Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемТарас Щепликов
1 Проектирование ООП ДО в условиях ФГОС ДО Федина Нина Владимировна, к. п. н., проректор по научной работе ЕГУ им. И. А. Бунина, член ЭС Государственной Думы РФ
2 ФГТ и ФГОС : что изменилось ? 1. Единый вектор развития системы дошкольного образования - к ребенку как центру и субъекту образовательного процесса. 2. Уход от учебной модели в направлении развивающего образования, учитывающего потребности и интересы ребенка ( в терминологии ФГТ И ФГОС ДО ) отсутствуют « учебные занятия »).
3 ФГТ и ФГОС : что изменилось ? 3. Единство теоретико - методологических основ : - культурно - историческая концепция Л. С. Выготского, - теория деятельности, - личностный подход.
4 ФГТ и ФГОС : что изменилось ? 4. Внутреннее единство главных принципов образования ( отличия - в формулировках и смысловых нюансах ): - содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником ( субъектом ) образовательных отношений ; - сотрудничество с семьей ; - возрастная адекватность дошкольного образования ( соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития ребенка ); - учет этнокультурной ситуации развития детей и др.
5 ФГТ и ФГОС : что изменилось ? ФГТ Обязательные требования к : - структуре ООП ДО ; - условиям ее реализации. ФГОС Обязательные требования к : - структуре ООПДО ; - условиям ее реализации ; - результатам освоения.
6 ФГТ и ФГОС : что изменилось ? ФГТ « обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста » ФГОС ДО « объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс »
7 ФГТ и ФГОС : что изменилось ? ФГТ «… построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра » ФГОС ДО « возрастная адекватность дошкольного образования ( соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития )»; « реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры »
8 ФГТ и ФГОС : что изменилось ? ФГТ «… с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей » ФГОС ДО «… комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях …»
9 ФГТ и ФГОС : что изменилось ? ФГТ « виды детской деятельности ( игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно - исследовательская, продуктивная, музыкально - художественная, чтение )» ФГОС ДО « ряд видов деятельности, таких как игровая.., коммуникативная …, познавательно - исследовательская …, восприятие художественной литературы и фольклора …, самообслуживание и элементарный бытовой труд …, конструирование …, изобразительная …, музыкальная … и двигательная … формы активности ребенка »
10 ФГТ и ФГОС : что изменилось ? ФГТ « предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования » ФГОС ДО « Программа может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в Организации »
11 ФГТ и ФГОС : что изменилось ? ФГТ соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности ( позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному « минимуму »); основываться на комплексно - тематическом принципе построения образовательного процесса ; ФГОС ДО
12 ФГТ и ФГОС : что изменилось ? ФГТ ? ФГОС ДО Структурные подразделения в одной Организации ( далее - Группы ) могут реализовывать разные Программы
13 ФГТ и ФГОС : что изменилось ? ФГТ Направленность « на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и ( или ) психическом развитии детей » ФГОС ДО Направленность на « формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности ; охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия »
14 ФГТ и ФГОС : что изменилось ? ФГТ « Основная общеобразовательная программа дошкольного образования ( далее – Программа ) разрабатывается, утверждается и реализуется в образовательном учреждении на основе примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования, разработка которых обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом на основе федеральных требований » ФГОС ДО « Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом Примерных программ » « Образовательная деятельность по Программе осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, индивидуальными предпринимателями »
15 ФГТ и ФГОС : что изменилось ? « Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста » « Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования »
16 ФГТ и ФГОС : что изменилось ? ФГТ 3-7 Дошкольный возраст ФГОС ДО 2 месяца – 7 лет : - младенчество - ранний возраст - дошкольный возраст
17 Структура и объем ООП ДО ФГТ « Программа состоит из двух частей : 1) обязательной части ; 2) части, формируемой участниками образовательного процесса » ФГОС ДО « Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта »
18 Структура и объем ООП ДО ФГТ « Время, необходимое для реализации Программы, составляет от 65% до 80% времени пребывания детей в группах с 12- ти часовым пребыванием в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей, а также вида группы, в которой Программа реализуется » ФГОС ДО « Программа может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в Организации »
19 Структура и объем ООП ДО ФГТ « Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса – не более 20% общего объема Программы » ФГОС ДО « Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема ; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%»
20 Структура и объем ООП ДО ФГТ « Обязательная часть включает время на : - непосредственно образовательную деятельность ( НОД ); - образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов ( ОДРМ ); - самостоятельную деятельность детей ( СД ); - взаимодействие с семьей. ФГОС ДО
21 Структура и объем ООП ДО ФГТ « В группах компенсирующей и комбинированной направленности обязательная часть Программы включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и ( или ) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья » ФГОС ДО
22 Обязательная часть ООПДО ФГТ Обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. … включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и ( или ) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья ФГОС ДО Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях
23 Часть, формируемая участниками образовательных отношений, ООПДО ФГТ « видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно - гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально - личностному, познавательно - речевому, художественно - эстетическому развитию детей ( кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и ( или ) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья ); специфику национально - культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. ФГОС ДО « направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и / или культурных практиках ( далее - парциальные образовательные программы ), методики, формы организации образовательной работы » « образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на : специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность »
24 Разделы ООП ДО ФГТ Обязательная часть Программы должна содержать следующие разделы : пояснительная записка ; организация режима пребывания детей в образовательном учреждении ; содержание психолого - педагогической работы по освоению детьми образовательных областей ; содержание коррекционной работы ( для детей с ограниченными возможностями здоровья ); планируемые результаты освоения детьми программы я ; система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. ФГОС ДО Программа включает три основных раздела : целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
25 Структура содержания дошкольного образования в ООП ДО ФГТ Направления развития ребенка : - физическое ; - познавательно - речевое ; - социально - личностное ; - художественно - эстетическое. (+ образовательные области ) ФГОС ДО Образовательные области : - социально - коммуникативное развитие ; - познавательное развитие ; - речевое развитие ; - художественно - эстетическое развитие ; - физическое.
