Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемМария Тимошкина
1 основы коммуникации Представление дисциплины
2 2 Общие сведения по дисциплине Название Основы коммуникации Читается для специальности Социальная работа Важность изучения дисциплины Данный курс помогает специалисту по социальной работе осмысленно подходить к общению с окружающими, с клиентами, к оценке поступков и действий своих коллег и клиентов, дает необходимые знания об общих законах и закономерностях межличностного взаимодействия; о принципах, функциях, барьерах общения; о видах и формах общения; об основных средствах невербального общения; об особенностях организации профессионального общения и его функциях; о приемах привлечения и удержания внимания партнера по общению; о приемах формирования аттракции и приемах активного слушания и другие. Сфера профессионального использования Профессиональная социальная работа относится к видам деятельности, в которых владение коммуникативными умениями является значимым компонентом формирования профессионализма и способствует развитию целостного профессионального мышления практического и научного работника в области социальной работы.
3 3 Краткое описание дисциплины Курс посвящен - развит ию коммуникативных способностей студентов, а также формирование способности к самооценке, самоконтролю, саморегуляции ; - формировани ю и коррекци и коммуникативных умений студентов; - развити ю способности адекватного и полного познания себя и других посредством общения; - овладени ю приемами декодирования психологических сообщений, идущих от окружающих и групп; - обучени ю коммуникативным приемам межличностного общения.
4 4 Цели и задачи преподавания дисциплины Основной целью дисциплины является формирование у студентов знаний - об общих законах и закономерностях межличностного взаимодействия; - о принципах, функциях, барьерах общения; - о видах и формах общения; - об основных средствах невербального общения; - об особенностях организации профессионального общения и его функциях; - о приемах привлечения и удержания внимания партнера по общению; - о приемах формирования аттракции и приемах активного слушания и др.
5 5 Место дисциплины среди смежных дисциплин Данная дисциплина требует предварительного изучения курсов Психологии, социологии, теории социальной работы, введение в специальность и др. В то же время дисциплина является одной из прикладных дисциплин в подготовке специалиста по социальной работе
6 6 Начальные знания Для успешного освоения курса требуется знание основ гуманитарных и общепрофессиональных дисциплин Студенты изучили теоретические основы социальной работы и у них сформировалось представление о её смысле и сущности. Также студенты изучили такие дисциплины как психология, социология, введение в специальность «Социальная работа» содержание, которых поможет в изучении данного курса.
7 7 Итоговые знания, умения и навыки В результате изучения дисциплины студенты должны иметь ПРЕДСТАВЛЕНИЯ: об общих законах и закономерностях межличностного взаимодействия; - о принципах, функциях, барьерах общения; - о видах и формах общения; В результате изучения дисциплины студенты должны получить ЗНАНИЯ: об общих законах и закономерностях межличностного взаимодействия; - о принципах, функциях, барьерах общения; - об основных средствах невербального общения; - об особенностях организации профессионального общения и его функциях; В результате изучения дисциплины студенты должны приобрести УМЕНИЯ И НАВЫКИ: - владеть средствами конструктивной коммуникации; - использовать такие средства в деятельности при построении профессионального процесса общения; - анализировать свою деятельность и выделять новые средства эффективной коммуникации; - преодолевать психологические барьеры в процессе общения; - использовать такие средства в деятельности при построении профессионального процесса общения; - анализировать свою деятельность и выделять новые средства эффективной коммуникации; - преодолевать психологические барьеры в процессе общения; - «считывать» невербальную информацию партнера по общению и др.
8 8 Содержание лекционного курса Тема 1. Социальное общение: роль и функции Тема 2. Структура профессионального общения социального работника Тема 3. Коммуникативная компетентность социального работника Тема 4. Культура речевого поведения социального работника Тема 5. Невербальные средства в управлении профессиональным общением социального работника Тема 6. Техники эффективного воздействия Тема 7. Деловая беседа как вид коммуникативного взаимодействия Тема 8. Мастерство речевого воздействия в ходе делового общения Тема 9. Техника аргументации
9 9 Тема 1. Социальное общение: роль и функции Общение заключается в целенаправленном обмене информацией; общение - это коммуникативный процесс; общение представляет собой процесс, основанный на разумном понимании и намеренной передаче мыслей и переживаний. Таким образом, общение сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивида, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их сопереживания и взаимного понимания друг друга. В социальной работе общение выступает как главный способ деятельности, предопределяющий другие организационно- распорядительные меры и действия социального работника.
