Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЛев Бурмистров
1 1 МБОУ «Называевская средняя общеобразовательная школа 4» Омской области» Технология развития критического мышления в образовательном процессе МБОУ «Называевская СОШ 4» Называевск 2014
2 2 Технология развития критического мышления – система учебных стратегий, методов и приемов, направленных на развитие критического мышления у учащихся. «ВЫЗОВ» «ОСМЫСЛЕНИЕ» «РЕФЛЕКСИЯ» Имеющиеся знания. Интерес к получению информации. Постановка учеником собственных целей обучения. Получение новой информации. Корректировка учеником поставленных целей обучения. Размышление, рождение нового знания. Постановка учеником новых целей обучения. Технологические этапы
3 3 Примеры методических приёмов ТРКМ на уроках математики МБОУ «Называевская средняя общеобразовательная школа 4» Омской области» Волгина Н.А., зам. директора по УР, учитель математики
4 4 Технологические приёмы 1. Мозговая атака (парная и групповая) Технология проведения: 1 этап – создание банка идей, возможных решений проблемы (принимается и фиксируется всё, без изменений и оценок, около мин); 2 этап – коллективное обсуждение идей и предложений; 3 этап – выбор наиболее перспективных решений. Объект атаки – специальное задание. Пример. Перед вами два дома. Кто первый разгадает тайну второго дома? Рассмотрите внимательно первый дом, может быть он вам поможет. Представитель каждой группы выходит к доске, на которой карточки с домами, и записывает ответ, доказывает правильность
5 5 Технологические приёмы 1. Мозговая атака (парная и групповая) Расшифруйте слова! 1 группа 3 группа 4 группа Ответы: 1. Смешанных 2. Сложение 3. Чисел 4. Вычитание 1 группа 2 группа
6 6 Технология проведения: 1) Учитель задает вопрос о том, что известно детям о поставленной проблеме; 2) каждый ученик самостоятельно вспоминает и записывает в тетрадь то, что он знает в этой связи (1-2 мин); 3) обмен информацией в парах (группах); каждая пара называет одно сведение или факт, не повторяя сказанного ранее; 5) учитель в виде тезисов записывает в «корзинке» все высказывания и идеи, включая ошибочные; 6) по мере освоения новой информации исправляются ошибки, вносятся необходимые дополнения. Технологические приёмы Пример 1. Тема урока: Задачи на части (5 класс). Задача: Мороженое содержит 5 частей воды, 2 части молочного жира и 3 части сахара. Сколько надо взять воды, м/жира и сахара, чтобы приготовить 1 кг мороженого? Стадия 1: Вызов. Наработка различных версий: как можно решить задачу. Краткая запись условия задачи ( как в начальной школе) Вода – 5 частей Жир – 2 части 1 кг Сахар – 3 части А если схему изобразить таким образом? Вода – 5 частей Жир – 2 части 1000 г Сахар – 3 части Предлагают очевидные пути решения задачи. «Корзина» идей, понятий, имен
7 7 Технологические приёмы Технология проведения: ученик или учитель записывает в центре листа ключевое понятие, а от него учащийся рисует в разные стороны стрелки-лучи, которые соединяют слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластер Например: тема «Квадратные уравнения», 8 класс
8 8 или
9 9
10 10 1. Прочитайте п.19 стр.112 учебника. 2. Найдите определения полного и неполного квадратного уравнения. 3. Найдите определения приведенного и не приведенного квадратного уравнения. 4. Найдите определение корня квадратного уравнения. 3. Изобразите информацию в виде кластера. Задание по теме: Квадратные уравнения (8 класс). Задание даётся на этапе открытия нового знания. или
