Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемПотап Шеншин
1 Актуальные вопросы преподавания истории в средней школе
2 План лекции 1. Особенности современной социализации школьников. 2. Характеристика современного школьного исторического образования. 3. Этапы и уровни исторического образования в школе. 4. Региональный компонент курса истории. 5. Изучение Великой Отечественной войны гг. в курсе истории (принципиальные подходы).
3 Особенности современной социализации школьников Особенности современной социализации школьников
4 Особенности современной социализации школьников 1. Усложнение социализации на всем ее протяжении: а) рост числа социальных ролей; б) изменение их содержания. 2. Удлинение продолжительности социализации и ее активного этапа. 3. Невозможность передачи опыта предшествующих поколений в полном объеме. 4. Одновременное вхождение в новые общественные процессы разными поколениями.
5 -Специфика префигурации (М. Мид), когда взрослые и дети учатся вместе, осваивая новое знание и компетенции. -Центрирование учебно-воспитательного процесса не на учителе, не на ученике, а на самом процессе учения. -Осуществление учащимися и педагогами совместной поисковой деятельности (интегрирование образования как в части когнитивных, так и коммуникативных процессов).
6 Компетентности учащихся 1. Ценностно-смысловая. 2. Общекультурная. 3. Учебно-познавательная. 4. Информационная. 5. Коммуниактивная. 6. Социально-трудовая. 7. Личностного самосовершенствования.
7 Основные каналы социализации личности 1) Воздействие общества фактом своего существования (в т.ч. через исторические традиции). 2) Образовательные и воспитательные организации и учреждения. 3) СМИ. 4) Семья. 5) Самосоциализация.
8 Эволюция развития мировой школы Школа знаний Школа умений Школа развития личности
9 Определения содержания образования 1. Содержание образования как педагогически адаптированные основы наук. 2. Совокупность знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены учениками. Смена рецептивно-отражательного подхода к мышлению и образованию человека конструктивно-деятельностным. 3. Педагогически адаптированный социальный опыт человечества, тождественный по структуре (но не объему!) человеческой культуре во всей ее структурной полноте.
10 Характеристика современного школьного исторического образования
11 Место истории в системе общего среднего образования: -источник социального опыта; -основа развития нравственной и социокультурной сфер личности; -«поле согласия» для разных поколений; -хронологическая «вертикаль» и объединяющая канва для гуманитарных и социальных дисциплин; -формирование историзма как принципа познания и мышления; -база для диалога времён, культур, нравственно-этических систем и т. д.
12 Историческое образование в школе Исторический компонент различных школьных дисциплин История как отдельный предмет Внеурочная и внеклассная работа
13 1. Выработана новая иерархией целей школьного исторического образования: выделение в качестве основной цели – воспитание и развитие личности на основе знаний, умений и социальной практики учащихся. Школьное историческое образование направлено на социализацию учащихся, формирование у них основы для освоения социальных ролей и базовых коммуникативных, политических, социальных, познавательных компетенций. 2. Переход от описательной парадигмы к познавательно-аналитической.
14 Компетентностный подход Компетентности Объединяют интеллект и навыки Носят интегрированный характер Отражают идеологию «идти от результата»
15 Компетенции исторической направленности Историко- познавательная компетенция Информа- ционная компетенция Ценностно- мировоззренческая компетенция Социаль- но-комму- активная компетентен- ция
16 Историческое мышление способность рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей определять собственное отношение к диску с ионным проблемам прошлого и современности
17 Уровни школьного исторического знания 2 Теории, мировоззренческие идеи Тенденции общественных изменений Исторические понятия и термины Исторические факты
18 3. При определении содержания курса истории и организации обучения школьников: - рассмотрение исторического материала с позиций национальных и государственных интересов России, ориентируясь на развитие патриотизма школьника, неотделимого от гражданских и нравственных составляющих личности человека; - акцент на личностный аспект общественного развития, на внимание к роли человека, мотивам его деятельности, стремление дать ученику возможность через собственное восприятие оценить те или иные поступки людей в прошлом;
19 -обращение к истории России как к истории полиэтнической, поли конфессиональной и поликультурной страны; - стремление к взвешенному подходу в раскрытии достижений и негативных явлений и процессов в истории России, показ, как тех страниц истории, которые вызывают горечь в сознании россиянина, так и того, что в обобщенном виде можно назвать «Победы России». Акцентирование внимания учащихся на то, как Россия, россияне выходили из тяжелых ситуаций в жизни страны, консолидируясь, преодолевая противоречия внутри общества;
20 -многофакторный подход к содержанию истории – обеспечение баланса между различными областями исторического знания; - ознакомление учащихся с различными точками зрения на прошлое и современный этап развития человечества; - проведение связи истории Родины, малой Родины и истории семьи учащегося; - направленность на органическое единство рассмотрения истории Отечества и зарубежной истории при приоритете изучения истории России.
21 Изучение истории России и зарубежной истории прямое сравнение России и других стран хронологическая синхронизация изучения событий в России и в мире анализ конкретных событий в истории России и их влияния на мировую историю
22 4. Нацеленность на реализацию межпредметных связей в изучении истории и других школьных дисциплин (прежде всего гуманитарного цикла), на органическое единство изучения истории и обществознания. Уровни межпредметной интеграции: - Интеграция целей изучения предметов. - Интеграция методов наук, отраженных в преподавании предмета. - Интеграция фактов и понятийного аппарата предметов.