26 Содержание ООП ДО : социально - коммуникативное развитие ФГТ приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми ( в том числе моральным ); формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. ФГОС ДО усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности ; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации ;
27 Содержание ООП ДО : социально - коммуникативное развитие ФГТ « развитие свободного общения со взрослыми и детьми » Планируемые итоговые результат « Ребенок владеет конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми ( договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве )» ФГОС ДО « развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками »
28 Содержание ООП ДО : социально - коммуникативное развитие ФГТ развитие трудовой деятельности ; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам ; формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. ФГОС ДО формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества
29 Содержание ООП ДО : социально - коммуникативное развитие ФГТ формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них ; приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения ; передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства ; формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. ФГОС ДО формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
30 Содержание ООП ДО : социально - коммуникативное развитие ФГТ Планируемые итоговые результаты любознательный, активный Способен самостоятельно действовать эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы способный управлять своим поведением и планировать свои действия ФГОС ДО становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий ; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками
31 Содержание ООП ДО : познавательное развитие ФГТ Планируемые итоговые результаты : любознательный, активный способный решать интеллектуальные и личностные задачи ( проблемы ), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач ( проблем ), поставленных как взрослым, так и им самим ; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач ( проблем ). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др. ФГОС ДО развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации ; формирование познавательных действий, становление сознания ; развитие воображения и творческой активности
32 Содержание ООП ДО : познавательное развитие ФГТ сенсорное развитие ; развитие познавательно - исследовательской и продуктивной ( конструктивной ) деятельности ; формирование элементарных математических представлений ; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Планируемые итоговые результаты : имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу ; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях ; об обществе, его культурных ценностях ; о государстве и принадлежности к нему ; о мире. ФГОС ДО формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира ( форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
33 Содержание ООП ДО : речевое развитие ФГТ развитие свободного общения со взрослыми и детьми ; развитие всех компонентов устной речи детей ( лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи ; связной речи – диалогической и монологической форм ) в различных формах и видах детской деятельности ; практическое овладение воспитанниками нормами речи ; развитие литературной речи ; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. ФГОС ДО владение речью как средством общения и культуры ; обогащение активного словаря ; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи ; развитие речевого творчества ; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха ; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы ; формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
34 Содержание ООП ДО : художественно - эстетическое развитие ФГТ развитие продуктивной деятельности детей ( рисование, лепка, аппликация, художественный труд ); развитие детского творчества ; приобщение к изобразительному искусству развитие музыкально - художественной деятельности ; приобщение к музыкальному искусству Планируемые результаты : эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы ФГОС ДО развитие предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений искусства ( словесного, музыкального, изобразительного ), мира природы ; становление эстетического отношения к окружающему миру ; формирование элементарных представлений о видах искусства ; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора ; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений ; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей ( изобразительной, конструктивно - модельной, музыкальной и др.).
35 Содержание ООП ДО : физическое развитие ФГТ развитие физических качеств ( скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации ); накопление и обогащение двигательного опыта детей ( овладение основными движениями ); формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. ФГОС ДО приобретение опыта в следующих видах деятельности детей : двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость ; способствующих правильному формированию опорно - двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений ( ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны ), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами ; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере ;
36 Содержание ООП ДО : физическое развитие ФГТ сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей ; воспитание культурно - гигиенических навыков ; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. ФГОС ДО становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами ( в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
37 Проектирование ООП ДО NB! - нормы ФЗ « Об образовании в Российской Федерации »; - требования Сан ПиН ; - требования ФГОС ДО ; - положения ПООП ДО ; - положения других образовательных программ ; - возраст детей ; - наличие / отсутствие у детей специальных образовательных потребностей ; - специфику территории, конкретной образовательной организации.
38 Структура ООП ДО : целевой раздел Пояснительная записка должна раскрывать : 1. цели и задачи реализации Программы ; 2. принципы и подходы к формированию Программы ; 3. значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.
39 Структура ООП ДО : целевой раздел Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей - инвалидов ( далее - дети с ограниченными возможностями здоровья ).
40 Структура ООП ДО : содержательный раздел Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях ; Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы ; Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений
41 Структура ООП ДО : содержательный раздел «2.8. Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста : 1) предметно - пространственная развивающая образовательная среда ; 2) характер взаимодействия со взрослыми ; 3) характер взаимодействия с другими детьми ; 4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому »
42 Структура ООП ДО : содержательный раздел « В содержательном разделе Программы должны быть представлены : а ) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик ; б ) способы и направления поддержки детской инициативы ; в ) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников ; г ) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы »
43 Структура ООП ДО : организационный раздел Описание материально - технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания Распорядок и / или режим дня Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
44 Структура ООП ДО : дополнительный раздел Краткая презентация Программы : - возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации ; - используемые Примерные программы ; - характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.