Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемТамара Мысина
1 ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVII в. ИСПАНИЯ.
2 Расцвет Возрождения в другой крайней точке Европы в Испании, так же как и в Англии, наступил поздно, и пришелся на конец XVI первую половину XVII в. К тому времени Испания была государством, еще недавно могучим и богатым, но вступившим в полосу затяжного кризиса. Всего век назад страна переживала начало высокого подъема. Испанцы активно завоевывали Новый Свет, расширяли колонии, превратив свою родину в мощную морскую державу.
3 Дворец Карла V в Гранаде Внутренний двор Алькасара в Толедо В первой половине XVI в. Испания стала составной частью огромной европейской империи Габсбургов, в связи с чем в ее архитектуру проникли итальянские ренессансные влияния (дворец Карла V в Гранаде, внутренний двор Алькасара в Толедо).
4 Наиболее ярким выражением собственно испанского стиля ренесансного зодчества стал возведенный близ Мадрида монастырь-дворец Эскориал, построенный для короля-монаха Филиппа II по проекту архитектора Хуана Баутиста де Эррера (ок ). В центре монастыря-дворца величавый собор, увенчанный куполом. Его внешний облик отличается строгостью, подчеркнутой и во внутреннем убранстве.
5 Недальновидная политика испанских королей, свирепствование инквизиции и разорительные войны негативно сказались на развитии страны. Но кризис вызвал неожиданный взлет национального испанского искусства. Начало было положено творчеством Сааведры Мигеля де Сервантеса ( ).
6 Сервантес был сыном простого лекаря; его судьба полна приключений и трагических коллизий. Он воевал (был ранен, получил увечье левой руки), познал плен, тюремные заключения. Последние 15 лет жизни Сервантес провел в нужде. Но именно тогда и появился на свет его бессмертный роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (первая часть опубликована в 1605 г., вторая в 1615 г.).
7 Сочинение было задумано как пародия. Главный герой Дон Кихот, бедный провинциальный идальго, помешался на чтении рыцарских романов. Он возомнил себя средневековым рыцарем, отправившись в странствие во имя «прекрасной дамы» и для защиты всех униженных и оскорбленных. У него ржавые доспехи, вместо боевого коня старая кляча. Его оруженосец хитрый крестьянин Санчо Панса, его «дама» скотница, превращенная больным воображением в Дульсинею Тобосскую. Дон Кихот сражается с ветряными мельницами эта сцена стала символом донкихотства в истории культуры.
8 Сложнейший внутренний смысл сочинения Сервантеса вызвал различные трактовки. Некоторые исследователи считают, что в лице идальго и его оруженосца Сервантес воплотил вечный контраст грубого материализма и возвышенного идеализма, заземленного расчета и одухотворенной мечты. Думается также, что в образе Дон Кихота Сервантес глубоко спрятал самого себя.
9 Как художник Ренессанса, он пытался разобраться в таком явлении, как человек. Подобно людям своего поколения, он успел разочароваться в реальном устройстве общественной жизни и предсказал с гениальностью провидца рождение нового людского божка золотого тельца, культа денег, наживы и сопуствующего им материального «здравого смысла».
10 Младшим современником Сервантеса был Лопе Феликс де Вега Карпио ( ), который вошел в историю как великий драматург.
11 Наиболее интересная область его творчества комедия «плаща и шпаги» (названа так по типичным принадлежностям костюма испанских грандов). Лопе де Вега считал, что главная задача драматурга угодить зрителю. Поэтому его сочинения очень занимательны; они блещут остроумием, порожденным умением автора в нужный момент усилить внутренний комизм ситуаций, в которых оказались герои.
12 Центральная тема комедий Лопе де Вега любовь, искреннее и глубокое чувство, раскрывающее лучшие качества человека. Огромной популярностью и по сей день пользуются такие его пьесы, как «Собака на сене», «Сети Фенисы», «Валенсианская вдова» и др.
13 Прекрасным объяснением смысла комедий Лопе де Вега могут служить строки одной из его пьес: Не забудь, Рикардо: драма Стала зеркалом, в котором Предстают пред нашим взором Трус, герой, девица, дама, Вор, судья, дурак, мудрец, Мальчик, старец, принц и нищий. В ней себе невольно ищем Мы пример и образец; В ней живописуют нравы, К нашему стыду иль славе, Дело примешав к забаве, К грустной правде смех лукавый.
14 Наследником традиций ренессансной литературы Испании стал драматург Кальдерон де ла Барка ( ). Его творчество сродни стилю барокко: Кальдерон стремился к нарядной изысканности, сочетая аристократизм с тонким воплощением внутренних психологических конфликтов своих героев. Драматурга занимала христианская трактовка понятия «честь», имеющая для испанцев особое «знаковое» значение. Среди комедий Кальдерона наибольшей популярностью пользуются пьесы «С любовью не шутят» (1627?) и «Дама-невидимка» (1629).
