Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемГеоргий Евланин
1 Морозова Марина Васильевна, методист Управления образования г. Казани
2 - единство образовательного пространства Российской Федерации, которое обеспечивается в ходе реализации обязательной части Программ; - преемственность основных образовательных программ, в нашем случае – дошкольного и начального общего образования; - вариативность содержания образовательных программ, которая на уровне дошкольного образования реализуется при помощи части, формируемой участниками образовательных отношений; - качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации Программ. Согласно Федеральному закону РФ 273- ФЗ « Об образовании в Российской Федерации » ( ст.10 п.10)
3 Приказ Минобрнауки России от г « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования » конкретизирует основные позиции закона « Об образовании в РФ » в части, касающейся дошкольного образования. В документе говорится о том, что предметом регулирования ФГОС ДО являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации Программы ( п.1.1. указанного документа ).
4 В приказе Минобрнауки России от г « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования », где говорится о том, что все содержание дошкольного образования определяется образовательной программой дошкольного образования.
5 Программа определяет не только содержание, но и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования в различных видах деятельности, основными из которых являются общение, игра, познавательно - исследовательская деятельность, что необходимо учитывать при разработке технологии ее проектирования.
6 в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год ) - непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно - исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно - двигательные игры. В федеральном стандарте дошкольного образования актуализированы виды деятельности по возрастам :
7 в раннем возрасте (1 год - 3 года ) - предметная деятельность и игры с игрушками ; экспериментирование с материалами и веществами, общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами - орудиями, восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность В федеральном стандарте дошкольного образования актуализированы виды деятельности по возрастам :
8 для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет ) - игровая, коммуникативная, познавательно - исследовательская, а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из разного материала, изобразительная, музыкальная и двигательная формы активности ребенка В федеральном стандарте дошкольного образования актуализированы виды деятельности по возрастам :
9 Группы как структурные подразделения одной организации могут реализовывать разные Программы ( п.2.2 ФГОС ДО ). В дошкольной образовательной организации может быть : одна Программа, если действующие в ней группы решают единые образовательные задачи ; одна Программа, если группы решают вариативные задачи, и, вместе с тем, эти задачи отражены в едином документе ; несколько программ, разрабатываемых для каждой группы, с учетом специфики решаемых задач каждой из групп. Общие подходы к проектированию образовательной программы дошкольного образования
10 Количество программ в дошкольной образовательной организации Количество Программ в образовательной организации Одна Программа Если в организации действуют группы одной направленности Если принято решение объединить решаемые в разных группах задачи в одном документе Две Программы и более В случае, если Программа разрабатывается для одной или нескольких (но не всех) групп образовательной организации
11 В федеральных документах предлагается два подхода к классификации групп. Дифференциация групп образовательной организации – основа проектирования Программы
12 кратковременного пребывания детей ; полного и продленного дня ; круглосуточного пребывания ; детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, в том числе разновозрастных групп. Первый представлен в приказе об утверждении ФГОС ДО ( п.2.5.) и основан на продолжительности пребывания детей разного возраста в образовательной организации течение суток
13 общеразвивающие, компенсирующие, оздоровительные или комбинированные. Второй подход находит свое отражение в приказе Минобрнауки России от г ( п.13), где группы определены в соответствии с направленностью решаемых задач
14 С учетом направленности решаемых задач Общеразвивающие Компенсирующие Оздоровительные Комбинированные На основе продолжительности пребывания детей Кратковременного пребывания детей (до 5 часов в день) Сокращенного дня (8-10 часового пребывания) Полного дня (10,5-12- часового пребывания) Продленного дня ( часового пребывания) Круглосуточного пребывания С учетом возрастных особенностей детей Раннего возраста: 2 месяца – 2 года (первая и вторая группы раннего возраста) Младшего дошкольного возраста: от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы) Среднего дошкольного возраста: от 4 до 5 лет (средняя группа) Старшего дошкольного возраста: от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы) Разновозрастные группы Классификация структурных подразделений ( групп )
15 в группах общеразвивающей направленности в ходе реализации Программы осуществляется комплексное дошкольное образование. В этих группах механизмом реализации ФГОС ДО выступает « классическая » образовательная программа дошкольного образования ; в группах компенсирующей направленности используется адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. В этих группах механизмом реализации ФГОС ДО выступает адаптированная образовательная программа. Проектирование целевого раздела Программы и планируемых результатов, отбор и использование содержания образования и педагогических технологий.