11 11 Технологические приёмы ИНСЕРТ Знак Значение знака Vотмечается в тексте информация, которая уже известна ученику +отмечается новое знание, новая информация отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе ? отмечается то, что осталось непонятным и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее Тема урока: «Многоугольники» (8 класс) Уже знал (V)Узнал новое (+)Думал иначе (–)Есть вопросы (?) Многоугольник. Вершина многоугольника. Р многоугольника. Диагональ многоугольника. Угол многоугольника. Противоположные стороны, вершины четырехугольника. Внутренняя, внешняя область многоугольника Выпуклый многоугольник: (n – 2). 180° Определение многоугольника Не понял как получили формулу Технология проведения: учащиеся читают текст, делая пометки карандашом на полях:
12 12 Технологические приёмы Технология проведения: читая текст, ученик заполняет графы таблицы: «З(наю) – У(знал) – Х(очу узнать)» или «З(наю) – Х(очу узнать) – У(знал)» своими словами, без цитирования исходного текста. Знаю Узнал Хочу узнать Тема урока: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями» (5-й класс) Знаю Хочу узнать Узнал новое Как складывать дроби с разными знаменателями? Как вычитать дроби с разными знаменателями? Решение уравнений, задач, содержащих дроби с разными знаменателями Понятия: наименьший общий знаменатель, дополнительные множители. Чтобы сложить, вычесть дроби с разными знаменателями, нужно привести их к общему знаменателю. Алгоритм +, – дробей с разными знаменателями. Графическое отображение полученной информации (маркировочная)
13 13 Например, на уроке изучения в 11 классе темы «Логарифмические уравнения», требуется сравнить алгоритмы решения двух видов уравнений. Дети самостоятельно устанавливают линии сравнения, опираясь на ранее полученные знания, обсуждают информацию в группах. Показательное уравнение Линии сравнения Логарифмическое уравнение 1. Общий вид уравнения 2. Область допустимых значений 3. Способы решения уравнений: - алгебраический; - графический; - метод подбора; …. Технологические приёмы Концептуальная таблица Этот прием особенно полезен, когда предполагается сравнение 2-3-х и более объектов или несколько вопросов.
14 14 Данный математический факт необходимо представить с помощью слов, на языке символов и в графическом виде. Словесная формулировка математического факта Математический факт на языке чертежа Математический факт на языке символов Отрезок, соединяющий середины боковых сторон трапеции, параллелен основаниям трапеции. ABCD – параллелограмм, AB=CD и BC=AD, A= C и B= D Технологические приёмы
15 15 Технология проведения: по теме составить вопросы, учитывая их назначение. Можно применить как вариант домашнего задания. Технологические приёмы Ромашка Блума Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Применяю на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д. Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, ты сказал о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности. Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?» Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов. «Чем …… отличается от ……?» и т.д. Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Например: «Где вы в обычной жизни вы могли наблюдать симметрию?». Приёмы постановки вопросов:
16 16 Воспроизведение ПростыеКто? Когда? Где? Как? Понимание УточняющиеПравильно ли я понял..? Применение Практические Как можно применить..? Что можно сделать из..? Анализ ИнтерпретационныеПочему? Синтез Творческие вопросы Что будет, если..? Оценка ОценочныеКак вы Тема. Симметрия Уточняющие (правильно ли я понял) Простые вопросы (знания) Творческие Что было бы…? (прогноз, предположение) Оценочные Что хорошо? Что плохо Объясняющие Почему? Причинно- следственная связь Практические Где используют? Например, тема: «Симметрия». Домашнее задание: по теме составить вопросы, учитывая их назначение.
