Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемМария Микифорова
1 «Основы смыслового чтения и понимания текста» (междисциплинарная программа: разработка и реализация) Романичева Елена Станиславовна, канд.пед.наук, доцент, Заслуженный учитель РФ
2 ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ
3 Факторы «внимания» к чтению Выход на первое место каналов письменной коммуникации. Компьтеризация, переход на электронный носитель текста. Наличие устойчивых связей между качеством чтения и качеством образования. Смена модели чтения, что требуем смены методик обучения чтению и приобщения к чтению Расширение «ролей» чтения в образовании и жизнедеятельности человека
4 Точка отсчета Встраивание программы в образовательную деятельность ОО происходит за счет объединений всего педагогического коллектива школы и его социальных партнеров (заинтересованных участников) Реализация программы требует разработки общих для всех педагогов и библиотекарей школы подходов к работе с учащимися и распределения сферы ответственности между педагогами и родителями
5 Целевое назначение программы Учащиеся, освоившие эту программу: освоят разные стратегии работы с разными текстами расширят круг своего чтения научатся решать задачи разного уровня трудности через обращение к чтению Учащиеся смогут научиться: Оценивать уровень своей читательской культуры Разрабатывать индивидуальный маршрут читателя....
6 Чтение в новых ФГОСах формирование homo moralis, чтение для образования, чтение как работа с информацией new!
7 ФГОС: подлежат проверке умения: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, структурирование знаний, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров, определение основной и второстепенной информации,
8 ФГОС: подлежат проверке умения (продолжение): свободная ориентация и восприятие тестов научного, публицистического и официально-делового стилей, умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.)
9 Учебно-информационные умения Извлечение информации из учебного/ научного текста и других источников Переработка информации (сжатие, переструктурирование) и представление в иных формах (таблицы, схемы,…) Передача информации в текстовой форме с разной степенью сжатия и обобщения (пересказ, конспект, реферат, академическое эссе,…) Актуально: обучать не только извлечению информации, но и пониманию прочитанного, включению в личный опыт
10 Чтение для решения жизненно важных проблем («Учимся для жизни») Ученик умеет: 1)осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты); 2) извлекать информацию из разных источников; 3) находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета; 4) пользоваться источниками и ссылаться на них; 5) читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и уметь применять их при подготовке собственных текстов; 6) использовать разные стратегии чтения при работе с текстом.
11 ФГОС: методические материалы
12 Читательская грамотность (определение PISA) способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы new! достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
13 Сравним…
14 На этапе перехода из начальной школы в среднюю теряем читателя, потому что... перестаем обучать чтению и приобщать к нему, не занимаемся текстовой деятельностью на всех уроках, не поддерживаем и не сопровождаем самостоятельное чтение
15 Умение читать... разных ситуациях деятельности и общения уже не может считаться способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения
16 Грамотность чтения Грамотность чтения – активное, целенаправленное и функциональное использование чтения в различных ситуациях для различных целей Читательская грамотность - Читательская грамотность - понимание и использование, осмысление и отношение к чтению как средству достижения своих целей, наращивания знаний, развития потенциала и участия в жизни общества Подчеркивается 1) включенность человека в деятельность чтения, 2) ее активный, 3) функциональный, 4) целенаправленный характер
17 ВОЗМОЖНАЯ СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
18 Содержание программы Программа состоит из нескольких блоков/модулей, инвариантных и вариативных 1. Диагностический блок 2. Инструментальный блок «Стратегии работы с текстом» 3. Культурологический блок «Круг чтения» 4.Социо-коммуникативный блок (проекты, имеющие прямое или косвенное отношение к чтению) 5.Рефлексивно-оценочный блок (портфель читателя)
19 Целевые установки программы Формирование целостного представления о «мире чтения», основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах читательской деятельности Приобретение опыта разнообразной читательской деятельности, опыта познания и самопознания на основе прочитанного Направленность на формирование навыков самообучения, способности к чтению разных текстов в процессе самостоятельной работы Целенаправленное формирование круга чтения как одной из форм предпрофильной подготовки *** Готовность к выбору/выстраиванию индивидуального читательского маршрута с учетом дальнейшего «профильного» обучения