10 10 Тема 2. Структура профессионального общения социального работника В процессе профессионального общения можно выделить коммуникативный и предметный аспекты. Профессиональное общение социального работника широкое понятие, включающее все многообразие коммуникаций специалиста не только с клиентами, но и с близкими людьми их окружения, коллегами, различными специалистами других сфер, администрацией и др. Доминирующими функциями коммуникативного взаимодействия являются воспитательные, установления благоприятного морально-психологического климата в группе (в условиях групповой работы), учета потребностей клиента, планирования, координации и оптимизации совместной деятельности, обеспечения единства целей и средств. Компоненты профессионального общения: коммуникативный, интерактивный, перцептивный и аффективный, перцептивный и праксический информационный, аффективный и регулятивный, когнитивный, аффективный и поведенческий.
11 11 Тема 3. Коммуникативная компетентность социального работника Профессиональная компетенция (от лат. competentia принадлежность по праву) круг вопросов, решение которых входит в его обязанности. Профессиональная компетентность отражает уровень владения необходимыми знаниями и умениями. Положив в основу ведущие компоненты профессионального общения, можно выделить следующие блоки профессиональных коммуникативных умений социального работника: социально-психологический, нравственно-этический, эстетический, технологический. Специфическим личностным качеством специалиста в структуре коммуникативной компетентности является профессиональная коммуникабельность. Существенным признаком профессиональной коммуникабельности социального работника является личностная аттракция
12 12 Тема 4. Культура речевого поведения социального работника Речевое поведение проявляется в манере, характере речевых действий и речевой деятельности, включая соматическую активность. Если речевая деятельность специалиста в основном направлена на предметное информирование, то речевое поведение включает и передачу экспрессивной информации, обеспечивающей регуляцию взаимоотношений с клиентами. В структуру речевых поступков, из которых складывается речевое поведение, входят субъект, объект, которому адресуется информация, цель, содержание, используемые средства вербальные и невербальные. Высказывания, обращенные к клиенту, вызывающие определенные ответные реакции словесные, поведенческие, являются поступками, отражающими уровень профессиональной культуры. Речевые поступки социального работника имеют определенное коммуникативное содержание и форму. Профессиональное общение складывается из взаимного обмена речевыми поступками социального работника и клиента. Культура речевого поведения обусловлена целесообразным выбором и организацией языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении лингвистических и этических норм позволяют эффективно решать коммуникативные задачи.
13 13 Тема 5. Невербальные средства в управлении профессиональным общением социального работника Все многообразие невербальных средств принято разбивать на три группы: 1) фонационные, 2) кинетические, 3) проксемические. Соответственно невербальное поведение социального работника складывается из интонации движений голоса, движений тела и расположения в пространстве. Изменяя звучность, мелодику, темпоритм высказываний, социальный работник может выразить тончайшие нюансы эмоционального отношения к предмету разговора, собеседнику, расширить смысловую емкость слова. Известны такие разновидности интонационных стилей, как информационный (деловой), научный, публицистический, художественный, разговорный. Специальные исследования показали присутствие в речи социального работника всей интонационной палитры. Стилистика речевого поведения обусловлена профессиональными задачами, тематикой высказываний, конкретной ситуацией, категорией клиентов, возрастом клиентов и другими обстоятельствами.
14 14 Тема 6. Техники эффективного воздействия Коммуникативное взаимодействие складывается из определенных структурных компонентов (этапов). В акте общения можно выделить 4 этапа: 1.«Переключение» на собеседника. 2. Установление контакта (распределение ролей). 3. Выбор языка и его использование. 4. Разрыв контакта. Обратная связь это двусторонний процесс, который включает два главных компонента: а) получение информации о положении дел, возникающих проблемах, о трудностях в решении поставленных задач и др. б)специалист, основываясь на результатах анализа, своевременно вносит необходимые коррективы в ход работы, оценивает и направляет работу исполнителей, клиентов и других лиц в процесс работы Успех в искусстве общения вообще, и профессионального общения в частности, во многом определяется умением (на уровне навыков) использовать приемы формирования эффективной обратной связи. Тот, кто берет на себя инициативу в формировании обратной связи, становится лидером в коммуникативном воздействии.
15 15 Тема 7. Деловая беседа как вид коммуникативного взаимодействия Деловая беседа является одним из основных видов профессионального общения социального работника общения. Суть деловой беседы выяснение проблемы (проблем) и согласование позиций. Повышению эффективности деловой беседы способствуют следующие условия: хорошая подготовка; активное использование коммуникативных средств взаимодействия с партнером (рефлексивное слушание, постановка вопросов и т. д.). Подготовка к деловой беседе как обязательный компонент ее организации включает в себя: предварительный анализ позиции партнера; подготовку вопросов, направленных на выяснение деталей его позиции. Эффективность деловой беседы как вида профессионального общения зависит от использования коммуникативных средств взаимодействия с собеседником.