17 17 Что?Кто?Где?Когда?Почему?Зачем? Технологические приёмы Что? Кто? Где? Когда? Почему? Зачем? Технология проведения: прочитав текст, составить таблицу вопросов по нему, так чтобы вопрос начинался с указанного слова. Основой являются вопросы, начинающиеся с вопросительных слов. Таблица вопросов
18 18 Ни 30 лет, ни 30 столетий не оказывают никакого влияния на ясность или на красоту геометрических истин. Кэрролл Л. Самая простая из кривых линий – окружность. Это одна из древнейших геометрических фигур. Ещё вавилоняне и древние индийцы считали самым важным элементом окружности – радиус. Слово это латинское и означает луч. В древности не было этого термина: Евклид и другие учёные говорили просто прямая из центра, Ф. Виет писал что радиус - это элегантное слово.Общепринятым термин радиус становится лишь в конце XVII в. Впервые термин радиус встречается в Геометрии французского ученого Рамса,изданной в 1569 году. В Древней Греции круг и окружность считались венцом совершенства. Действительно в каждой своей точке окружность устроена одинаково,что позволяет ей как бы двигаться по себе. На плоскости этим свойством обладает еще лишь прямая. Одно из интереснейших свойств круга состоит в том, что он при заданном периметре ограничивает максимальную площадь. В русском языке слово круглый тоже стало означать высокую степень чего-либо: круглый отличник, круглый сирота и даже круглый дурак. Если вы когда-либо пробовали получить информацию от бюрократической организации, вас,скорее всего погоняли по кругу. Фраза ходить по кругу обычно не ассоциируется с прогрессом.Но в период индустриальной революции, выражение ходить по кругу очень точно отражало прогресс. Шкивы и механизмы давали машинам возможность увеличить производительность и значит сократить рабочую неделю. Без понятия круга и окружности было бы трудно говорить о круговращении жизни. Круги повсюду вокруг нас. Окружности и циклы идут, взявшись за руки. Циклы получаются при движении по кругу. Мы изучаем циклы земли, они помогают нам разобраться, когда надо сажать растения и когда мы должны вставать. Представление об окружности даёт линия движения модели самолёта, прикреплённого шнуром к руке человека, также обод колеса, спицы которого соответствуют радиусам окружности. Термин хорда (от греческого струна) был введён в современном смысле европейскими учёными в XII-XIII веках. Определение касательной как прямой, имеющей с окружностью только одну общую точку, встречается впервые в учебнике Элементы геометриифранцузского математика Лежандра ( гг.). ВНачалах Евклида даётся следующее определение: прямая касается круга, если она встречает круг, но при продолжении не пересекает его По материалам книг: Г. Глейзер История математики в школе, С Акимова Занимательная математика. Текст по теме: «Окружность»
19 19 Технологические приёмы Технология проведения: учащимся раздаются тексты или можно текст параграфа разбить на смысловые отрывки (Текст 1, текст 2, текст 3). Учащиеся работают в парах («А» и «В»). Каждый индивидуально читает отрывок текста, затем ученик «А» задает вопросы ученику «В», «В» отвечает. Далее читают следующую часть и меняются ролями. После того как первая и вторая части отработаны, делаются краткие записи в тетради. Применяю приём в случае, когда текст небольшой по объёму. Когда текст проработали все пары, одна из пар защищают свою работу у доски, остальные дополняют их ответы, задают вопросы. Чтение. Суммирование в парах Например, этот приём можно применить изучая тему «Многочлен стандартного вида»
20 20 Технологические приёмы Технология проведения: учащимся задаются вопросы, а они отвечают «да» или «нет». провожу с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме. Вопрос + верю, - не верю 1. Верите ли вы, что самая простая из кривых линий – окружность? 2. Верите ли вы, что древние индийцы считали самым важным элементом окружности радиус, хотя не знали такого слова? 3. Верите ли вы, что впервые термин радиус встречается лишь в 16 веке? 4. Верите ли вы, что в переводе с латинского радиус означает луч ? 5. ………………………………………. Верю-не верю
21 21 Технологические приёмы Технология проведения: предлагается текст с пропущенными словами, например для того, чтобы выяснить какая сегодня будет тема урока или чтобы проверить как усвоен изученный материал или при самостоятельном изучении текста параграфа. Вставь пропущенное слово Примеры применения приёма: Задание по теме: «Угол» Прочитайте о новом математическом понятии и его видах и заполните пропуски: 1) Угол это геометрическая..……,состоящая из ….. и двух ……, исходящих из этой точки. 2) Стороны развернутого угла составляют ………. 3) Углы измеряют в ……… 4) Развернутый угол равен …… градусам. 5) Прямой угол равен ……. развернутого угла. 6) Прямой угол равен …….. градусам. 7) Острый угол …………. прямого угла. 8) Тупой угол ……………. прямого угла. Задание по теме: «Угол» Прочитайте о новом математическом понятии и его видах. Исправьте ошибки в определениях: Угол это геометрическая фигура, состоящая из точки и двух лучей. Угол, у которого стороны образуют прямую, называется прямым. Углы измеряют в метрах. Градус это часть развернутого угла. Прибор для измерения углов называется транспометр. Острый угол больше прямого. Прямой угол равен Тупой угол меньше 900.