20 Планируемы результаты и достижения Личностные: сформировнность ценностного отношения к чтению; Совершенствование читательских навыков Развитие эстетического вкуса Формирование развивающего круга чтения
21 Планируемые результаты и достижения Метапредметные: умение эффективно использовать различные стратегии работы с текстом Обращаться к различным информационным источникам Объективно оценивать достоверность и значимость информации Освоить опыт проектной/исследовательской деятельности
22 Планируемые результаты и достижения Предметные Уровнь усвоения учебного содержания, достаточный для продолжения обучения в этой области и решения определенного класса проблем в социальной практике
23 Диагностический блок Что проверяем? 1. Приобщенность к чтению 2. Уровень читательской грамотности Как проверяем? 1.Анкеты, опросники (учащихся, учителей, родителей) 2. Комплексной работой («золотым» стандартом PIRLS) Результат: создание читательского профиля ученика/класса
24 У выпускников начальной школы должны быть развиты следующие умения: Поиск информации Выделение информации, нужной для решения практической или учебной задачи Систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации Интерпретация и преобразование информации
25 Учащиеся начальной школы должны уметь: Использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей; Объяснять, обосновывать утверждения; Принимать решения в простых учебных и практических ситуациях
26 «Золотой стандарт» PIRLS Высокий (продвинутый) уровень: читатель способен интегрировать и объяснить все основные мысли текста, представленные в содержании, указать на причины и следствия Высокий уровень: интерпретировать содержание текста и подтекста, основываясь на его материале Средний уровень: продемонстрировать понимание информации текста, представленной в явном виде Низкий уровень: найти информацию из разных частей текста
27 Инструментальный блок «Стратегии работы с текстом» Почемустратегии? Почему стратегии? нет и похожи на «Стратегические процессы во многом противоположны процессам алгоритмическим, или управляемым правилами…. В стратегическом процессе такого гарантированного успеха нет, как нет и единого представления текста. Применяемые стратегии похожи на эффективные рабочие гипотезы относительно правильной структуры и значения фрагмента текста; дальнейший анализ может их и не подтвердить… знание о процессах понимания Стратегии – это часть нашего общего знания: они представляют собой знание о процессах понимания» Т. А., Ван Дейк В. Кинч Хорошие читатели отслеживают свое понимание, встречаясь с новой информацией Дж.Стил
28 Читательские стратегии Читательские стратегии Читательские стратегии – это «…план и программа действий и операций читателя, работающего с текстом, которые способствуют развитию умений чтения и размышлению о читаемом и прочитанном, и включают в себя процедуры анализа информации и степени ее понимания, а также взаимодействие чтец – текст Стратегия формируется при работе с текстом определенного типа, а затем сохраняется при чтении подобных текстов Н.Н.Сметанникова
29 Понять любой текст можно на уровне: Извлечения информации (о чем говорится и что именно) Интерпретации информации в авторском и культурном контекстах (смысл текста) Интерпретации информации в контексте личностного жизненного опыта (личностный смысл)
30 Эффективные стратегии смыслового чтения текста Стратегия сжатия текста (G-S-R) Работа с таблицей З-Х-У и ее модификацией Стратегия INSERT Граф-схемы разных типов текстов Чтение с вопросами Чтение с ведением записей Понятие и его определение Стратегия «Где ответ?» (Q-A-R)....
31 Портфолио текстов: зачем он нужен?
32 «Тематический портфолио» текстов (тип интеллекта – характер текста) Вербально-лингвистический: вербальный учебный и научный текст Логико-математический: графики, диаграммы Визуально-пространственный интеллект: иллюстрации, фотографии Аудио-музыкальный интеллект: аудио-текст, текст с музыкальным сопровождением Исследовательский :образцы анкет, опросников для выполнения исследовательских заданий Внутриличностный интеллект: аутентичные тексты
33 Разработка программы «Смысловое чтение» для ОО как актуальная педагогическая задача «Пока ни в одном из рекомендованных материалов нормативного или методического характера не представлено видение возможного распределения задач формирования конкретных ожидаемых умений по годам обучения (на уровне начальной школы – от 1- го к 4-му классу, на уровне основной – от 5-го к 9-ому классу). В то же время именно это представляется в настоящий момент важной педагогической задачей, способной содействовать реализации требований образовательных стандартов нового поколения» Г.Н.Ковалева
34 Благодарю за внимание и понимание! Вопросы?
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.