Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемДарья Шкандыбина
1 Л.Н. Толстой в контексте мировой культуры
2 В центре философско-этических исканий Л.Н. Толстого стоят такие «вечные» вопросы, как: в чем цель человеческой жизни? в чем смысл жизни? что есть истинное знание? в чем сущность человека? что делать для того, чтобы быть счастливее и лучше? какова высшая цель культуры, науки, образования? В поисках истины наш великий соотечественник опирался на тысячелетний опыт духовного познания и открытий человечества, черпал из сокровищниц мировой мудрости. Глубже понять смысл ключевых идей и взглядов Л.Н. Толстого, его отношение к жизни, религии и культуре, человеку и человеческим ценностям, а также попытаться постичь истоки философско-этических положений и педагогических установок Л.Н. Толстого нам поможет знакомство с культурным сознанием и с крупнейшими религиозно-философскими, мировоззренческими концепциями, достижениями культуры и искусства всех основных культурно-исторических эпох.
3 Тема 1. Культурное сознание Древнего Востока и философско-этические взгляды Л.Н. Толстого Л.Н. Толстой был убежден, что сущностью человека и целью его жизни является духовность. Смысл жизни человека составляет его отношение к миру, к нравственным целям, уяснение нравственной истины и нравственных законов. Понимание смысла жизни только как стремление к счастью, то есть к удовольствиям, наслаждению оказывается тупиковым, саморазрушающим, так как осуществление, реализация желания, потребности приводит, как следствие к исчезновению удовольствия. Человек, считал Л.Н. Толстой, должен понять, «…что я такое, какое отношение мое, моей отдельной жизни ко всему бесконечному миру», «…и как мне сообразно с этим моим отношением к миру жить, что делать и чего не делать». Истинное знание, по Толстому, кончается познанием своей личности. Познание же мира при помощи образования, науки должны помочь постичь суть человеческих сил и смысл жизни. Высшая цель научного знания и культуры – содействовать благу каждого человека и всего человечества. Приведенные взгляды Л.Н. Толстого напрямую перекликаются с важнейшими культурно-мировоззренческими положениями, религиозно- философскими учениями и культурным сознанием целого ряда древних цивилизаций. Это и обусловило наше обращение к рассмотрению взглядов Л.Н. Толстого и характерных черт мировоззрения, культуры и искусства отдельных культур Древнего Востока и следующих вопросов:
4 Древний Египет 1. Мифологическое мышление, его смысл и функции, отражение в нем ценностных ориентаций древних египтян. 2. Древнеегипетские мистерии и тайное знание, культы Гермеса Трисмегиста, Митры, символический смысл египетских божеств и религиозных изображений. 3. Искусство Древнего Египта и отражение в нем основных мировоззренческих идей.
5 Пирамида Хеопса, Хефрена, Микерина Архитектура
6 Скульптура Статуи царевича Рахотепа и его жены Неферт
7 Живопись Композиция с животными и растениями Повседневная жизнь египтян
8 Культура Древней Индии 1. Основополагающие идеи древнеиндийского брахманизма. 2. Основные положения древнеиндийских ведических религиозно-философских школ (йоги и др.) 3.Буддизм. 4.Индуизм. 5. Искусство Древней Индии и отражение в нем основных религиозно-философских представлений.
9 Культура Древнего Китая 1.Религиозно-философская картина мира в древнекитайском культурном сознании. 2. Даосизм как религия и философия. 3. Основные идеи и принципы конфуцианства. 4. Искусство Древнего Китая и отображение в нем древнекитайского мировоззрения.
