Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемСветлана Чемезова
1 Принцип равноправия и самоопределения народов и наций Выполнил студент группы ВЗБ3ЮРуп-23 Киселев А.Ю.
2 Принцип равноправия и самоопределения народов и наций Как общепризнанный принцип право на самоопределение возникло благодаря Уставу ООН, в п. 2 ст. 1 которого используется формулировка «принцип равноправия и самоопределения народов На региональном уровне он получил отражение в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. (принцип VIII «Равноправие и право народов распоряжаться судьбой»). Указанный принцип неоднократно подтверждался в международных договорах.
3 Основные положения, являющиеся элементами права на самоопределение каждый народ имеет право на самоопределение, которое должно уважаться всеми государствами; оно должно осуществляться путем свободного волеизъявления, без какого бы то ни было вмешательства извне; оно означает возможность выбора между внутренним самоопределением; оно означает выбор пути экономического, социального и культурного развития, т.е., в первую очередь, возможность выбора социально-экономического строя.
4 Эти элементы взаимосвязаны, и один выбор может предопределять другой. Понятие «народ» в термине «самоопределение народов», используемом в ст. 1 Устава ООН, является более точным, чем понятие «нация», поскольку население территории может быть многонациональным либо еще не сложившимся в нацию. Основные положения, являющиеся элементами права на самоопределение
5 Современное международное право не санкционирует и не поощряет какие-либо действия, которые вели бы к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства государств, соблюдающих принцип равноправия и самоопределения народов. Отделение не является обязательным элементом реализации права на самоопределение. Оно не должно осуществляться вне рамок права на самоопределение. Основные положения, являющиеся элементами права на самоопределение
6 Отделение народа допускается в следующих случаях: если оно относится к народам территорий, подлежащих деколонизации (в настоящее время это положение утратило прежнее значение в связи с тем, что процесс деколонизации практически завершен); если оно предусмотрено в конституции (или ином законе) соответствующего государства; если территория, на которой проживает определенный народ, была оккупирована или подверглась аннексии после 1945 г.; если какие-либо народы проживают на территории государства, не соблюдающего в отношении этих народов принцип равноправия и самоопределения народов и не обеспечивающего представительство всех слоев населения без какой бы то ни было дискриминации в органах государственной власти.
7 Содержание рассматриваемого принципа в современном международном праве включает в основном следующее: все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие; все государства обязаны уважать это право; все государства обязаны содействовать путем совместных и самостоятельных действий осуществлению народами права на самоопределение;
8 все государства обязаны воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость; в своей борьбе за независимость колониальные народы могут использовать все необходимые средства; запрещается подчинение народа иностранному господству. Содержание рассматриваемого принципа в современном международном праве включает в основном следующее:
9 Принцип самоопределения наций и народов не означает, что нация (народ) обязана стремиться к созданию самостоятельного государства или государства, объединяющего всю нацию. Право нации на самоопределение есть ее право, а не обязанность. Содержание рассматриваемого принципа в современном международном праве включает в основном следующее:
10 Юридическое содержание принципа самоопределения народов В Декларации о принципах международного права (от 24 октября 1970) содержании данного принципа раскрывается следующим образом: «В силу принципа равноправия и самоопределения народов, закреплённого в Уставе ООН, все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава».
11 В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 (статья 1) сказано: «Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие. Юридическое содержание принципа самоопределения народов
12 Соотношение принципа самоопределения народов и принципа территориальной целостности государства принцип территориальной целостности имеет приоритет по отношению к принципу самоопределения народов; принцип самоопределения народов имеет приоритет по отношению к принципу территориальной целостности; оба принципа обладают равной юридической силой.
13 Субъект права на самоопределение В связи с правом народа на самоопределение перед нами неизбежно возникает вопрос относительно субъекта этого права. Кто является носителем этого права: народ, нация, национальное меньшинство или государство в целом? Сразу надо отметить, что слово «нация» (nation) в международно- правовом дискурсе является двусмысленным, поскольку под этим словом может подразумеваться как некая этническая общность, так и государство (так же как в словосочетании «Организация Объединенных Наций», где под словом «нация» имеется в виду государство).
14 В качестве народа может выступать как определенное этническое или национальное меньшинство, так и совокупность этнических групп (пример «народ США»). В этом отношении мы с полным основанием можем говорить о народе Приднестровья, поскольку вот уже на протяжении 17 лет этот народ, состоящий из различных этносов, тем не менее воспринимает себя в качестве определенной целостности. Субъект права на самоопределение
15 Принцип народов на самоопределение и идеология Говоря о праве народов на самоопределение, следует иметь в виду, что отношение к этому праву в значительной мере зависит от политического и идеологического аспекта, точнее, от того, находится ли та или иная национальная доктрина международного права под влиянием империалистической или антиимпериалистической политики определенного государства.