22 22 Задание. Прочитайте текст на стр и, используя текст параграфа, заполните пропуски в утверждениях. 1. Область определения функции 2. у = 0 при …..; у 3. Функция 8. Область значений функции это …… 0 при ….. является непрерывной на ….. 4. Функция ограничена ……., но не ограничена …… 5. унаим..= …..; унаиб. = …… 6. Функция возрастает на …… 7. Данная функция выпукла …… Свойства функции:
23 23 Математика, 5 класс. Тема: «Свойства сложения натуральных чисел». Составьте устный ответ, вставляя пропущенные слова 1. При сложении числа, которые складывают, называют ______________. 2. Результат сложения называется ________. 3. Свойства _________: а) а + в =….+…. ____________________ свойство сложения. Читается: от __________________ слагаемых____________ не ___________. б) а + ( …. + с) = ( ….+ в) + …. ________________ свойство сложения. Читается: складывая ______ числа можно найти __________ двух первых _______, а затем прибавить ___________число. в) а + о = …. – это свойство сложения с _________ о + а = …. 4. Из переместительного и сочетательного свойств ______________ следует правило ________________________ слагаемых. Читается: слагаемые можно как угодно _______________ местами и _______________________ в группы. 5. А С В Чему равна длина отрезка АВ? АВ = ____ + ____ 6. Периметр Р = …..+ ВС+ …. + АД
24 24 Технологические приёмы Синквейн (пятистрочный белый стих ) Первая строка Тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно существительным Вторая строка Описание темы в двух словах, как правило, прилагательными Третья строка Описание действия в рамках данной темы тремя словами, обычно глаголами Четверта я строка Фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме Пятая строка Одно слово, синоним к первому, эмоциональное, образное, философское обобщение, повторяющее суть темы Технология проведения: 1) Объяснить правила написания синквейна. 2) Привести несколько примеров синквейнов. 3) Задать тему. 4) Зафиксировать время на написание синквейнов. 5)Заслушать варианты (по желанию учеников). Можно начинать с коллективного сочинения синквейна, с работы в парах, группах.
25 25 Масштаб Арифметический, географический Делить, находить, вычислять Дробь, которую нужно понять Отношение Призма Правильная, выпуклая, п-угольная Рисовать, находить площадь, строить Мир, как через призму Радуга Задача. Сложная, текстовая. Сравнивает, анализирует, утверждает. Чтобы решить задачу, надо составить математическую модель. Ответ. Функция. Рациональная, четная (нечетная). Возрастает (убывает), имеет область определения, имеет производную. Рациональная функция непрерывна в каждой точке области определения. График.
26 26 Технологические приёмы 1 этап - учащиеся делятся на группы, в группах такое количество обучающихся, сколько групп 2 этап - группам выдаются задания различного содержания. Каждый учащийся работает со своим заданием, выделяет, составляет конспект, решает задачу. По окончании работы учащиеся переходят в другие группы. Новые группы создаются так, чтобы в каждой группе оказались специалисты по одной теме. В процессе работы создаётся общая презентационная схема рассказа или решения задачи. Решается вопрос о том кто будет проводить итоговую презентацию. 3 этап - возвращаются в домашние группы, по очереди рассказывают новый материал – взаимообучение. 4 этап – Презентация сведений по отдельным темам (задачам). Один отвечает, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы – идёт второе слушание темы (задач). Прием используется для изучения и систематизации большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек. ЗИГЗАГ
27 27 Междисциплинарная программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом». ТРКМ Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающими смыслового содержания текста.