16 группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных лечебно - оздоровительных мероприятий. В группах оздоровительной направленности осуществляется реализация Программы, а также комплекс санитарно - гигиенических, лечебно - оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур ; в группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ в соответствии с Программой, адаптированной для детей с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ОВЗ. Проектирование целевого раздела Программы и планируемых результатов, отбор и использование содержания образования и педагогических технологий.
17 в группах сокращенного дня и кратковременного пребывания в целях сохранения качества дошкольного образования приоритетной является задача организации различных видов детской деятельности ( игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно - исследовательской, музыкально - художественной ); группы полного и продленного дня создаются на основе социальных и образовательных потребностей родителей, обеспечивая дополнительные условия для социально - коммуникативного, познавательного, речевого, художественно - эстетического и физического развития детей. Проектирование целевого раздела Программы и планируемых результатов, отбор и использование содержания образования и педагогических технологий.
18 для детей в возрасте от 2 месяцев до 2 лет, как правило, создаются условия первичной социальной адаптации и ранней социализации ; по отношению к детям 5-8 лет решаются задачи обеспечения равных стартовых возможностей для обучения в общеобразовательных организациях ; в разновозрастных группах образовательный процесс предусматривает совместную деятельность и общение детей раннего возраста и старшего дошкольного, что создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, заботливости, самостоятельности, в целом – развития личности воспитанников. Проектирование целевого раздела Программы и планируемых результатов, отбор и использование содержания образования и педагогических технологий.
19 Программа разрабатывается с учетом примерных Программ ( закон « Об образовании в РФ », ст.12). Содержательные и организационные составляющие обязательной части ( не менее 60% от общего объема образовательной программы дошкольного образования по направлениям социально - коммуникативного, познавательного, речевого, художественно - эстетического и физического развития ) оказывают непосредственное влияние на процесс проектирования документа. Соотношение обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательных отношений
20 Другая часть – формируемая участниками образовательных отношений составляет не более 40 % общего объема Программы во всех трех разделах : целевом, содержательном и организационном. Соотношение обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательных отношений
21 вероятно, пропорция 60/40 целесообразна для общеразвивающих групп, осуществляющих комплексное дошкольное образование в условиях полного, продленного дня или круглосуточного пребывания детей, а также групп оздоровительной направленности ; в силу ограниченности времени нахождения ребенка в группах кратковременного пребывания часть, формируемая участниками образовательного процесса, может быть минимальной ( или полностью отсутствовать ); в группах компенсирующей и комбинированной направленности рекомендуемое соотношение может быть 80/20 по причине решения сложных, специфичных задач воспитания и развития детей с ОВЗ, механизмы решения которых прописаны авторами примерных программ. Рекомендации по определению указанного соотношения в разных группах дошкольных организаций :
22 приказ от утверждении ФГОС дошкольного образования, включающий важную для решения обсуждаемой задачи информацию, например : предназначение Программы ; направления развития и образования детей ; виды деятельности и т. д. ( это « первичный » документ для содержательной основы обязательной части программы ); Примерная образовательная программа дошкольного образования (« вторичный » документ для проектирования обязательной части Программы ). Какие материалы составляют содержательную основу обязательной части Программы ?
23 специфику национальных, социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность ; выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива ; - сложившиеся традиции образовательной организации или группы. Следовательно, к используемым документам этой части Программы можно отнести : программу развития образовательной организации, в которой показаны стратегические ориентиры, цели и задачи с учетом особенностей конкретной организации ; региональные ( муниципальные ) программы развития системы образования ; парциальные программы и другие документы, материалы. Какие материалы составляют содержательную основу части Программы, формируемой участниками образовательных отношений ?
