокупность ценностей, которым руководствуется большинство. Данная совокупность называется доминирующей культурой.
15 Но поскольку каждое общество неоднородно, в его слоях существуют собственные, частные системы ценностей и поведенческие нормы, такие культурные миры принято называть субкультурами. От доминирующей субкультура отличается языком, взглядами на жизнь, нормами поведения и т.д.
16 Субкультура является частью доминирующей культуры. Существует множество субкультур, не противоречащих доминирующей культуре. Это молодежная субкультура, профессиональная субкультура, субкультура национальных меньшинств и т.д.
17 Противоречащая доминирующей культуре субкультура называется контркультурой. Ценности контркультуры противостоят общей системе ценностей.
18 Понятие «Контркультура» появилось в западной литературе в 1960 г., отразив либеральную оценку ранних хиппи и битников.
19 Слово принадлежит американскому социологу Теодору Poззаку, который попытался объединить различные духовные влияния, направленные против господствующей культуры, в некий относительно целостный феномен контркультуру.
20 В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, можно выделить три формы - элитарная, народная и массовая культуры.
21 Элитарная культура включает в себя искусство, классическую музыку, классическую литературу. Как правило, элитарная культура опережает возможность восприятия ее среднестатистическим человеком.
22 Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими зачастую специальной профессиональной подготовки. Часто синонимом народной культуры выступает любительская (по происхождению). Это мифы, легенды, сказания эпос, сказки, народные песни и танцы. Еще одно название народной культуры - фольклор, всегда локализованный, связанный с особенностями данной местности.
24 Массовая, общедоступная культура не выражает высоких требований духовной элиты, творческих поисков народа. Механизм распространение массовой культуры связан со средствами массовой информации, поэтому явление массовой культуры - детище ХХ века.
25 Это искусство для всех и каждого, это культура большой аудитории. Удовлетворяет сиюминутные запросы людей, связана с модой. Основная угроза, содержащаяся в массовой культуре, - одинаковость людей и их мировосприятия. Человеку-творцу, гению нет места в массовой культуре.
27 Массовая культура - это часть культуры. Вместе с тем, она таит в себе ряд опасностей. Катастрофическим последствием массовой культуры является низведение творческих способностей человека, развитие невежества и бескультурья в обществе. На протяжении всего существования человечество проходит испытание невежеством. Лучшие умы предупреждали об опасности, исходящей от него.
28 В основе первой лежат действия людей, движимых целями своего биологического сохранения в определенной общественной среде.
29 Невежество проявляется как многогранный социальный феномен, который выражается, прежде всего, в процессе тотального подавления интеллекта, культуры, творчества; неспособности охватить все многообразие общественных, естественных, научных связей; массовой мифологизации и фетишизации сознания целых социальных групп; массовом уничтожении собственной истории и культуры.
31 Источники: 1. Бычков В.В. Художественный апокалипсис культуры. Строматы XX века. В 2 книгах // М., Культурная Революция, 2008, ISBN Вольфрам Х. Готы. М., Ювента, Искусство как сфера культурно-исторической памяти: Сборник статей // М., РГГУ, стр., ISBN Леви-Строс К. Мифологики: Происхождение застольный обычаев Серия Bibliotheca Indianica // М., ИД "Флюид", 2007, 461 стр., ISBN Лихачев Д.С. Русская культура // Санкт-Петербург, Искусство-СПБ,, 2007, 440 стр., ISBN Лоренц К. Так называемое зло // М., Культурная Революция, 2008, 616 стр., ISBN Орел В.Е. Культура, символы и животный мир // Харьков, Гуманитарный центр, 2008, 584 стр., ISBN Рашковский Е.Б. Смысл в истории: Исследования по истории веры, познания, культуры // М., Прогресс-Традиция, 2008, 376 стр., ISBN Шапинская Е.Н. Очерки популярной культуры // М., Академический проект, 2008, 191 стр., ISBN materialnaya-i-duhovnaya-kultura-iu-dlya-uglublennogo-izucheniya.html сайт ФЦИОР Информационный модуль «Материальная и духовная культуры» materialnaya-i-duhovnaya-kultura-iu-dlya-uglublennogo-izucheniya.html
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.