28 ТРКМ и смысловое чтение
29 29 Фрагмент урока по теме: « Понятие площади. Единицы площади » (8 класс). Пошаговое описание действий ученик-учитель при выполнении учебной задачи Действия учителя Действия учеников Приёмы, методы работы Формы работы Организация прочтения текста и поиска необходимой информации. Читают текст параграфа. Анализируют его и делают необходимые пометки. Маркировка текста: приём «Инсерт» Самостоятельна я работа Организация осмысления информации. Участвуют в дискуссии. Высказывают собственное мнение. Рассказывают друг другу, что узнали новое. Дискуссия Групповая работа Обсуждение результатов. Оценка информации. - Что новое узнали? - А что ребята вы уже по этой теме знали? Отвечают на вопросы учителя. Сравнивают ответы. Обсуждают. При необходимости корректируют свои ответы. Коррекция знаний Фронтальный опрос Организация преобразования (структурирования) информации в форме таблицы. Заполняют таблицу (представление текста в виде таблицы)Сводная таблица Самостоятельна я работа Работа с созданной таблицей - Составьте рассказ, используя содержимое первого столбца. - Составьте рассказ, используя содержимое второго столбца. - Кто желает добавить новую информацию к услышанной. - Составьте 2-3 вопроса по таблице. - Обменяйтесь вопросами и ответами с соседом. Читают содержимое таблицы по столбцам.Проговаривание усвоенных знаний Приём «Толстые и тонкие вопросы» Рефлексия записей, внесённых в таблицу. Фронтальная работа с классом Работа в парах Применение полученной информации.Отвечают на вопросы учителя. 1. Найдите площадь участка квадратной формы, со стороной 5 см; 1,2 дм. 2. Найдите площадь фигуры, изображённой на рисунке. Ответ обоснуйте. 3. Выберите из предложенного списка единиц измерения величин, единицы площади: мм 2, га, см, ар, км, дм 2 4. Заполни пропуски в предложении: Если треугольник АВС равен треугольнику PNK, то площади этих треугольников _______, потому что ___________. Приём «Толстые и тонкие вопросы» Фронтальная работа с классом Фрагмент урокапо теме: «Понятие площади. Единицы площади» (8 класс)
30 Примеры методических приёмов ТРКМ на уроках в начальных классах МБОУ «Называевская средняя общеобразовательная школа 4» Омской области» Карпова О.Г., учитель начальных классов
31 31 Методические приемы для стадии «Вызов» парная мозговая атака групповая мозговая атака ключевые термины перепутанные логические цепи свободное письменное задание кластер таблица «знаем, хотим знать, узнали»
32 Составление рассказа- предположения по ключевым словам и фразам. Окружающий мир. 2 класс, Тема урока: «Глобус – модель Земли». Задание Составить рассказ- предположение по ключевым словам: параллели, меридианы, экватор, шар, полюс
33 Верные и неверные утверждения «Окружающий мир», 3 класс. Тема урока «Почва». Задание. Прочитай утверждения. Если ты согласен с утверждением, то поставь знак «+», если нет, то «-».
34 Корзина идей Корзина идей Окружающий мир. 2 класс. Тема урока: «Что такое погода?» Диалог учителя и ученика: Учитель: «Мы говорим погода. А что же такое погода?» Ученик: «Погода – это… (температура воздуха, осадки и ветер, изменения на улице, облачность, светит солнце)» Все предположения фиксируются на доске. Учитель: «На основе предположений сформулируйте проблемный вопрос урока».
35 Методические приемы для стадии «Осмысление» -взаимообучение после чтения текста: придумывают вопросы, дают прогноз возможного содержания следующего абзаца -взаимоопрос -самостоятельные исследования по алгоритму -упорядочение и систематизация новой информации -соотношение полученных сведений с собственными знаниями
36 Например… Инсерт Окружающий мир. 2 класс. Тема урока: «Леса умеренного пояса». Задание: Прочитай текст «Жизнь леса». В тексте сделай пометки: «v»- уже знаю, «+» - узнал новое, «?» - есть вопрос. Завершением данной работы с текстом является устное обсуждение или заполнение таблицы. При этом важно, чтобы ученики прямо зачитывали текст, ссылались на него.
37 Ведение бортового журнала Окружающий мир. 2 класс. Тема: «Материки и океаны». Задание. Во время чтения текста вписывай в журнал названия встретившихся материков и океанов.
38 38 Методические приемы стадии «Рефлексия» -парное подведение итогов -возращение к ключевым терминам -возращение к кластерам -возращение к «знаем, хотим узнать, узнали» -таблица «тонких» и «толстых» вопросов -возращение к двойным дневникам -составление синквейна
39 39 Например… Таблица «тонких» и «толстых» вопросов Таблица «тонких» и «толстых» вопросов Окружающий мир. 3 класс. Тема «Смутное время». Задание: Сформулируй вопросы. Заполни таблицу.