24 Взаимосвязь структурных компонентов пояснительной записки Структурные компоненты пояснительной записки Документы для разработки инвариантной части Документы для проектирования вариативной части Итоговый вариант Цели и задачи реализации Программы ФГОС ДО Примерная Программа Региональные программы Парциальные программы Программа развития организации Принципы и подходы к формированию Программы Значимые характеристики Планируемые результаты освоения
25 Таблица выступает своеобразной матрицей ( или основной для последовательных действий ), которая позволяет структурировать обязательную и вариативную части Программы, работая с двумя группами материалов : инвариантными документами : ФГОС ДО и примерная образовательная программа дошкольного образования ; вариативными документами : региональными и муниципальными программами развития системы образования ; используемыми организацией парциальными программами ( или планируемыми к использованию ); программой развития образовательной организации, которая согласно Закону РФ « Об образовании в РФ » является обязательным для образовательной организации документом и другими. Взаимосвязь структурных компонентов пояснительной записки
26 1. Целевой раздел Программы 1.1. Пояснительная записка Цели и задачи реализации Программы Принципы и подходы к формированию Программы Значимые для разработки и реализации Программы характеристики 1.2. Планируемые результаты освоения Программы Целевые ориентиры в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений Структура образовательной программы дошкольного образования
27 2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников 2.3. Образовательная деятельность по профессиональной коррекции нарушений развития детей (если планируется коррекционная работа и/или инклюзивное образование для детей с ОВЗ) 2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, включая способы и направления поддержки детской инициативы 2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка (в пяти образовательных областях) 2. Содержательный раздел Программы Структура образовательной программы дошкольного образования
28 3.4. Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды 3.3. Распорядок и/или режим дня 3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания 3.1. Материально-техническое обеспечение Программы 3. Организационный раздел Программы Структура образовательной программы дошкольного образования
29 В ФЗ « Об образовании в РФ », где в ст. 64 сформулировано предназначение дошкольного образования, которое направлено : на формирование общей культуры ; развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств ; формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста ; на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуально подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Формулировка целей и задач реализации Программы
30 Вариативная часть целевого компонента дополняет обязательную с учетом : типа групп ( ы ); региональных особенностей ( этнокультурных, социокультурных, климатических, экономических, демографических и других ); традиций и опыта работы педагогического коллектива образовательной организации и других значимых для разработчиков документа факторов. Формулировка целей и задач реализации Программы
31 - задачи, связанные с развитием и воспитанием дошкольников, в том числе : формирование общей культуры личности детей ; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей ; обеспечение равных возможностей и благоприятных условий для полноценного развития каждого ребенка, открывающих возможности для позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками ; Программа должна быть направлена на решение задач, сформулированных в ФГОС ДО
32 - задачи, связанные с управленческими решениями, в том числе : обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования ; объединение обучения и воспитания в целостных образовательный процесс на основе духовно - нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества ; создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей ; повышение социального статуса дошкольного образования ; обеспечение психолого - педагогической поддержки семьи. Программа должна быть направлена на решение задач, сформулированных в ФГОС ДО
33 личностно - ориентированный подход деятельностный подход аксиологический ( ценностный ) подход компетентностный подход диалогический ( полисубъектный ) подход системный подход средовой подход проблемный подход культурологический подход Определение подходов к формированию Программы
34 региональные проблемы ( экологические, социальные, межэтнические ), которые необходимо решать в ходе воспитания, обучения и развития подрастающего поколения ; региональные приоритеты развития ( социально - экономические, общекультурные и др.), которые должны найти отражение в Программы организации, расположенного на конкретной территории ; региональные особенности ( национальные, этические, природно - климатические, демографические ), которые необходимо учитывать в ходе проектирования документа. Дополнительные значимые характеристики, необходимые для разработки и реализации Программы
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.