10 Тема 2. Античное мировоззрение и философские, эстетические, педагогические взгляды Л.Н. Толстого Толстой-педагог придавал особое значение развитию у человека «высших» способностей: «воображения, творчества, соображения», писал, что воспитание должно содействовать обретению целостности, гармонии. В качестве одной из важнейших задач педагогики, Л.Н. Толстой называл задачу развития в ребенке его индивидуальной неповторимости, потребности в гармонии, в достижении идеала правды, красоты, добра. В искусстве мыслитель видел средство передачи чувств, оказывающее «смягчающее, удобряющее действие» на человека, способствующее эмоции чувств, вытесняющее «чувство, низшие, менее добрые и менее нужные для блага людей более добрыми, более нужными для этого блага». Взгляды Л.Н. Толстого на человека, его воспитание и отчасти – на искусство перекликаются с представлениями древних греков, их отношением к человеку, пониманием красоты, душевной гармонии, места и роли искусства в формировании души – что нашло отражение в древнегреческой философии, эстетических теориях, мифологии и религии. Вместе с тем не всегда античные философско-эстетическое видение совпадает с точкой зрения великого мыслителя, который, например, считал, что красоту и истину нельзя ставить на одну высоту, что оба понятия скорее противоположны.
11 Поиски античных корней воззрений Л.Н. Толстого побуждает нас обратиться к культуре и искусству Древней Греции и рассмотрению вопросов: 1. Древнегреческая мифология, религия и философия, отражение в них понимания мира греками. 2. Античные мистерии и учения о душе, мудрости, добродетели. 3. Культурное сознание древних греков и его воплощение в эллинистических философских течениях: эпикуреизме, стоицизме, скептицизме, кинизме (цинизме). 4.Искусство
12 Искусство Древней Греции Музыкальное искусство Музыка как отражение гармонии Космоса и как средство формирования характера человека. Учение греков о ладах
13 Афинский Акрополь. Реконструкция
14 Скульптура Курос с острова Мелос Курос из Тенеи, так называемый Аполлон Тенейский Кора «675», с афинского Акрополя
15 Живопись Амфора, с Дипилонского некрополя в Афинах Эксекий. Полидевк и Леда
16 Тема 3. Религиозные воззрения Л.Н. Толстого и христианская культура Л.Н. Толстой был убежден, что смысл жизни человека – в духовном, нравственном совершенствовании; а это означает стремление быть лучше. Нужно преодолеть гордыню самомнения, отказаться от пагубного желания переделать мир по собственному плану для общей пользы и поставить перед собой более скромную, но выполнимую задачу творения любви и добра ближнему, тем, кто с тобой рядом и от тебя зависит. «Для того, что бы все люди были счастливы, есть только одно средство: надо, чтобы каждый поступал с другими так, как он хотел, чтобы поступали с ним». И главная черта хорошей жизни – это стремление к совершенствованию любви. Добрый поступок, усилие добра, по Толстому, - это есть общение с Богом. Но в то же время Л.Н. Толстой считал, что в общении с Богом посредники не нужны, и выступал за «разумную», сознательную веру, против натуралистически понимаемого и за духовно понимаемого Бога, который присутствует, проявляется в поступке, справедливости, красоте. Так с какой же религией соотносятся взгляды Л.Н. Толстого? Был ли он истинным христианином? Истинным православным? Или быть может протестантом?
17 Разобраться в религиозных воззрениях и пристрастиях Л.Н. Толстого нам поможет знакомство с религиозно-эстетическими взглядами Л.Н. Толстого и рассмотрение вопросов: 1. Христианское мировоззрение и Cредневековая культура. 2. Направления развития философии и религиозной мысли в западноевропейском Cредневековье. 3. Культура и искусство Западной Европы в Cредние века. 4. Восточно-византийская Cредневековая философия и религиозная мысль. 5. Культура и искусство Византии. 6. Культура и искусство Древней Руси.
18 Византийское искусство Собор св. Софии в Константинополе гг.