15 В конце творческого пути драматург мучительно ищет ответ на философский вопрос: что есть жизнь? Быть может, сновиденье, промчавшееся и растаявшее без следа? Религиозно-мистическими исканиями овеяна его знаменитая пьеса «Жизнь есть сон» (1636).
16 Традиционная набожность испанского народа, сохранившаяся от Средних веков, от Реконкисты (отвоевание своих территорий, захваченных маврами), была частью наивного и непосредственного восприятия жизни. Сочетание глубокой религиозности с гордым осознанием своего «я», повышенное внимание к чести и достоинству человека составили самобытность испанской живописи, представленной в разных городах большим числом первоклассных мастеров.
17 Испанская школа складывалась под влиянием таких разных источников, как средневековая готика, мавританское искусство при несомненном воздействии идей европейского Возрождения. Быть может поэтому в творчестве испанских художников христианские сюжеты удивительным образом уживаются с чувственным ощущением действительности, а картины бытия всемогущих королей, блистательных грандов, дофинов и принцесс не заслоняют стихии красочной народной жизни с ее патриархальностью и близостью к земле.
18 У истоков ренессансной живописи Испании стоит художник греческого происхождения Доменико Теотокопули, прозванный Эль Греко ( ). Он появился в Мадриде в возрасте около 35 лет, имея за плечами крепкую профессиональную выучку (учился в Риме, в Венеции у Тициана). Не признанный испанским двором Эль Греко отправляется в Толедо, город монахов, возведенный на горном плато. Здесь художник нашел подлинную вторую родину, вдохновенно изображая толедские скалистые пейзажи во многих своих работах. Здесь же полностью раскрылся необыкновенный дар художника, благодаря которому его полотна легко узнаются в череде многоликой испанской живописи.
19 Деформированные образы, удлиненные фигуры, аскетичные лица с асимметрично распахнутыми глазами, в которых застыло внутреннее страстное горение и мистическая экзальтация... Этот мир, созданный Эль Греко, подчинен не реалиям, а законам духа и творческой фантазии, рожденной религиозным сознанием художника.
20 Хусепе Рибера. «Кающаяся Мария Магдалина» Франсиско Сурбаран. « Благовещение» «Золотой век» испанской живописи открывается творчеством Хусепе Риберы (ок ) и Франсиско Сурбарана (1598 ок. 1664).
21 Рибера, основатель школы Валенсии, обладал ярко выраженным даром художника- трагика. Во многих его произведениях раскрыты темы мученичества, страданий, нелегких судеб. Он любил изображать нищих, скитальцев- пилигримов, калек, подчеркивая в этих образах отнюдь не убогость, а извечную испанскую гордость, проступающую даже сквозь лохмотья.
22 Творчество Сурбарана принадлежит севильской школе живописцев. Он писал сцены из быта монахов и святых, придавая своим образам удивительную достоверность. Его кисть, как и кисть Риберы, была крепкой, мощной, прямодушной. Живопись Сурбарана лишена внешних эффектов, полна ясности и глубокой набожности («Отрочество Марии»). Художник изображал религиозные сюжеты как естественное проявление жизни, создавая полные достоинства и величия характеры («Посещение св. Бонавентуры Фомой Аквинским»).
23 Кульминация «золотого века» испанской живописи творчество Диего Родригеса де Сильва Веласкеса ( ). Веласкес был родом из Севильи. В ранний период творчества он увлекался живописью в любимом испанцами жанре «бодегонес», изображая сценки из жизни простых людей, быт кухонь и харчевен.
24 В 1623 г. художник переехал в Мадрид, где получил место при дворе короля Филиппа IV. Сорок лет придворной службы немалый срок. За эти годы Веласкес вырос в самобытного мастера-реалиста, постигшего тайны света и цвета. Проницательный папа римский Иннокентий X, которого Веласкес писал во время поездки в Италию, увидев свое изображение, воскликнул: «Тгорро vero!» («Слишком правдиво!»).
25 Веласкес умел говорить о людях правду, оставаясь в рамках этикета. Не обижая свои модели, мастер никогда не лгал и умел показать глубоко спрятанный характер человека, его интеллект, склонности, а порой и страсти за антуражем придворной благочинности и богатых одежд. Так, в портрете инфанты Маргариты (ок. 1660) Веласкес подчеркнул искусственность ее жизни, недетскую взрослость и неподдельную печаль.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.