Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемРуслан Устинов
1 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ ТЕМА 1: ВЗАИМОСВЯЗЬ ПУНКТУАЦИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С СЕМАНТИКОЙ, КОНСТРУКЦИЕЙ И ТРАДИЦИЕЙ ЯЗЫКА
2 ПОВТОРЕНИЕ 1. Что изучает пунктуация? 2. На какие разделы языка опирается пунктуация? 3. Какие знаки препинания имеются в русской пунктуации?
3 ПРИМЕРЫФАКТОРЫ 1) Казнить нельзя помиловать 2) Как хорошо ты о море ночное 3) Весна пришла внезапно и все живое высыпало ей навстречу 4) На собрании постановили: во-первых, следовать поступившим распоряжениям; во-вторых, выступить с инициативой начать сев раньше срока 5)Я люблю, а значит – я живу! А. Зависимость пунктуации от интонации высказывания Б. Зависимость пунктуации от синтаксической конструкции высказывания В. Зависимость пунктуации от традиции языка Г.Зависимость пунктуации от смысла (семантики) высказывания Д. Зависимость языка от авторского права ЗАВИСИМОСТЬ ПУНКТУАЦИИ ОТ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ
4 ПРАКТИКУМ Язык это одно из самых важных и самых древних общественных явлений Мы можем вообразить себе человечество без гусиного пера керосиновой лампы газа электричества радио телевизоров компьютеров но мы ни на минуту не можем представить себе общество без языка значение которого в истории нашей цивилизации трудно переоценить Язык изучает специальная наука языкознание или лингвистика Язык изучается на разных уровнях фонетико-графическом лексическом морфологическом синтаксическом стилистическом Кроме того языку в его письменной форме не обойтись без орфографии пунктуации культуры речи Следовательно языкознание это сложная дисциплина имеющая многоаспектный характер исследования и опирающаяся на научные теории
5 ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА 1. Какие знаки препинания выбраны? 2. Какие факторы определяют постановку знаков? 3. Какие синтаксические конструкции имеются в тексте? 4. Указать лексическое значение: многоаспектный, цивилизация 5. Указать морфемный состав слова «языкознание» 6. Указать способ образования слов: явление, вообразить, переоценить, уровень
6 ТЕМА 2: ТЕКСТ КАК СМЫСЛОВОЕ И СТИЛИСТИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО
7 1. Указать лексическое значение: многоаспектный, цивилизация 2. Указать морфемный состав слова «языкознание» 3. Указать способ образования слов: явление, вообразить, переоценить, уровень ПОВТОРЕНИЕ МНОГОСТОРОННИЙ; УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ЯЗЫК/ О / ЗНА/ НИЙ/ Э ЯВЛЕНИЕ- ЯВЛЯТЬСЯ; ВООБРАЗИТЬ – ОБРАЗ; ПЕРЕОЦЕНИТЬ – ОЦЕНИТЬ; УРОВЕНЬ- УРАВНЯТЬ
8 1) МНОГОСТОРОННИЙ; 2) УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ 3) ЯЗЫК/ О / ЗНА/ НИЙ/ Э 4) ЯВЛЕНИЕ- ЯВЛЯТЬСЯ; ВООБРАЗИТЬ – ОБРАЗ; ПЕРЕОЦЕНИТЬ – ОЦЕНИТЬ; УРОВЕНЬ - УРАВНЯТЬ КЛЮЧИ К ЗАДАНИЮ :
9 НАБЛЮДАЕМ ТЕКСТ: В 1990 году, объявленном ЮНЕСКО Годом Бориса Пастернака, исполнилось 100 лет со дня рождения поэта. Этот неповторимый художник слова, великий поэт России, он возвратился к читателям после многих лет забвения. У стихов Пастернака есть одно свойство - западать в душу и сохраняться в уголках памяти, восхищая, вдохновляя, радуя. Создавая свои поэтические творения, великий мастер образности и стиха размышлял в рифмованных строчках о времени и о себе, о величии жизни и тайне смерти, законах рождения и высоком назначении искусства. Его открытый голос всегда рвался навстречу людям. Навсегда останется в истории литературы имя Бориса Пастернака - вдохновенного лирика.
10 ФИКСИРУЕМ ИНФОРМАЦИЮ! Текст – единица стилистики, культуры речи Текст - сочетание предложений, связанных единством смысла и грамматическими средствами Предполагается логическая последовательность: начало – развертывание мысли – заключение Например: 1. Олимпийские игры - одно из мировых спортивных празднеств, возникли в Древней Греции в 776 году до н.э. 2. Это были состязания в силе, утверждающие могущество и красоту тела. 3. Они проводились раз в четыре года и длились пять дней. 4. Во время игр объявлялся всеобщий мир, прекращались войны Начало: Что? Где? Когда? Заключение: Что интересного? Связи: Цепная ( 1 – 2 «это», «игры – состязания»; 2-3 «они»); Параллельная (1 - 4)
11 ФИКСИРУЕМ ИНФОРМАЦИЮ! Средства связи в тексте между предложениями: 1 Лексический повтор 2. Однокоренные слова 3. Местоименные слова – заместители (он, его, их), указатели (этот, тот, там) 4. Слова-синонимы, перифразы ( Пастернак – художник слова - великий лирик – поэт…) 4. Союзы и частицы ( но, а, ведь, это, же)
12 СПЕЦИФИКА ТЕКСТА Наличие темы. Способы выражения темы – заглавие, начало (повествовательное предложение, вопрос, побудительное предложение, указательное предложение, именительный представления) конец текста, ключевые слова в тексте (найти в тексте «Б. Пастернак»). 1. Россия! Нищая Россия! Мне избы серые твои, твои мне песни ветровые… 2. Надо ли нам мечтать? Вопрос не из праздных… 3. Это случилось за несколько дней до конца войны… 4. Давайте посмотрим, правильно ли мы живем…
13 ФИКСИРУЕМ ИНФОРМАЦИЮ! 1. И ночь, и день, и снова ночь и день Сквозь бурелом, по замкнутому кругу Блуждал смертельно раненный олень И за собою вел свою подругу… 2. Тревожно вскинув звонкие рога… И долго слушал чуткими ноздрями Железный запах близкого ствола… 3. Старик, ты не знаешь природы: Ведь может быть тело дворняги, А сердце – чистейшей породы! Типы текстов: Стили языка: Рассуждение Описание Повествование Книжный ( научный, публицистический, деловой) Разговорный Художественный
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.