40 40 Кластер Кластер Русский язык. 3 класс. Тема: «Обобщение по разделу «Части речи»». Задание: Заполни кластер.
41 41 Синквейн Литературное чтение. 2 класс. Тема: « А. Лингрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»». Задание. Составь синквейн, используя ключевое слово – Карлсон.Карлсон весёлый смелыйвесёлый смелый летает веселит дружитлетает веселит дружит Я хочу такого друга.Я хочу такого друга.Друг
42 42 Примеры методических приёмов ТРКМ на уроках биологии МБОУ «Называевская средняя общеобразовательная школа 4» Омской области» Удилова Т.А., учитель биологии
43 Визуальное ранжирование Расположите в хронологической последовательности эволюционные формы гоминид: австралопитек, архантроп, питекантроп, неоантроп. Обоснуйте свой выбор Верный ответ: 2, 1, 4, 3
44 Толстые и тонкие вопросы Толстые?Тонкие? Дайте три объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему Вы думаете...? Почему Вы считаете...? В чем различие...? Предположите, что будет, если...? Что, если... ? Кто ? Что ? Когда ? Может..? Будет...? Мог ли... ? Как звать...? Было ли...? Согласны ли Вы...? Верно ли...? Кто имеет на крыльях рисунок из чешуек? Дайте три объяснения почему осенью наблюдается миграция птиц?
45 Круги по воде Например: синтез С – сборка И – индивидуализировано Н – новое Т – творение Е – единственно возможный вариант З – значимо для организма Например: ланцетник Л – ланцетовидная форма хвостового плавника А – анальное отверстие Н – нервная трубка Ц – целом Е – единственный класс в подтипе Бесчерепные Т – трёхслойность Н – наружное оплодотворение И – К – кровеносная система замкнутая
46 Концептуальная таблица О2О2 СО 2 Н2ОН2ОЭнергия Органи- ческие вещества Дыхание у растений Поглоща- ется Выделя- ется Расщепля- ются Фотосинтез Выделя- ется Поглоща- ется Синтези- руются Сравнение процессов фотосинтеза и дыхания у растений
47 Кластер
49 Концептуальное колесо
50 Денотатный граф Правила построения: Выделить ключевое понятие (слово или словосочетание) и проанализировать его существенные признаки. Вписать ключевое понятие в верхний прямоугольник. Подобрать глаголы, связывающие ключевое понятие и его существенные признаки, отражающие движение от понятия к его существенным признакам. Вписать глаголы в прямоугольники второго уровня. Конкретизировать в прямоугольниках следующего уровня смысл выбранных глаголов для полного раскрытия ключевого понятия.
51 Перепутанные логические цепочки Структурные компоненты головного мозга Функции 1. Продолговатый мозг I. регуляция движения глазных яблок; рефлексы позы, выпрямления 1. Мост II. регулирование движения, тонуса мышц; расположены центры зрения, слуха; обеспечения ориентировочных рефлексов 1. Средний мозг III. регуляция дыхания, кровообращения; слюноотделения, жевания; глотания, рвоты, кашля, сосания; секреторной деятельности желёз 1. Промежуточный мозг IV. имеет кору построенную серым веществом; координирует поведение человека и приспособление к изменчивым условиям среды 1. Мозжечок V. центр болевой чувствительности; регуляция деятельности гипофиза; центры регуляции обмена веществ, температуры тела; смены сна и бодрствования; проявления эмоций 1. Передний мозг (большие полушария) VI. регуляция равновесия тела; координации движений; тонуса мышц
52 Фишбоун «рыбий скелет» или «ёлочка» Методический прием организации критического прочтения текста в виде составления схемы: в «голове» - проблема, «кости» или «ветви» варианты решения проблемы, «хвост» или «пенёк елочки» - вывод Например, задание: «Прочитав текст параграфа, ответьте на вопрос «По каким признакам можно определить принадлежность растения к тому или иному классу?»