19 Византийское искусство Живопись Византии Святые Сергий и Вакх. Икона VII (?) в. Владимирская богоматерь Центральная часть алтарного образа с изображением Христа
20 Западноевропейское искусство Изобразительное искусство Западной Европы Встреча Марии с Елизаветой. Скульптурная группа собора в Реймсе гг. Тайная вечеря. Рельеф собора в Наумбурге. Середина XIII в. Витраж собора в Бурже. Начало XIII в.
21 Тема 4. Ренессансный гуманизм и гуманистические идеи Л.Н. Толстого Мощным орудием движения человечества к совершенству Л.Н. Толстой считал искусство, так как с помощью его человек может испытать «лучшие чувства». Но в эпоху Возрождения, по мнению Толстого, роль искусства начала изменяться. Отказ от такой позиции, когда религиозное сознание было основой для развития искусств, привело к искажению роли искусств в жизни человека. В эпоху Ренессанса вернулись к искусству, обслуживающему языческое миропонимание, где смысл жизни сводился к личному наслаждению, красоте, что в действительности не есть истинный, конечный смысл жизни. В то же время, идеалы великого гуманиста напрямую перекликаются с идеалами эпохи Возрождения, когда он говорит, что все абсолютные ценности – нравственность, добро, истина, свобода, справедливость – имеют значение только как аспекты жизни человека, и лишь человек представляет абсолютную ценность.
22 Культура Ренессанса Убедиться в этом нам позволит изучение отношения Л.Н. Толстого к ренессансному мировоззрению и искусству и знакомство с: 1. Идеалами ренессансных гуманистов, мировоззрения эпохи Возрождения. 2. Культурой и искусством итальянского Возрождения. 3. Культурой и искусством Северного Возрождения
23 Итальянское Возрождение Проторенессанс (кон. XIII- начало XIV) Живопись Джотто. Воскрешение Лазаря. Фреска гг. Капелла дель Арена, Падуя Симоне Мартини. Благовещение г. Галерея Уфиции, Флоренция Чимабуэ. Мадонна с младенцем и ангелами г. Собор Санта-Мария Новелла, Флоренция
24 Скульптура Никколо Пизано. Поклонение волхвов. Рельеф мраморной кафедры баптистерия в Пизе г.
25 Архитектура Брунеллески. Купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции гг. Брунеллески. Воспитательный дом во Флоренции. Начат в 1419 г. Брунеллески. Капелла Пацци во Флоренции. Начата в 1430 г. Леон Баттиста Альберти. Палаццо Ручеллаи во Флоренции
26 Изобразительное искусство Рафаэль Санти Рафаэль Санти. Мадонна с Младенцем и св. Иоанном Крестителем Рафаэль Санти. Сикстинская мадонна гг. Рафаэль Санти. Мадонна Конестабиле гг.
27 Живопись Ян ван Эйк Мадонна канцлера Ролена Портрет четы Арнольфини
28 Тема 5. Мировоззрение Просвещения и взгляды Л.Н. Толстого Л.Н. Толстого волновал вопрос низкой мировоззренческой, этической культуры, возможного снижения творческого потенциала человека из-за неверного понимания целей и задач нравственного воспитания. Мыслитель был убежден, что цель школы состоит не в накоплении знаний и «привычек послушания», а в творческом и нравственном развитии детей, цель которого – в формировании более высокого уровня сознания. При этом Толстой отвергал авторитарное воспитание, фундаментом воспитания считал опыт и свободу, которая, вместе с тем, соединена с ответственностью. Л.Н. Толстой говорил о полной свободе человека в своем духовном росте, о том, что сознание всегда свободно, от него только и зависит выбор и поступки, то или иное отношение к любому явлению. Человек превращается в творца жизни, становясь свободным по отношению к своей мотивации и умея управлять своими желаниями и влечениями. Средством достижения «наибольшего счастья всего человечества» Толстой видел образование. В перечисленных здесь воззрениях Л.Н. Толстого слышатся отголоски идей европейских просветителей XVII-XVIII вв., изученных и проанализированных писателем, выразившим свое отношение к отдельным положениям учений просветителей.
