Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЕгор Торицын
1 ФГОС ДО – ориентир развития системы дошкольного образования в РФ
2 Общие положения
3 Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
4 ФГОС ДО разработан на основе Конституции РФ и законодательства РФ и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка.
5 Стандарт направлен на достижение следующих целей: - повышение социального статуса ДО; - обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; - обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения; - сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
6 Стандарт направлен на достижение следующих задач: - охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; - обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); - обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
7 Стандарт направлен на достижение следующих задач: - создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; - объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; - формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
8 Стандарт направлен на достижение следующих задач: - обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; - формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; - обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
9 Стандарт включает в себя требования: - к структуре Программы и её объёму, - условиям реализации Программы, - результатам освоения Программы.
10 Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и её объёму.
11 1. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности, должна быть направлена на решение задач, указанных в Стандарте. 2. Группы могут реализовывать разные Программы. 3. Программа формируется как программа психолого- педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров).
12 4. Программа направлена на: - создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности, - на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. 5. Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим ФГОС ДО и с учётом примерных Программ.
13 6. Содержание Программы должно охватывать следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей (образовательные области): - социально-коммуникативное развитие, - познавательное развитие, - речевое развитие, - художественно-эстетическое развитие, - физическое развитие.
14 7. Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности: - в раннем возрасте (1 год – 3 года): предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками, экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопата и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, двигательная активность, рассматривание картинок;
15 - для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет): игровая (сюжетно-ролевая игра, игры с правилами и другие виды игр), коммуникативная (общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками), познавательно- исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально- ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах), двигательная (овладение основными видами движений).
16 8. Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребёнка дошкольного возраста: -предметно-пространственная развивающая образовательная среда, - характер взаимодействия с взрослыми, - характер взаимодействия с другими детьми, - система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.
17 9. Программа состоит из обязательной части (не менее 60%) и части, формируемой участниками образовательных отношений (не более 40%). 10. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный. Дополнительным разделом Программы является текст её краткой презентации. (Краткая презентация должна быть ориентирована на родителей детей и доступна для ознакомления.)
18 Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
19 1. Требования к психолого- педагогическим условиям. 2. Требования к материально- техническим и финансовым условиям. 3. Требования к развивающей предметно-пространственной среде.
20 Психолого-педагогические условия реализации программы - уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях, - использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям, - построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка, - поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности,
21 Психолого-педагогические условия реализации программы - поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности, - возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, - защита детей от всех форм физического и психического насилия, - поддержка родителей в воспитании детей, вовлечение их в образовательную деятельность. Для детей с ОВЗ создаются необходимые условия для диагностики, коррекции нарушений развития и социальной адаптации.
22 При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей для решения следующих образовательных задач: - индивидуализации образования, - оптимизации работы с группой. При необходимости используется психологическая диагностика развития детей, которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи). Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия родителей.
23 Максимально допустимый объём образовательной нагрузки должен соответствовать санитарно- эпидемиологическим правилам и нормативам (Сан ПиН от 15 мая 2013 г. 26).
24 Требования к развивающей предметно- пространственной среде
25 Развивающая предметно- пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
26 Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: - содержательно-насыщенной (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей и содержанию Программы), - трансформируемой (возможность её изменения в зависимости от образовательной ситуации), - полифункциональной (возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, ширм и т.д., наличие предметов- заместителей), - вариативной (наличие различных пространств - для игры, конструирования, уединения и пр., периодическая сменяемость игрового материала), - доступной (свободный доступ детей к играм, игрушкам и т.д., исправность и сохранность материалов и оборудования), - безопасной (надёжность и безопасность использования).
27 Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования.
28 Специфика дошкольного детства, системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обуславливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
29 Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
30 Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих кадров, включая аттестацию педагогических кадров, оценку качества образования, оценку как итогового, так и промежуточного развития детей, распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.
31 Настоящие требования являются ориентирами для: - построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учётом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства РФ, - решения задач формирования Программы, анализа профессиональной деятельности, взаимодействия с семьями, - изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет, - информирования родителей и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства РФ.
32 Целевые ориентиры в младенческом и раннем возрасте: - ребёнок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними, - использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, - владеет активной речью, - стремится к общению с взрослыми, подражает им, проявляет интерес к сверстникам, - проявляет интерес к музыкальным, литературным произведениям искусства, к рассматриванию картинок, - развита крупная моторика.
33 Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: - ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, - ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, обладает чувством собственного достоинства, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, адекватно проявляет свои чувства, - ребёнок обладает развитым воображением, владеет формами и видами игры, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, - ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью.
34 Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: - у ребёнка развита крупная и мелкая моторика, - ребёнок способен к волевым усилиям, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены, - ребёнок проявляет любознательность, склонен наблюдать и экспериментировать, - ребёнок обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире, знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.
35 Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования, предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
36 ! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.