16 16 Тема 8. Мастерство речевого воздействия в ходе делового общения Контакты с другими людьми, имеющие целью выполнение какого-то дела, проведение совместной работы условно можно назвать деловым общением. К числу важнейших требований к деловому общению следует отнести: предельное внимание к чужим мыслям и словам; корректность и чувство такта при несогласии с партнером; отчуждение категоричности; умение слышать то, что скрыто за словами; умение высказать свои мысли ясно, просто, лаконично; и в беседе и поведении соблюдать вежливость и достоинство. Классификация видов выступлений по основным признакам (информационная, убеждающая, побуждающая речь) призвана помочь оратору избежать таких случаев, когда, например, вместо подчеркнуто эмоциональной, убеждающей речи произносят информационную в стиле научного реферата или когда "выступлением под настроение" заменяется речь - призыв.
17 17 Тема 9. Техника аргументации Факторы, способствующие повышению эффективности аргументов: достоверность источника информации, то есть того, кто убеждает; важность самой темы (проблемы), то есть убедительность того, о чем говорится; характер личности, группы (то есть ее состав и взгляды), которую убеждают (переубеждают). Убедить - значит логическими доводами доказать или опровергнуть какое- либо положение. Психологи утверждают, чтобы ваша речь звучала убедительнее, учитывайте в ней основные человеческие инстинкты и желания. Убедительность речи в значительной мере, как показывают социологические исследования, зависит от ее характера, образности, афористичности. Как логический прием, любое доказательство состоит из трех взаимосвязанных элементов: тезиса, доводов (аргументов) и способа доказательства (демонстрации).
18 18 Формы контроля Текущий контроль Обсуждение вопросов в форуме Итоговый контроль Зачет
19 19 Глоссарий Беседа - разновидность общения равных по положению партнеров, ситуационный контакт, предметный разговор Кластер фразеологический - устойчивая форма связи слов, образующих определенный смысл; разговорная формула с закрепленным смыслом. Коммуникатор - отправитель информации, активный субъект общения. Коммуникация - акт общения, связь между двумя и более индивидами, сообщение информации одним лицом другому. В более узком смысле процесс передачи информации от отправителя к получателю (от коммуникатора к реципиенту).
20 20 Список литературы Основная Берн Э. Игры, в которые играют люди. - М., Бодалев А.А. Личность и общение. /Избр. труды. - М.: Просвещение, Бурнард Ф. Тренинг навыков общения – СПб.:Питер,2002. Вересов Н.Н. Психология управления.- М.-Воронеж,2004 Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения. - М., Курбатов В.И. Искусство управлять общением. - Ростов-на-Дону, Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на других людей. - М., Козлов А.А., Иванова Т.Б. Практикум социального работника. – Ростов-на-Дону, Станкин М.И. Психология общения. - М., Нельсон-Джоунс Р.Теория и практика консультирования. СПб.,2001. Федьдштейн Д.И. Психология становления личности.-М., 2003.
21 21 Список литературы Дополнительная Пиз А. Язык телодвижений. - Новгород, Рахматшаева В.А. Психология взаимоотношения. - М., Смехов В.М. Логика планирования. - М., Социальная психология личности. - М.,2006. Шепель В.М. Управленческая этика. - М., Шмидт Р. Искусство общения. - М., Шульц И.Г. Аутогенная тренировка. Пер. с нем. С.Л. Дземешкевича /Под. ред. Рожнова. - М.: Медицина, 2005.
22 22 Самостоятельная работа Темы рефератов 1. Культура речи специалиста по социальной работе ее компоненты. 2. Способы речевого взаимодействия в профессиональном общении. 3. Информативно-речевое взаимодействие в профессиональном общении. 4. Убеждение как способ речевого взаимодействия. 5. Искусство аргументации. 6. Невербальное общение как способ коммуникации. 7. Невербальные средства общения, их роль в профессиональном общении. 8. Кинетические средства общения. 9. Проксематические средства общения в профессиональном общении социального работника. 10. Дистанция в общении, ее виды. Выбор оптимальной дистанции в профессиональном общении.
23 23 Сведения об авторе ФИО:Свищева Ирина Константиновна Место работы:БелГУ, Должность:старший преподаватель Кафедра: социальной работы Контактная информация: Адрес ул. Преображенская 78 Рабочий телефон
24 24
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.