16 Вполне естественно, что те государства, которые в прошлом являлись колониальными империями или же имеют на своей территории движения, рассматриваемые ими в качестве «сепаратистских», будут склонны к отрицанию права народов на самоопределение. Принцип народов на самоопределение и идеология
17 Концепция принципа самоопределения народов в российской науке международного права Российская наука международного права прошла определенную эволюцию в своем отношении к праву на самоопределение народов. На первом этапе этой эволюции тогда еще советская школа международного права однозначно и последовательно поддерживала право народов на самоопределение.
18 В советском Курсе международного права, содержание принципа равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой по мере его развития расширялось. В соответствии с рассматриваемым принципом каждый народ (нация) имеет равное право свободно распоряжаться своей судьбой, самостоятельно, без всякого иностранного вмешательства решать все вопросы своего внутреннего развития и устройства, по своему усмотрению устанавливать любую форму отношений с другими народами и государствами. Концепция принципа самоопределения народов в российской науке международного права
19 Советская наука международного права рассматривала право на самоопределение в качестве основного права народов, выражающего уважение по отношению к принципу национального суверенитета. При этом советская доктрина видела в нарушении права народов на самоопределение массовое и грубое нарушение прав человека. Поскольку любое право народов это коллективное право, писали советские юристы-международники постольку его нарушение есть не что иное, как массовое и грубое нарушение прав человека» (определение ООН). Концепция принципа самоопределения народов в российской науке международного права
20 Российские авторы отмечают, что право на самоопределение не является абсолютным, поскольку в силу взаимозависимости между всеми народами и государствами реализация этого права должна осуществляться «только в соответствии со свободно выраженной волей соответствующего государства или государств, с учетом законных прав и интересов других народов, проживающих на этой или сопредельной территориях, а также с должным учетом других основных принципов современного международного права» Концепция принципа самоопределения народов в российской науке международного права
21 На сегодняшний день в российской науке международного права сложилось несколько различных подходов к праву народов на самоопределение, которые можно условно назвать империалистическим, либеральным и демократическим. Концепция принципа самоопределения народов в российской науке международного права
22 Альтернативы праву народов на самоопределение На этот важный вопрос ответил российский ученый Александр Тарасов в своей статье «Право народов на самоопределение как фундаментальный демократический принцип». Так, по мнению Тарасова, единственной альтернативой демократического решения национального вопроса посредством признания и реализации права народа (нации) на самоопределение может быть лишь насильственная ассимиляция, сегрегация или даже геноцид.
23 Международная правосубъектность ПМР ПМР обладает всеми признаками государства: территорией, населением, а также правительством. При этом следует напомнить, что государство возникает из факта и для своего возникновения и существования не нуждается в признании со стороны других государств (так называемая «декларативная» теория признания).
24 ПМР является государством независимо от того, признают ли его или нет другие государства. Одним из логических выводов из тезиса о государственности (а, стало быть, и международной правосубъектности ПМР) является то, что все государства, независимо от того, признают ли они или нет ПМР, обязаны соблюдать по отношению к ней принципы и нормы общего международного права (в том числе обязаны воздерживаться от вооруженной агрессии против ПМР и вмешательства в ее внутренние дела). Международная правосубъектность ПМР
25 Проблема ПМР сегодня это не столько юридическая (международно-правовая) проблема, сколько проблема политическая, которая должна быть решена политическими средствами, чтобы облегчить реализацию международной правосубъектности ПМР Международная правосубъектность ПМР
26 Проблематика «непризнанных государств» вообще с учетом принципа самоопределения, то международному сообществу давно следует собрать международную конференцию, на которой могли бы быть выработаны четкие принципы и единые критерии решения такого рода проблем. Международная правосубъектность ПМР
27 Рассмотренный вопрос дает возможность сделать несколько выводов Прежде всего, даже достаточно устоявшаяся интерпретация содержания принципа самоопределения народов не в состоянии ответить на все вопросы, которые ставит жизнь. Реальность всегда богаче любой правовой нормы. Далее, межгосударственные отношения продолжают развиваться и нередко требуют свежего взгляда на уже, казалось бы, вполне ясные ситуации.
28 Наконец, всегда надо помнить, что любая ситуация на международной арене, требующая решения с помощью международного права, нуждается в конкретном анализе. Нельзя просто приложить к ней абстрактные международно-правовые схемы и надеяться, что проблема автоматически будет устранена. Любой принцип, чтобы «работать», должен быть детализирован. Не является исключением и принцип самоопределения народов. Рассмотренный вопрос дает возможность сделать несколько выводов
29 Как правило, необходима разработка на его основе конкретных норм между заинтересованными сторонами, учитывающих все особенности сложившейся ситуации. В заключение рассмотрения данного вопроса следует заметить, что данный принцип должен применяться только с учетом другого основного принципа МП – принципа территориальной целостности государств. Рассмотренный вопрос дает возможность сделать несколько выводов
30 Спасибо за внимание
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.