29 Например, Лев Николаевич сочувственно относился к оценке науки, культуры, цивилизации, высказанной Ж.-Ж. Руссо, как не способствующих развитию нравов. Перекликаются идеи Толстого с просветительскими идеями о «естественном человеке», «естественном воспитании». Увидеть, насколько взгляды Л.Н. Толстого на человека, общество, цели и средства воспитания и развития близки идеалам европейских просветителей, нам поможет изучение как воззрений Л.Н. Толстого, так и мировоззрения европейских просветителей в следующих направлениях: 1. Идеалы и концепции западноевропейских просветителей XVII-XVIII вв. 2. Культура и искусство европейского Просвещения.
30 Западноевропейское искусство XVII – XVIII вв. Архитектура Площадь перед собором св. Петра в Риме Внутренний вид собора св. Петра в Риме
31 Западноевропейское искусство XVII – XVIII вв. Живопись Пьетро да Картона. Триумф правления папы Урбана VIII. Плафон дворца Барберини в Риме.
32 Просветительские идеи отражает в «Медном всаднике» Э.М. Фальконе Медный всадник Диана Грезящий амур
33 Живопись классицизма Жак Луи Давид. Клятва Горациев Жак Луи Давид. Смерть Марата. 1793
34 Тема 6. Л.Н. Толстой и культура XIX века Л.Н. Толстой считал, что научное знание его эпохи бездуховно, так как из него исчезли моральная сущность и сам человек. Высшая цель научного знания и культуры – содействовать благу каждого человека и всего человечества – оказалась искаженной естественно-научной направленностью знаний о человеке и обществе. Науки формируют ложную картину мира, искажающую понимание сути человеческих сил, что приводит к утрате смысла жизни. Неспособность науки, культуры содействовать единению людей, их духовному и нравственному развитию Толстой рассматривал как явление регресса. Современная педагогическая наука, как утверждал Толстой, формирует будущего конформиста, «чужим умом думающего», «чужим языком говорящего», а в дальнейшем – рационалиста, у которого «совесть спрятана в карман». Мыслитель предостерегал человечество от тяжелых последствий распространения безрелигиозной и безнравственной науки, говорил о дегуманизации культуры, уводящей человека от важнейших его целей и от понимания истинного смысла жизни.
35 Рассмотрев отношение Л.Н. Толстого к современной ему науке, культуре, цивилизации, а также особенности культурного сознания, направлений развития мировоззренческих, а также художественно- эстетических идей XIX – начала XX вв., мы сможем увидеть, насколько идеи Толстого созвучны общественному сознанию и общественной мысли эпохи и насколько оправданы опасения и предостережения нашего великого соотечественника. Этому будет способствовать раскрытие следующих аспектов: 1. Культурное сознание XIX – начала XX вв. 2. Направления развития культуры в XIX – начале XX вв. 3. Художественные направления XIX – начала XX вв.
36 Тема 7. Л.Н. Толстой к контексте культуры XX века Великий мыслитель и философ Л.Н. Толстой создал гуманистическое учение, в центре которого – человек с его основополагающими смысловыми ценностями – нравственности, добродетели, истины, красоты. Толстой с горечью констатировал наступление дегуманизации науки, искусства, то есть культуры его эпохи, что удаляло от понимания сущности человека, его жизни. Это стало очевидным, действительно с особой силой проявилось в XX веке – как в глобальном социокультурном кризисе, так и в дегуманизации искусства столетия. Познакомиться с концепцией Л.Н. Толстого о дегуманизации культуры и ее последствиях, с путями и формами развития культуры XX в. мы сможем в процессе рассмотрения таких вопросов: 1. Пути развития мировой культуры XX в. 2. Основные идейно-мировоззренческие, культурные и художественные течения XX в. 3. Модернизм в искусстве XX в. 4. Особенности реалистического искусства XX в.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.