23 5. Организация обучения через деятельностный подход. 6. Активное использование информационных возможностей Интернет-ресурсов. 7. Опора на региональные социокультурные возможности при обучении истории. 8. Поиск органического соединения фундаментального и компетентностного подходов в обучении школьников истории.
24 Тенденции роста объема информации в курсе истории 1. Увеличение продолжительности рассматриваемого исторического времени. 2. Обращение к новым сторонам, аспектам истории, которые отсутствовали или были недостаточно представлены в опыте преподавания прошлых лет.
25 2. Вынесение на итоговую аттестацию всего курса отечественной истории (и по хронологии, и по содержательным сторонам). 4. Включение в учебный курс большего числа и объема разнообразных источников. 5. Применение деятельностного, компетентностного подхода в изучении предмета.
26 Функции элективных курсов Дополнять и развивать содержание профильного курса Развивать содержание одного из базовых курсов Удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников, выходящие за рамки выбранного ими профиля
27 Компоненты содержания учебника Информа- тивный Репродукти- вный, творческий Эмоционально- ценностный
28 Региональный компонент курса истории (принципиальные подходы)
29 Сущность регионального компонента курса истории Под региональным компонентом истории понимается педагогически отобранный исторический материал в контексте базового содержания предмета «история», раскрывающий типичное и особенное в исторической ретроспективе конкретного региона. Особенностью регионального компонента курса отечественной истории является его значительный объём в части совпадения с содержанием федеральной составляющей предмета.
30 Основные задачи использования регионального компонента истории Повысить эффективность изучения основного инвариантного содержания истории Поднять уровень усвоения школьниками краеведческого материала
31 Современный подход к региональному компоненту курса истории 1) определение специфических целей использования регионального компонента, детализирующих или конкретизирующих общие цели исторического образования; 2) систематичность опоры на региональный компонент в процессе обучения истории, ориентированного на достижение этих целей; 3) применение педагогически обоснованных принципов и механизмов использования регионального компонента;
32 4) определение наиболее эффективных организационных форм изучения регионального компонента, развивающих самостоятельную работу учащихся; 5) внимание к межпредметным связям регионального компонента истории с региональными компонентами других предметов базисного учебного плана, прежде всего обществознания, географии, литературы.
33 Основные структурные единицы регионального компонента истории - конкретные факты локального развития региона в ретроспективе, используемые в качестве примеров при изучении основного содержания федеральных курсов; - общие процессы, закономерности развития российского общества и региона, проявление региональных особенностей при рассмотрении общих тенденций истории России; - дополнительные вопросы и темы, вводимые в содержание курса, отражающие уникальность данного региона.
34 Принципы отбора содержания регионального компонента: 1) органичности включения содержания регионального компонента в базовый федеральный курс; 2) типичности отображаемого; 3) специфичности отображаемого; 4) комплексности в раскрытии регионального содержания; 5)сочетания регионального и субрегионального исторического материала.
35 Механизмы отбора содержания регионального компонента: - актуализации (отборе учебного материала, значимого для понимания истории развития региона и субрегиона, сущностных характеристик его жизни); -локализации (означает выделение материалов, раскрывающих связь глобального и регионального, общефедерального и регионального, регионального и субрегионального);
36 Механизмы - реализации личностно-ориентированного подхода (определение содержания, лично значимого для конкретных учащихся); - дидактической целесообразности (помощь в преодолении затруднений учащихся на пути к требуемому уровню их подготовленности. Среди этих требований есть те, при достижении которых использование регионального компонента наиболее эффективно).
37 К 70-летию Победы Изучение Великой Отечественной войны гг. в курсе истории
38 Подходы к изучению истории «Великой Отечественной войны гг.» -Показать ее события через аспекты: военно- стратегические, организационно- хозяйственные, внешнеполитические и морально-психологические. - Обратиться к человеческой личности через тему «Народ и война». - Проанализировать важнейшие факторы Великой Победы через обращение учащихся к истории своей семьи.
39 Региональный компонент - Рассматривать содержание темы через местный материал. Изучение учащимися Великой Отечественной войны важно сделать практико- ориентированной, социально мотивированной. - Создавать соответствующий эмоциональный фон изучения темы, использовать сведений о войне для пробуждения лучших человеческих качеств учащихся через показ массового и индивидуального героизма советских людей, освещение их самоотверженности, стойкости, самопожертвования.
40 Значение - Раскрыть то, что Победа – это результат, достигнутый всем советским многонациональным и поликонфессиональным народом, проявившим выдержку, стойкость, терпение, личное мужество. - Показать Победу как результат героических усилий Фронта и Тыла. - Раскрыть один из важных источников Победы – вклад в нее деятелей культуры;
41 Акцент -Выделить вопросы попыток фальсификации истории Второй мировой и Великой Отечественной войны через содержание курса, работу учащихся в режиме поиска информации, дискуссий и т.д. -Показать положительный опыт союзнических отношений в борьбе против опасности человеческой цивилизации в годы войны. -Опираться на деятельностный подход учащихся в изучении темы.
42 Акцент -Использовать современные информационные возможности обращения к истории Великой Победы. -Опираться на межпредметные связи в изучении темы. -Реализовать возможности интеграции урочной и внеурочной работы. -Опираться на социокультурные возможности изучения темы. -Применить (если позволит сложившаяся ситуации в образовательном пространстве) благоприятный для изучения темы режим ее учебного планирования.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.