Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемАлександр Тюхтин
1 И. Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану Детали и подробности
2 Запорожцы пишут письмо турецкому султану. 1880–1891. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
3 Султан – казакам Я, султан и владыка блистательной Порты, сын Ибрагима I, брат Солнца и Луны, внук и наместник Бога, владелец царств Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властитель над властелинами, необыкновенный рыцарь, никем непобедимый воин, неотступный хранитель Гроба Господня, попечитель самого Бога, надежда и утешение мусульман, смущение и великий защитник христиан повелеваю вам, запорожским казакам, сдаться мне добровольно, безо всякого сопротивления, и меня вашими нападками не заставлять беспокоиться. Султан турецкий Мухаммед IV Казаки – султану Ты, султан, черт турецкий, проклятого черта брат и товарищ, самого Люцифера секретарь… не будешь ты… сынов христианских под собой иметь, твоего войска мы не боимся, землею и водою будем биться с тобою. Вавилонский ты повар, Македонский колесник, Иерусалимский пивовар, Большого и Малого Египта свинопас, Армянский ворюга, Татарский сагайдак, Каменецкий палач, всего света и подсвета дурак, самого аспида внук… Вот так тебе запорожцы ответили, плюгавому. Не будешь ты даже свиней у христиан пасти. Этим кончаем, поскольку числа не знаем и календаря не имеем, месяц в небе, год в книге, а день такой у нас, какой и у вас… Подписали: кошевой атаман Иван Сирко со всем лагерем Запорожским
4 Это не было строевое собранное войско… но в случае войны и общего движения в восемь дней, не больше, всякий являлся на коне, во всем своем вооружении… и в две недели собиралось такое войско, какого бы не в силах были набрать никакие рекрутские наборы. Кончался поход воин уходил в луга и пашни, на днепровские перевозы, ловил рыбу, торговал, варил пиво и был вольный казак. Н. Гоголь. «Тарас Бульба» Запорожец. Этюд Запорожцы. Этюды е Украинское казачество зародилось в степях южной Малороссии в XIV в. По одной из версий, слово «казак» означает «сторожевой».
5 Репин хотел прежде всего воссоздать вольный дух казачества, описанный Гоголем в «Тарасе Бульбе»: «Вся Сечь представляла необыкновенное явление. Это было какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой. Это общее пиршество имело в себе что-то околдовывающее. Оно не было сборищем бражников, напивавшихся с горя, но было просто бешеное разгулье веселости… Веселость была пьяна, шумна, но при всем том это не был черный кабак… это был тесный круг школьных товарищей… разница была только в том, что вместо сидения за указкой… они производили набег на пяти тысячах коней, вместо луга, где играют в мяч, у них были неохраняемые, беспечные границы, в виду которых татарин выказывал быструю свою голову и неподвижно, сурово смотрел турок в зеленой чалме своей… Эта странная республика была именно потребностью того века…»
6 Большую помощь в сборе материалов оказал художнику историк Дмитрий Яворницкий, обладавший значительным собранием предметов запорожской старины. Д.И. Яворницкий в костюме казака. Фото 1880-х (forbes.ua) Фрагмент (Портрет Д.И. Яворницкого) Эскизы В 1880 г. Репин долго путешествовал по Украине – в тех места, где некогда была Запорожская Сечь. Из поездки он вернулся с бесчисленным количеством набросков и этюдов.
7 Портрет генерала М.И. Драгомирова Атаман Сирко. Фрагмент Фрагмент (портрет В.А.Гиляровского) В.А. Гиляровский. Фото 1900-х
8 Репин постоянно менял фигуры местами, кого-то удалял, кого-то добавлял, иногда не отходил от холста целый день, а порой «забывал» о картине на довольно долгий срок. «Какой это труд! восклицал художник. Надо каждое пятно, цвет, линия чтобы выражали вместе общее настроение сюжета и согласовывались бы и характеризовали бы всякого субъекта в картине». После многих лет мучительных сомнений наконец-то появилась на свет картина, в которой все было идеально и композиция, и колористическое решение, и выразительность образов. «Если бы вы видели все метаморфозы, какие происходили у меня здесь в обоих углах картины! рассказывал Репин. Чего тут только не было!.. И теперь хотя бы корреспондентов Times разносили меня в пух и прах, я остался бы при своем; я глубоко убежден, что теперь в этой картине не надо ни прибавлять, ни убавлять ни одного штриха». В. Поленов. Портрет И.Е. Репина. 1879
9 В 1880 году Репин писал Стасову: «До сих пор не мог ответить Вам, а всему виноваты Запорожцы, ну и народец же!! Где тут писать, голова кругом идет от их гаму и шуму; еще задолго до Вашего письма я совершенно нечаянно отвернул холст и не утерпел, взялся за палитру и вот недели две без отдыха живу с ними, нельзя расстаться веселый народ… Недаром про них Гоголь писал, все это правда! Чертовский народ! Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства. Во всю жизнь Запорожье осталось свободно, ничему не подчинилось!» И. Репин. Портрет критика В.В. Стасова. 1873В. Серов. Портрет И.Е. Репина.1880-е
10 Работа над картиной заняла двенадцать лет. Запорожцы пишут письмо турецкому султану Вариант картины 1887 Государственная Третьяковская галерея, Москва Запорожцы пишут письмо турецкому султану Вариант картины 1889 Харьковский музей изобразительных искусств.
11 Искусствовед И.Э. Грабарь писал о «Запорожцах»: «Со стороны передачи всех возможных оттенков смеха Репин добился здесь путем длительной, упорной работы и постоянных переписываний и улучшений таких результатов, что на основании нескольких десятков голов запорожцев можно составить исчерпывающий своеобразный «атлас смеха». Герои картины хватаются за бока в приступе безудержного веселья, ухмыляются, хихикают, скалят зубы, гогочут… Один казак («Остап») в порыве восторга опускает на спину соседа могучий кулак, другой («Андрий») смущенно улыбается, чуть сконфуженный грубостью товарищей, еще один суровый закаленный в боях воин прячет улыбку в усы… Они такие разные, но в то же время все охвачены единым порывом. Это не просто «физиология смеха», не просто «бешеная веселость», о которой писал Гоголь, но сознательный художественный прием, помогающий создать впечатление сплоченности, отваги и уверенности в своих силах перед лицом общего врага, пусть даже этот враг могущественный повелитель целой империи. ».
12 Император Александр III приобрел картину за рублей. В царском собрании «Запорожцы» оставались до 1917 г., сейчас они находятся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. И. Крамской Портрет императора Александра III 1886 В. Садовников. Михайловский дворец е Михайловский дворец (1819–1825) – бывший великокняжеский дворец, стиль ампир. Построен архитектором Карлом Росси. В 1898 г. по указу императора Николая II в здании открылся Русский музей императора Александра III (с 1917 г. – Государственный Русский музей).
13 Презентация подготовлена Е. Князевой по материалу Я. Белошапкиной Журнал «Искусство» 5/2013 И. Репин. Голова казака. 1887
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.