53 Фишбоун «рыбий скелет» или «ёлочка»
54 Да - нетка Суждения (вопросы) Знак 1. Лягушки не могут жить без воды 2. Лягушки никогда не пьют воду 3. Лягушки меняют кожу 4. Лягушки дышат жабрами и лёгкими 5. Питаются лягушки только водорослями 6. Весной лягушки возвращаются в пруд, где они родились 7. Из оплодотворённой икринки сразу развивается лягушонок 8. В Красную книгу Омской области включены: остромордая лягушка и жаба обыкновенная 9. Лягушек надо уничтожать, так как они приносят вред 10. Для учёных обыкновенная лягушка не представляет никакого интереса Определите верные и неверные суждения: если согласны, ставьте - (+), если нет - (-)
55 Рефлексивные вопросы Набор рефлексивных вопросов: Что показалось вам сегодня трудным? Каким способом была решена проблема, нельзя ли иначе? Что, в изученном сегодня, для вас самое главное? Какие мысли прозвучавшие сегодня созвучны с вашими? Что показалось неубедительным, с чем вы не согласны? Какие новые мысли, чувства у вас появились? Были ли моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов? Были ли моменты недовольства собой? Какую пользу вы извлекли из этого занятия, изученного текста? Почему вы выбрали именно эти задания? О чем хотелось бы поговорить поподробнее? Что бы вы хотели посоветовать своему преподавателю? Заметили ли вы свои успехи в чём-либо ….?
56 Ромашка Блума - Простые вопросы - Простые вопросы (воспроизводящие знание). -Уточняющие вопросы «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно понял, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». - Интерпретационные (объясняющие) вопросы «Почему листья на деревьях осенью желтеют?», «Почему медведи впадают в спячку, а лягушки в оцепенение?», «Чем анаболизм отличается от катаболизма?» - Творческие вопросы «Что бы изменилось в мире, если бы у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться антропогенез дальше?» - Оценочные вопросы - Оценочные вопросы. «Почему моржам иметь подкожный слой жира хорошо, а верблюдам плохо?», «Почему недоразвитое зрение у крота это пример идиоадаптации, а отсутствие органов зрения у паразитических форм это пример дегенерации» - Практические вопросы «Как бы вы поступили, если увидели, что у пострадавшего кровь из раны бьёт фонтаном?»
57 Закончите предложение Сегодня на уроке я впервые узнал (сделал открытие для себя)...Сегодня на уроке я впервые узнал (сделал открытие для себя)... Я думаю, что... (Над чем вы задумались?)Я думаю, что... (Над чем вы задумались?) Для меня этот учебный материал важен потому что...Для меня этот учебный материал важен потому что...
58 ИНСЕРТ
59 Пирамидная история Имя героя вашей истории Два слова, описывающие героя Три слова, описывающие место действия Четыре слова, описывающие проблему истории Пять слов, описывающих первое событие истории Шесть слов, описывающих второе событие истории Семь слов, описывающих третье событие Восемь слов, описывающих решение проблемы План описания. Номер строки означает количество слов вписываемых в «Пирамиду».
60 Пирамидная история План описания. Номер строки означает количество слов вписываемых в «Пирамиду». Хлоропласт Хлоропласт Двумембранный органоид Двумембранный органоид Цитоплазма эукариотической клетки Цитоплазма эукариотической клетки Преобразование энергии солнечного света Преобразование энергии солнечного света Возбуждение электронов хлорофилла квантом света Возбуждение электронов хлорофилла квантом света Фосфорилирование АДФ, фотолиз Н 2 О, восстановление НАДФ +Фосфорилирование АДФ, фотолиз Н 2 О, восстановление НАДФ + Циклическое восстановление углекислого газа с образованием углеводов Циклическое восстановление углекислого газа с образованием углеводов Зелёные растения благодаря хлоропластам обеспечивают энергоносителями всё живое Зелёные растения благодаря хлоропластам обеспечивают энергоносителями всё живое
61 Технологическая карта работы с термином
62 Например: Анаболизм Другая словоформа: синтез Значение: процесс синтеза веществ в организме Синоним: ассимиляция Особое словоупотребление, ассоциация: биосинтез белков, фотосинтез Новое слово: пластический обмен Антоним: катаболизм Предложение из книги: Совокупность химических процессов, направленных на образование структурных частей клетки. Собственное предложение: Образование и восстановление веществ необходимых в клетке.
66 СИНКВЕЙН Проект Обучающий, вдохновляющий Организует, направляет, развивает Расширяет горизонты профессиональной деятельности Полет мысли!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.